Белов, Кондратий Петрович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Персона}}
+
{{Персона
х''Любовь к родному краю  в пейзажах омского художника К. П. Белова'''Любовь к отечеству начинается с любви к родному городу, родному краю.          Старейший омский художник  К.П. Белов, как ни кто другой, чувствовал свою родину, умел видеть в ней все самое прекрасное и все свои картины посвятил [[Сибирь|Сибири]]. Его [[пейзаж]]и показывают [[Сибирь]] как красивый и бескрайний край, открывают нам страницы прошлого и показывают то, что было безвозвратно утеряно.
+
|имя              = Белов Кондратий Петрович
 +
|портрет          = (изображение персоны)
 +
|размер          = (размер изображения)
 +
|описание        = художник
 +
|дата рождения    = (1900)*
 +
|место рождения  = (место рождения)
 +
|дата смерти      = (1988)
 +
|место смерти    = (место смерти)
 +
}}
 +
'''Любовь к родному краю  в [[пейзаж]]ах омского художника К. П. Белова'''Любовь к отечеству начинается с любви к родному городу, родному краю.          Старейший омский художник  К.П. Белов, как ни кто другой, чувствовал свою родину, умел видеть в ней все самое прекрасное и все свои картины посвятил [[Сибирь|Сибири]]. Его [[пейзаж]]и показывают [[Сибирь]] как красивый и бескрайний край, открывают нам страницы прошлого и показывают то, что было безвозвратно утеряно.
  
 
Родился будущий художник на Северном Урале, вырос в Сибири, на берегу  полноводной и мощной реки Томи в селе Пача. В его памяти сохранились яркие и разнообразные впечатления детства, связанные с природой и традициями родного края.  
 
Родился будущий художник на Северном Урале, вырос в Сибири, на берегу  полноводной и мощной реки Томи в селе Пача. В его памяти сохранились яркие и разнообразные впечатления детства, связанные с природой и традициями родного края.  
Строка 8: Строка 17:
 
В 1922 году  первая живописная работа Белова "Широкая масленица"  появилась в экспозиции весенней выставки иркутских художников.
 
В 1922 году  первая живописная работа Белова "Широкая масленица"  появилась в экспозиции весенней выставки иркутских художников.
  
Пейзаж "Лесосплав на Иртыше" (1948) - важнейший этап в творчестве художника. Некоторые искусствоведы в порыве энтузиазма назвали его первым полным и выразительным портретом Сибири. В этой работе живописец открыл не только новый жанр, который станет для него своим, родным, здесь раскрываются новые грани дарования художника, его мироощущение, его мировосприятие. В "Лесосплаве" определились возможности живописца-пейзажиста. Он заявляет о себе как о художнике эпического склада, сурового и мужественного. Появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, бесконечные просторы, находится и излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Этот мотив будет потом варьироваться, но не превратится в штамп, облегчающий художнику контакт с натурой, а явится результатом осмысления природы Сибири, стремления выразить ее суть в самых широких, только ей присущих категориях.
+
[[Пейзаж]] "Лесосплав на Иртыше" (1948) - важнейший этап в творчестве художника. Некоторые искусствоведы в порыве энтузиазма назвали его первым полным и выразительным портретом Сибири. В этой работе живописец открыл не только новый жанр, который станет для него своим, родным, здесь раскрываются новые грани дарования художника, его мироощущение, его мировосприятие. В "Лесосплаве" определились возможности живописца-[[пейзаж]]иста. Он заявляет о себе как о художнике эпического склада, сурового и мужественного. Появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, бесконечные просторы, находится и излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Этот мотив будет потом варьироваться, но не превратится в штамп, облегчающий художнику контакт с натурой, а явится результатом осмысления природы Сибири, стремления выразить ее суть в самых широких, только ей присущих категориях.
  
Почему же Белов обратился к пейзажу на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. В то время пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный пейзаж. Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог и т.д. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.
+
Почему же Белов обратился к [[пейзаж]]у на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. В то время пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный [[пейзаж]]. Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог и т.д. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.
  
