"Не только тень от бывших деревень" (о деревнях, исчезнувших с карты Тонкинского района)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 20: Строка 20:
 
Но мы узнали другие –  «народные» названия: '''Горево и Грызуново''', тогда нам сразу же подсказали ориентиры – кладбища. Больше ничего не напоминало о существовании здесь деревень. Но местные жители навещают свои могилы, о чем говорят невыцветшие искусственные цветы. У кладбища мы и поставили скамеечки.
 
Но мы узнали другие –  «народные» названия: '''Горево и Грызуново''', тогда нам сразу же подсказали ориентиры – кладбища. Больше ничего не напоминало о существовании здесь деревень. Но местные жители навещают свои могилы, о чем говорят невыцветшие искусственные цветы. У кладбища мы и поставили скамеечки.
  
  [[Файл:Грызуново Тонкино.jpg]]
+
[[Файл:Грызуново Тонкино.jpg]]
  
 
'''Вахрамейки''' – с 1917 г. по 1924 г. это волостное село, а ныне жилая улица села Пакали. И хотя название этой деревеньки не забыто, оно в обиходе, скамейку с названием мы все равно установили.
 
'''Вахрамейки''' – с 1917 г. по 1924 г. это волостное село, а ныне жилая улица села Пакали. И хотя название этой деревеньки не забыто, оно в обиходе, скамейку с названием мы все равно установили.

Версия 14:54, 21 февраля 2012

Эколого-этнографическая экспедиция по Тонкинскому району Нижегородской области


(Маршруты участников эколого-этнографической экспедиции по местам деревень, исчезнувших с карты Тонкинского района.)

Тонкино Приустье.jpg

Предварительная работа с картой района 1929 г. и 2005 г. показала, что на сегодняшний день нет уже 29 деревень. Именно на месте этих деревень и было решено поставить памятные знаки – скамеечки с названием деревни.

д.Храмки – нашли мы её быстро, прямо с трассы видны липы, черемухи, которые когда-то украшали деревенскую улицу. Дома стояли в один порядок, на пригорке, окнами на берег речушки, вдоль которой стояли баньки. Сейчас же никаких строений не сохранилось. Под одной из старых лип, мы и вкопали скамеечку. Посидели на ней, сфотографировались и даже воздушные шарики привязали, т.е. торжественно положили начало.


Тонкино Храмки.jpg



Малое Трошково и Малое Долгополово – этих деревень давно нет и даже уроженцы трошковского куста не могли подсказать, где они находились. Но мы узнали другие – «народные» названия: Горево и Грызуново, тогда нам сразу же подсказали ориентиры – кладбища. Больше ничего не напоминало о существовании здесь деревень. Но местные жители навещают свои могилы, о чем говорят невыцветшие искусственные цветы. У кладбища мы и поставили скамеечки.

Грызуново Тонкино.jpg

Вахрамейки – с 1917 г. по 1924 г. это волостное село, а ныне жилая улица села Пакали. И хотя название этой деревеньки не забыто, оно в обиходе, скамейку с названием мы все равно установили. Ашуя – так называлась деревенька в лесу. Видимо, где-то рядом исток реки Ашуя(от марийского «аш» - белая, «уя» - ива, т. е. белая от ивового цвета). От этой деревеньки также осталось только кладбище, но, правда, тракторный след к деревне облегчил нам путь. Петровское – как и Вахрамейки, это жилая улица села Полянское. И также только овраг отделяет от административного центра. Скамеечку установили у дома Л.П. Бесчастной, которая пообещала взять шефство над ней.

Вахрамейки.jpg Ашуя.jpg Петровское.jpg

Следующим пунктом назначения стала деревня Пискуны, но автобус наш застрял в грязи, едва мы съехали с асфальта. Пришлось идти за трактором. А на следующий день в путь отправились уже на «Уазике». Пискуны – когда-то большая деревня, с сельским советом, с магазином, почтой, библиотекой, медпунктом и клубом. Сейчас дома там еще есть, но проживает одна жительница 93-летняя Сухова Клавдия Владимировна. Со всех сторон к её дому «подкрался» борщевик. Наш водитель Козлов В.В., кстати, уроженец этой деревни, скосил траву на пригорке, где мы и установили скамеечку.

