У вас нет прав на редактирование этой страницы по следующей причине:
Запрошенное действие могут выполнять только участники из группы «Участники».
Текст:
Город Ветлуга расположен на севере [[Нижегородская область|Нижегородской области]]. Город был основан в XVIII веке по указу [[Екатерина Великая|Екатерины II]]. Место для нового города было выбрано не случайно: место уже обжитое,на берегу реки [[Ветлуга река|Ветлуги]], от названия которой и произошло название города. Поселение это было русское (После похода галичского князя Семена Романовича в 1469 году черемисы из этих мест ушли). Название его происходит от названия находящейся там церкви Воскресения Иисуса Христа. В связи с тем,что( в 1437 году )на этом месте останавливался и жил Преподобный Варнава Ветлужский,то появилось название:Воскресенский стан, или Воскресенский погост, как о нем свидетельствуют более поздние исторические документы. «Стан Воскресенский», а в нём погост на реке на Ветлуге, а на погосте церковь Воскресенье Христово древяна клетцка, тёплая, с трапезою. А в церкве образы, и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всё церковное строение приходских людей. Да на погосте ж церковных дворов: во дворе поп Герасий Васильев, во дворе дьячок Иванко Иванов, во дворе пономарь Миронко Марков, во дворе проскурница Марфица Самойлова дочь, да 3 кельи нищих, питаются от церкви Божьи»... Рядом с погостом находилась «деревня Щупликово на реке Ветлуге, а на ней крестьян; во дворе Степанко Фёдоров, во дворе Иванко Иванов, во дворе Сенька Кузьмин». При дозоре 1628 года деревня Шупликово ( в позднейших документах-«Щуплино»,«Щулепниково») вместе с Воскресенским погостом называлась селом Воскресенским (Верхним Воскресенским). Деревня Шулепниково упоминается также в документе, относящемся к 1636- 1637 г.г. Это дарственная грамота царя Михаила Фёдоровича княгине Мстиславской. Документы (церковно-приходские книги) говорят, что в XVII веке в д. Шулепниково построили деревянную церковь Тогда же, в связи с постройкой церкви, деревню переименовали в село Верхнее Воскресенье Село Верхнее Воскресение в 1778 году было куплено Костромским генерал-губернатором Мельгуновым за 8600 рублей вместе со всем имуществом и населением, состоящим из 82 душ мужчин (счет велся только мужского населения). По Указу Екатерины II от 5 сентября 1778 года село было преобразовано в звездный город Ветлугу Костромской губернии (Костромское наместничество Унженской провинции). По первому делению на губернии все верхнее Приветлужье входило в состав Архангелогородской губернии (1708-1778 г.) (подробности см. «Ветлужский край», стр. 56, 106, 107 и «Путеводитель по среднему Приветлужью» Н.Г. Тумаков). *[http://www.proshkolu.ru/user/vladikom/file/459796/- исследование и исторические сведения] В настоящее время численность населения города немного превышает 10000. Среди достопримечательностей города можно назвать Екатерининскую церковь, часовню имени Александра Невского, Братскую площадь, а так же ряд архитектурных сооружений, построенных уже в современную эпоху, но прекрасно вписывающихся в общий ансамбль города. [[Категория:Город]] [[Категория:Нижегородская область]] == ВЕТЛУЖСКИЕ ДЕРЕВНИ == В [[Поветлужье]] раньше марийцы жили, русских не было еще.Речка Мурановка в Ветлугу впадает — там места очень красивые были, и туда по праздникам марийцы сходились со всей округи на свои гулянья, плясали и пели песни — вот отсюда название и пошло, от слова «муро» — песня. На левом берегу Ветлуги есть маленькая пристань Му-рья, ее название происходит от слова «мар» — человек. Раньше селенья редкими были, места безлюдными, а тут вот на берегу какой-то человек жил — отсюда, говорили старики, это название и идет. Село Новоникольское в [[Варнавинский район (Нижегородская область)|Варнавинском районе]], говорили, раньше тоже было марийским и называлось Шудатрава. Там возле деревни широкая пойма была, много травы, пастбище. Потом марийцев окрестили, село назвали по престолу церкви. Около Ветлуги есть деревня Черемиска — так это по названию даже понятно, кто там жил. Возле Шахуньи. две деревни, марийцами основанные — Мелешиха и Полетайки—первых поселенцев, говорили мне, звали Мелюш и Полетай. Есть речка Нелидовка возле Варнавина. Говорят, название ее происходит от слова нелтыш—глоток. Омута там глубокие, повороты, очень опасно было в ней купаться — проглатывала. Руя — речка и деревня возле села Воздвиженского означает по-русски «мутная», Турань — тоже речка и село за городом Ветлугой — «крутой», Чибирь — речка и поселок — «красный», в этой речке вода была красноватого оттенка. На Ветлуге есть омут такой — Шабан. Его название идет от марийского слова «шопо» — тухлый, там запах неприят-ный, вода застаивается. В Варнавинском районе есть деревня Шижма, ее назвали по-марийскому слову «шижаш»—чувствовать. Место это в сухом бору. Вот, говорят шел по этому лесу мариец — в жару, по песку, неприятно идти ему было. И почувствовали, что в одном месте под песком вода может быть. Покопал- ся — и правда, родничок появился. Потом уж на этом месте деревню построили. Деревня Шурговаш около [[Воскресенское (Нижегородская область)|Воскресенска]] — значит по-марийски «против леса», речка Шуйба, приток Большой Какши—«медленная», речка Янгарка — «гнилая, вонючая», Якшанга—речка, которая течет через красный лес сос- новый. Сам город [[Урень]] тоже, говорят, марийцами был заложен, как деревня еще. Первый поселенец там человек по имени Ур — Белка. * [[Историко-географический словарь по среднему Приветлужью]]
Описание изменений:
Малое изменение Включить эту страницу в список наблюдения
Отменить