Белов воспринимает природу по-другому. Он представляет эпический пейзаж - направление, редко встречавшееся в русской пейзажной живописи, где традиционно доминировали лирический и декоративно-синтетический пейзажи. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, частью которого является человек. К.П. Белов стремится видеть природу, чувствовать жизнь окружающего мира, ее темперамент. В его пейзажах нет разделения на основной мотив и фон, нет четко выраженного композиционного центра. Каждая часть природы, независимо от того, ближе она или дальше, не может играть подчиненную роль. В этом принципиальное отличие эпического пейзажа от лирического. Все это в полной мере придет позже, но началось все именно с «Лесосплава».  
+
Белов воспринимает природу по-другому. Он представляет эпический пейзаж - направление, редко встречавшееся в русской [[пейзаж]]ной живописи, где традиционно доминировали лирический и декоративно-синтетический пейзажи. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, частью которого является человек. К.П. Белов стремится видеть природу, чувствовать жизнь окружающего мира, ее темперамент. В его пейзажах нет разделения на основной мотив и фон, нет четко выраженного композиционного центра. Каждая часть природы, независимо от того, ближе она или дальше, не может играть подчиненную роль. В этом принципиальное отличие эпического пейзажа от лирического. Все это в полной мере придет позже, но началось все именно с «Лесосплава».  
  
 
Следующая работа «Половодье на Иртыше» (1949), продолжая обозначившуюся линию, как бы суммирует все лучшее из того, что в то время мог сказать художник. Остается высокая точка зрения, остается глубина пространства. Но восприятие природы концентрируется, спрессовывается. Исчезает повествовательность, нет места мелким развлекательным подробностям, но начинается предыдущая картина (фигурки людей, лошади, детали домиков). Композиция приобрела строгость, собранность, цельность.  
 
Следующая работа «Половодье на Иртыше» (1949), продолжая обозначившуюся линию, как бы суммирует все лучшее из того, что в то время мог сказать художник. Остается высокая точка зрения, остается глубина пространства. Но восприятие природы концентрируется, спрессовывается. Исчезает повествовательность, нет места мелким развлекательным подробностям, но начинается предыдущая картина (фигурки людей, лошади, детали домиков). Композиция приобрела строгость, собранность, цельность.  

Версия 05:32, 24 мая 2008

Белов Кондратий Петрович
Файл:(изображение персоны)
художник
Дата рождения: (1900)*
Место рождения: (место рождения)
Дата смерти: (1988)
Место смерти: (место смерти)

Любовь к родному краю в пейзажах омского художника К. П. БеловаЛюбовь к отечеству начинается с любви к родному городу, родному краю. Старейший омский художник К.П. Белов, как ни кто другой, чувствовал свою родину, умел видеть в ней все самое прекрасное и все свои картины посвятил Сибири. Его пейзажи показывают Сибирь как красивый и бескрайний край, открывают нам страницы прошлого и показывают то, что было безвозвратно утеряно.

Родился будущий художник на Северном Урале, вырос в Сибири, на берегу полноводной и мощной реки Томи в селе Пача. В его памяти сохранились яркие и разнообразные впечатления детства, связанные с природой и традициями родного края.

В 17 лет Кондратий Петрович, волею судьбы, оказался в Томске, который поразил его: «С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно… ». Именно в Томске начались жизненные университеты Белова, а потом продолжались уже в Сибири.

В 1922 году первая живописная работа Белова "Широкая масленица" появилась в экспозиции весенней выставки иркутских художников.

Пейзаж "Лесосплав на Иртыше" (1948) - важнейший этап в творчестве художника. Некоторые искусствоведы в порыве энтузиазма назвали его первым полным и выразительным портретом Сибири. В этой работе живописец открыл не только новый жанр, который станет для него своим, родным, здесь раскрываются новые грани дарования художника, его мироощущение, его мировосприятие. В "Лесосплаве" определились возможности живописца-пейзажиста. Он заявляет о себе как о художнике эпического склада, сурового и мужественного. Появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, бесконечные просторы, находится и излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Этот мотив будет потом варьироваться, но не превратится в штамп, облегчающий художнику контакт с натурой, а явится результатом осмысления природы Сибири, стремления выразить ее суть в самых широких, только ей присущих категориях.

