Актор

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 11: Строка 11:
 
Акторы могут иметь любую природу. Совершенно необязательно, что человеческую. Как пишет Латур:
 
Акторы могут иметь любую природу. Совершенно необязательно, что человеческую. Как пишет Латур:
  
 
+
Я использую термины актор, агент, актант безо всякой задней мысли о том, чем они могут быть, или о том, какие свойства им присущи.  Понятно, что сущностная характеристика персонажа или роли состоит в том, что они являются самостоятельными сущностями. Они могут быть чем угодно: индивидом (Пьер), коллективом (толпа), фигуративной (антропоморфной или зооморфной) или не фигуративной (судьба) репрезентацией. (с. 39)
Я использую термины актор, агент, актант безо всякой задней мысли о том, чем они могут быть, или о том, какие свойства им присущи.  Понятно, что сущностная характеристика персонажа или роли состоит в том, что они являются самостоятельными сущностями. Они могут быть чем угодно: индивидом (Пьер), коллективом (толпа), фигуративной (антропоморфной или зооморфной) или не фигуративной (судьба) репрезентацией. (39)
+
  
 
Люди в обществе взаимодействуют не "только между собой", поскольку повсюду вмешиваются микробы. Нет эскимоса и нет антрополога, отца и ребенка, акушера и  его клиентки, проститутки и ее клиента, паломника и Бога, пророк которого Магомет. В то время как действуют все эти частные отношения, эти двойки, эти договоры, действуют другие акторы, которые заключают свои договоры, ставят свои цели и по-новому определяют социальные связи. В самом центре связей, называемых социальными, они составляют пару, альянс, ужасно усложняя их. Общество не может состоять из одного лишь социального. К нему следует добавить деятельность микробов. (Латур Б. Пастер: война и мир микробов / Б. Латур, Издательство Европейского университета в Санкт Петербурге, 2015. 314 c. 72)  
 
Люди в обществе взаимодействуют не "только между собой", поскольку повсюду вмешиваются микробы. Нет эскимоса и нет антрополога, отца и ребенка, акушера и  его клиентки, проститутки и ее клиента, паломника и Бога, пророк которого Магомет. В то время как действуют все эти частные отношения, эти двойки, эти договоры, действуют другие акторы, которые заключают свои договоры, ставят свои цели и по-новому определяют социальные связи. В самом центре связей, называемых социальными, они составляют пару, альянс, ужасно усложняя их. Общество не может состоять из одного лишь социального. К нему следует добавить деятельность микробов. (Латур Б. Пастер: война и мир микробов / Б. Латур, Издательство Европейского университета в Санкт Петербурге, 2015. 314 c. 72)  
Строка 18: Строка 17:
 
Места удалены друг от друга, несводимы одно к другому, неисчислимы, и тем не менее всегда объединены, едины, сочетаются одно с другим, выстраиваются в линии, залегают на пути. Не залегай оно на пути, ни одно место не главенствовало бы над другим.
 
Места удалены друг от друга, несводимы одно к другому, неисчислимы, и тем не менее всегда объединены, едины, сочетаются одно с другим, выстраиваются в линии, залегают на пути. Не залегай оно на пути, ни одно место не главенствовало бы над другим.
  
 +
 +
* Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур, Москва: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. 384 c.
 +
 +
 +
Социальное действие не только захватывается чужаками, оно еще и передается или делегируется иным типам акторов, способным перемещать действие дальше посредством других видов действия и других типов сил. Поначалу возвращение объектов в нормальный ход действия выглядит достаточно безобидным. В конечном счете едва ли есть сомнения в том, что чайники «кипятят» воду, ножи «разрезают» мясо, корзины «носят» продукты, молотки «бьют» гвозди по шляпке, перила «не дают» детям упасть, замки «запирают» помещения от незваных гостей, мыло «смывает» грязь, расписания «перечисляют» учебные занятия, ценники «помогают» людям в расчетах и т. д. Разве эти глаголы не обозначают действия? Как может включение в оборот этих непритязательных повседневных и встречающихся на каждом шагу видов активности дать что-то новое социологу?
 +
 +
Это, конечно, не значит, что такие участники «детерминируют» действие, что корзина «служит причиной» доставки продуктов или молотки «заставляют» забивать гвоздь. Подобное обращение вспять направленности воздействия просто превратило бы объекты в причины, следствия которых передавались бы через человеческие действия, теперь сведенных к следу простых проводников. Скорее, это означает, что между причинностью в полном смысле слова и абсолютным небытием может существовать множество метафизических полутонов. Вещи могут не только «детерминировать» или служить «фоном человеческого действия», но еще и допускать, позволять, предоставлять, способствовать, разрешать, предлагать, влиять, мешать, делать возможным, препятствовать и т.д. [[ANT]] — не пустопорожнее утверждение, что объекты делают все «вместо» человеческих акторов. Она просто утверждает, что изучение социального не может даже начаться, если сначала не будет тщательно проработан вопрос, кто и что участвует в действии, пусть даже это означает допущение туда тех элементов, которые, за отсутствием лучшего термина, мы будем называть не-человека-ми. Это выражение, как и все остальные, выбранные [[ACT]], само по себе не несет никакого смысла. Оно не указывает ни на какую сферу реальности. Оно не обозначает маленьких гоблинов в красных шапочках, действующих на атомном уровне, а только указывает, что — для того чтобы объяснить длительность и распространенность того или иного взаимодействия — исследователь должен быть готов смотреть. Проект [[ACT]] просто состоит в том, чтобы расширить перечень и модифицировать очертания и фигуры всех собранных участников, а также придумать способ заставить их действовать как продолжительно существующее целое.
 +
 +
=== Серр ===
 +
 +
 +
----
 
М. Серр - Снегопады, болезни, обмен вирусов, рост растений и различия в почве налагают свое время на человеческое, и общество должно обратить на это внимание под страхом смерти.  
 