Пискуны.jpg

И поехали искать Кирилловское – деревню с 3 мя прудами, где даже была птицеферма, разводили уток. Дорог сейчас к этому месту нет никаких, все заросло травой. Но нашли мы эти 3 пруда, сохранились даже остатки дренажной системы, по которой вода стекала с полей. На берегу красивая ива, камыши и плавают дикие утки. Сохранился след от недавнего костра, наверное, туда наведываются только охотники.

Кирилловское.jpg


Малое Разречье – все заросло молодым лесом, сохранилось только кладбище. Под березками на ромашковой поляне установили скамейку и отправились в деревни Никулиха и Заводское. Эти 2 деревни разделяла только река Ашуя, стояли они на 2х берегах оврага. Дома стояли в один порядок, почему-то дворами к реке, окнами на запад. Зато из окон через дорогу виднелись липы, яблони, черемухи, рябины, за ними были огороды. Вдоль деревни была конная дорога, по которой ездили в Пакали на базар (а потом в магазин),больницу, на почту жители деревень Лопатино, Заровняйки, Ундол, Набатово, Хвойное. И поскольку бабушкин дом стоял у самого съезда в овраг, там всегда кто-нибудь останавливался «погостевать».

Разречье.jpg Никулиха.jpg Заводское.jpg



Сейчас же дорог нет, казалось, и оврага нет из-за травы в человеческий рост. Но сквозь заросли виднелась тропка, кто-то приходил на кладбище, это нам и помогло. Скамейку мы установили на месте дома моей бабушки. Люберцы, название этой деревни нет уже, но деревня жива, 2 хозяйства. И жизнь сохранилась в этой деревне, наверное, благодаря объездной дороге, всего 1 км. по асфальту до Тонкина.

Люберцы.jpg


Кузнецово - была такая красивая деревенька с родниками, кустами мяты у каменных домов. Сейчас же остались яблони, мята да одичавшая клубника по оврагу. Улица прослеживается по яблоням и ямам, заросшими травой,- погребам или подпольям. Поразил нас и кузнецовский березняк – как будто по линеечке специально садили этот лес люди.

Кузнецово.jpg

У истока реки Яхты находился починок Яхтинский, в народе звали деревеньку Кожилино. Пока устанавливали мальчики скамейку, мы решили пройтись до рощи. Там-то и обнаружили ещё один памятный знак – огромный камень- валун с надписью «17 июля 2004 года» .Потом выяснили, что этим камнем обозначен исток р.Яхта. А вот деревня Малая Вая была оставлена людьми не так давно, сохранились еще дома под крышей. Цветущая садовая гвоздика показывает, что здесь был когда-то дом, был палисадник, клумба. О деревне Орловское за Бердниками напоминают остатки фундаментов домов. А вот на место деревеньки Пустошки нас водил житель д.Пруды А.Т. Румянцев, который 26 лет прожил в Пустошках. Привел он на место своего дома (где и была поставлена скамья) и рассказал, что было в деревне всего 7 дворов, но уже 38 лет деревни нет. О деревеньке Синьга (так звали её в народе по одноименной речке), как и о Пустошках ничего не напоминает, чистое поле. И если б не проводник, мы бы даже не подумали, что здесь когда-то была деревня. Таким образом, за время лагеря нами было установлено 18 скамеек.

Малая Вая.jpg Яхтинский.jpg

«Ведь жива еще Русь православная,

Божий храм на селе еще цел,

И поставлена длинная лавочка.

Чтоб прохожий случайный присел.»


Николаевское.jpg

Деревня Николаевское, где располагался базовый лагерь экспедиции, – это тоже памятник всем умершим, ушедшим, брошенным, забытым деревням. Но в этой деревне кроме домов – красавцев, вековых деревьев и Усты, есть еще одна достопримечательность. Это музей предметов крестьянского быта, музей семьи Самоделкиных. А собрано там более полусотни экспонатов: несколько видов весов, много сельскохозяйственных орудий, различные ткацкие приспособления, а также плетеные короба, шкатулки и даже чемодан с ключиком. Викториной по краеведению и заканчивалась наша этнографическая часть работы лагеря. Каждому патрулю за определенное время нужно было назвать эти предметы или хотя бы догадаться, где они могли применяться. Из графика выбились все: Там такие разворачивались дискуссии, выдвигались версии, стоились догадки! Детям было очень интересно в этом музее, все поражались крестьянской мудрости. Большинство предметов быта были изготовлены из дерева, то что было под рукой. Даже футляр для керосиновой лампы!

Инструменты