Почему же Белов обратился к пейзажу на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. В то время пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный пейзаж. Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог и т.д. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.

Белов воспринимает природу по-другому. Он представляет эпический пейзаж - направление, редко встречавшееся в русской пейзажной живописи, где традиционно доминировали лирический и декоративно-синтетический пейзажи. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, частью которого является человек. К.П. Белов стремится видеть природу, чувствовать жизнь окружающего мира, ее темперамент. В его пейзажах нет разделения на основной мотив и фон, нет четко выраженного композиционного центра. Каждая часть природы, независимо от того, ближе она или дальше, не может играть подчиненную роль. В этом принципиальное отличие эпического пейзажа от лирического. Все это в полной мере придет позже, но началось все именно с «Лесосплава».

Следующая работа «Половодье на Иртыше» (1949), продолжая обозначившуюся линию, как бы суммирует все лучшее из того, что в то время мог сказать художник. Остается высокая точка зрения, остается глубина пространства. Но восприятие природы концентрируется, спрессовывается. Исчезает повествовательность, нет места мелким развлекательным подробностям, но начинается предыдущая картина (фигурки людей, лошади, детали домиков). Композиция приобрела строгость, собранность, цельность.

Более свободным, эмоциональным, раскованным Белов становится в небольших картинах конца 1950-х годов. В свое время их не оценили по достоинству. Слишком резко они контрастировали с господствовавшей тогда лакировочной живописью. Две из них художник сделал на картоне для себя как эскизы будущих работ о своей родине - деревне Пача, которую он продолжал любить всегда. В этих картинах эпическое начало заметно уменьшается, хотя все внешние параметры эпики сохраняются - высокая точка зрения, глубина пространства, свободная композиция. Однако в эпическую структуру вторгается романтическое содержание, здесь много личностного, эмоционального, выраженного языком пластики и цвета.

Пейзаж «Родные поля» (1958) пронизан чувством любви к этому более чем скромному уголку сибирской природы. Мягкое предвечернее освещение привносит в картину тихую поэзию. Догорающий луч света высвечивает часть сжатого поля, его золотистые оттенки наполняют атмосферу произведения удивительной теплотой. Только затененный первый план темная полоса леса с тяжелыми облаками несколько сжимают пространство картины, создавая ненавязчивое ощущение настороженной тишины. Здесь впервые легко угадывается меланхолический темперамент самого художника, ностальгическое состояние его души.

В печальном событии картины «Старая мельница» (1960) художник также видит свою красоту. Неторопливо течет вода, она давно уже преодолела запруду и постепенно затопила некогда жилое пространство, заборы, сараи, дома. Над водной гладью возвышается только забытая старая мельница с заколоченными окнами и дверью, ставшая прибежищем птиц. Когда-то добротная постройка уже начинает разрушаться. Живописец не делает из этого трагедии. Основная тема картины - какая-то скептическая элегичность («все течет...»). Она и определяет композиционный строй полотна. Старые бревна и доски от влажности и времени приобретают красивый серебристый оттенок, клубятся облака, солнечные зайчики затейливо играют на поверхности воды. Природа живет своей жизнью. В произведениях К. П. Белова природа одухотворяется. Все, что есть на холсте, - это проявление ее жизни, активной, напряженной, динамичной. Понятно, что индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, подчиняет индивидуальному состоянию природы. В его картинах не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

Исключением из этого правила (и то с оговорками) является для художника город Тобольск, который он любил и в котором всегда чувствовал подъем творческих сил. В бывшей столице сибирского края он находит основательность, эпичность, свойственные всей природе Сибири. В пейзажах, посвященных Тобольску, живописец активно включает в характеристику города воду и небо, хотя сам город занимает здесь значительно больше места, чем в других подобных работах.

В картине «Окраина Тобольска» (1971) голубоватые холодные тона разливающейся реки определяют всё колористическое решение холста - стихия победила, и дома, как небольшие островки, теряют самостоятельное значение в этом необъятном просторе воды.