М. Серр - Снегопады, болезни, обмен вирусов, рост растений и различия в почве налагают свое время на человеческое, и общество должно обратить на это внимание под страхом смерти.  
  
 
[[Категория:Деятельность]]
 
[[Категория:Деятельность]]
 
[[Категория:Сеть]]
 
[[Категория:Сеть]]

Версия 10:41, 23 октября 2016

Актор (лат. actor, auctor от agere - делать, вести) - термин римского и немецкого права, означающий лицо, осуществившее какое-либо действие.

Актор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, социальный институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других, например, государство является главным политическим актором на поле политики и ведущим социальным актором в обществе.

Актор — участник преобразований, движимый собственными мотивами и обладающий для этого соответствующим опытом. Акторы могут иметь неоднозначные мотивы, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с неопределённостью последствий совместных преобразований и «неизречённостью = непроявленностью собственных смыслов».


Актор — это эмпирическая система действия. Актор — это индивид или коллектив, которые могут быть взяты за точку отсчета при анализе способов их ориентирования и осуществления действия по отношению к объектам. Само действие — процесс изменения состояния такой эмпирической системы действия. Актор — это система действия и одновременно точка отсчета. Как система действия актор может быть как индивидом, так и коллективом. Как точка отсчета актор может быть либо актором-субъектом (иногда на зываемым просто «актор »), либо социальным объектом.

  • (Парсонс)

Акторы могут иметь любую природу. Совершенно необязательно, что человеческую. Как пишет Латур:

Я использую термины актор, агент, актант безо всякой задней мысли о том, чем они могут быть, или о том, какие свойства им присущи. Понятно, что сущностная характеристика персонажа или роли состоит в том, что они являются самостоятельными сущностями. Они могут быть чем угодно: индивидом (Пьер), коллективом (толпа), фигуративной (антропоморфной или зооморфной) или не фигуративной (судьба) репрезентацией. (с. 39)

Люди в обществе взаимодействуют не "только между собой", поскольку повсюду вмешиваются микробы. Нет эскимоса и нет антрополога, отца и ребенка, акушера и его клиентки, проститутки и ее клиента, паломника и Бога, пророк которого Магомет. В то время как действуют все эти частные отношения, эти двойки, эти договоры, действуют другие акторы, которые заключают свои договоры, ставят свои цели и по-новому определяют социальные связи. В самом центре связей, называемых социальными, они составляют пару, альянс, ужасно усложняя их. Общество не может состоять из одного лишь социального. К нему следует добавить деятельность микробов. (Латур Б. Пастер: война и мир микробов / Б. Латур, Издательство Европейского университета в Санкт Петербурге, 2015. 314 c. 72)

Места удалены друг от друга, несводимы одно к другому, неисчислимы, и тем не менее всегда объединены, едины, сочетаются одно с другим, выстраиваются в линии, залегают на пути. Не залегай оно на пути, ни одно место не главенствовало бы над другим.


  • Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур, Москва: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. 384 c.


Социальное действие не только захватывается чужаками, оно еще и передается или делегируется иным типам акторов, способным перемещать действие дальше посредством других видов действия и других типов сил. Поначалу возвращение объектов в нормальный ход действия выглядит достаточно безобидным. В конечном счете едва ли есть сомнения в том, что чайники «кипятят» воду, ножи «разрезают» мясо, корзины «носят» продукты, молотки «бьют» гвозди по шляпке, перила «не дают» детям упасть, замки «запирают» помещения от незваных гостей, мыло «смывает» грязь, расписания «перечисляют» учебные занятия, ценники «помогают» людям в расчетах и т. д. Разве эти глаголы не обозначают действия? Как может включение в оборот этих непритязательных повседневных и встречающихся на каждом шагу видов активности дать что-то новое социологу?

Это, конечно, не значит, что такие участники «детерминируют» действие, что корзина «служит причиной» доставки продуктов или молотки «заставляют» забивать гвоздь. Подобное обращение вспять направленности воздействия просто превратило бы объекты в причины, следствия которых передавались бы через человеческие действия, теперь сведенных к следу простых проводников. Скорее, это означает, что между причинностью в полном смысле слова и абсолютным небытием может существовать множество метафизических полутонов. Вещи могут не только «детерминировать» или служить «фоном человеческого действия», но еще и допускать, позволять, предоставлять, способствовать, разрешать, предлагать, влиять, мешать, делать возможным, препятствовать и т.д. ANT — не пустопорожнее утверждение, что объекты делают все «вместо» человеческих акторов. Она просто утверждает, что изучение социального не может даже начаться, если сначала не будет тщательно проработан вопрос, кто и что участвует в действии, пусть даже это означает допущение туда тех элементов, которые, за отсутствием лучшего термина, мы будем называть не-человека-ми. Это выражение, как и все остальные, выбранные ACT, само по себе не несет никакого смысла. Оно не указывает ни на какую сферу реальности. Оно не обозначает маленьких гоблинов в красных шапочках, действующих на атомном уровне, а только указывает, что — для того чтобы объяснить длительность и распространенность того или иного взаимодействия — исследователь должен быть готов смотреть. Проект ACT просто состоит в том, чтобы расширить перечень и модифицировать очертания и фигуры всех собранных участников, а также придумать способ заставить их действовать как продолжительно существующее целое.

Серр


М. Серр - Снегопады, болезни, обмен вирусов, рост растений и различия в почве налагают свое время на человеческое, и общество должно обратить на это внимание под страхом смерти.

Персональные инструменты
Инструменты