В пейзаже «Тобольский кремль» (1964) стихия и город живут в полном согласии. Небо по-прежнему является цветовым камертоном картины, но оно отходит на задний план, как бы уступая место громаде кремля. Поэтому появляется ощущение, что источник теплого вечернего тона закатного неба - сам кремль, который композиционно доминирует в работе, будто охраняет покой соседних небольших уютных домиков.

Вообще небо играет важную роль в композиционном строе произведений Белова. Любой этюд, любую картину, по его утверждению, он начинает писать с неба. Состояние неба - это и есть настроение его будущего произведения, та «тональность», в которой будет закончена работа.

С середины 1960-х годов Белов возвращается к жанру эпического пейзажа. Возвращается на новом уровне, обогатив свой изобразительный язык новыми живописно-пластическими решениями. Романтическая концепция пейзажа, элементы которой и раньше проявлялись в его произведениях, теперь определяет структуру его работ. Романтические тенденции наиболее отчетливо проявляются в эпических произведениях К. П. Белова («Родина», 1978; «Устье Тобола», 1980) - собирательных образах родины - Сибири. Все они возникли на основе десятков этюдов и картин.

Белову лучше всего удаются пейзажи тех мест, которые он хорошо знает и любит, что связаны с его детством, юностью, молодостью. Это река Томь, где он вырос; Прииртышье, где он формировался как художник; Алтай, Северный Урал, тюменский Север, где он часто бывал. Работы, изображающие эти места, подкупают неповторимостью личной интонации живописца.

К. П. Белов обладает прекрасной художественной памятью, может с доскональной точностью воспроизвести события жизни, знакомые места. Часто и с нежностью художник пишет свою родину. Это темная река, на которой приютилось село, церковь, мельница, с которыми связано так много воспоминаний детства, запутанные, но такие знакомые деревенские улочки («Улица моя», 1968; «Родина», 1973; «Воспоминания детства», 1974).

Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири, но и здесь он обращается к пейзажу, природе. Природа - то главное действующее лицо, то деликатно отступает в глубину, давая возможность развиваться событиям. В работе «Крах колчаковской армии» (1968) отступление колчаковских войск из Омска - их бывшей столицы - трактуется буднично, просто, без элементов нажима, шаржа. Фон отступления - мост через реку Омь, Пророко - Ильинская церковь, Никольский собор, часовня, дома - документально восстанавливает облик Омска 1919 года. Но одновременно пейзаж (вот где проявляются и такт, и мастерство художника) создает и образное решение темы. Соборы, которые художник любит как олицетворение души народа, его извечного стремления к красоте, стоят величественные, гордые, провожая еще одно временное явление, претендовавшее на устойчивость и так буднично и обыденно заканчивающее свое существование. Лист «Митинг. Канун Октября» (1968) возвращает зрителя к событиям 1917 года в Омске. Октябрьская осень, ясный день. Спокойно плывут облака. На площади перед Успенским кафедральным собором собралась толпа. Что-то на трибуне энергично вещает агитатор. Кто-то его слушает, кто-то нет. Одни отдыхают, другие прогуливаются. Но это не важно. Вся толпа - стаффаж, то есть второстепенный элемент композиции, оживляющий изображение. Главный персонаж - величественный собор. На дальнем плане - освещенная солнцем Крестовоздвиженская церковь. Рассматривая все работы, посвященные революционному Омску, нетрудно убедиться, что в композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Одна из причин многочисленных обращений художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием, восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко - Ильинскую церковь, Серафимо - Алексеевскую часовню, Тарские ворота, восстановленные уже после смерти живописца. Название одной работы об этом говорит безапелляционно - «Омск исторический» (1979). Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины». Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности». (Как тут не вспомнить самого Белова: «Нет реки без истока, так и в судьбе моей ты - то единственное место, куда устремляется душа моя»). Произведения омского художника К. П. Белова – живое, впечатляющее повествование о любви к родному краю, к его красоте, к его истории, представляющие интерес для самого широкого круга всех тех, кто не может быть равнодушным к прошлому и настоящему своей Родины.

Персональные инструменты
Инструменты