Учебный проект Русская семья

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Iteach2007.jpg
Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего"


Содержание

Тема проекта

Русская семья

Автор(ы) проекта, образовательное учреждение

Чухнова Дарья Средняя школа №3" Псков

Аннотация проекта

  • Цель работы - изготовление кукол в стилизованном русском костюме для школьного музея. В работе использован проектный метод. Работа состоит из 3 частей: исследовательской, технологической и приложения. В исследовательской части содержатся материалы по истории игрушки и народного костюма, которые позволили сделать выбор темы и материалов. Технологический этап содержит технологическую карту, экономическую, экологическую, эстетическую оценку и оценку качества.

Цели и задачи

Цель проекта:

разработать и изготовить серию кукол в народных костюмах на тему «Русская семья».

Задачи:

Приступая к работе над творческим проектом, мы ставим перед собой следующие задачи:

1.Сбор информации об изготовлении кукол.

2.Сбор информации о народном костюме.

3.Разработка эскизов.

4.Выбор технологии изготовления куклы.

5.Выбор технологии изготовления одежды.

6.Подбор материалов.

7.Изготовление выкроек.

8.Изготовление куклы и одежды к ней.


Требования:

1.Качество исполнения.

2.Эстетический вид.

3.Куклы должны сочетаться друг с другом и составлять единое целое.

4.Выполнение правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм.

5.Экономное расходование материалов.

История матерчатой куклы.

  • Матерчатых кукол люди делали еще в незапамятные времена. Вот только ткань-материал не такой прочный, как дерево или обожженная глина, поэтому те древние куклы до нас не дошли. Самые старинные, что дошли до нас, сделаны во второй поло¬вине XIX века.
  • В кукол из ткани играли дети во всех странах мира и во все времена. Это потому, что такую куклу просто сделать, она доступна и интересна всем - и бедным, и богатым. Ма¬терчатая кукла может быть любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьян¬ской девочки. Вся разница в отделке - у одной она вышита золотом по шелку и украше¬на драгоценными камнями, а у другой сделана из беленой холстины. Но каждая кукла для своей маленькой хозяйки самая красивая.
  • В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины XX века! Причем эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. Я говорю не о тех игрушках, что специально делались на продажу, а о тех деревенских куклах, что мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Ведь в чем ма¬гическая сила куколки из сказки? В материнской любви. Эта куколка - та самая берегиня, какие матери клали в колыбель ребёнку.
  • Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Од¬новременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им: свой опыт. Так что лет с пяти любая девочка могла сделать себе куклу сама.
  • Для крестьянских девочек изготовление кукол и игра в них были не просто развле¬чением, но и своеобразной школой. Чтению и письму они не обучались до конца XIX ве¬ка! Зато им очень рано предстояло научиться всему, что должна была знать и уметь женщина - хозяйка и мать, а играя в куклы, учились шить, вышивать, прясть.
  • А уж какой простор для фантазии дает изготовление и особенно одевание матерча¬той куклы! Все куклы-самоделки получались разными и по характеру, и по отделке, так что двух одинаковых на свете просто быть не может. Хотя у кукол есть и общие чер¬ты, так как в каждой местности был принят свой тип игрушки, да и приемы изготовления, на¬верное, во всем мире схожи.
  • Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно.

В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле!

  • У традиционной матерчатой куклы была вполне «взрослая» фигура. Это отголоски почитания Матери-Земли, богини плодородия. Подтверждается это еще и тем, что в рус¬ской народной игрушке не было принято делать кукол-мужчин и кукол-мальчиков. Первые куклы "мужского пола появились только в конце XIX века.
  • И лицо у нее белое тоже не случайно. Саму куклу делали из самотканого полотна, достаточно грубого и неотбеленного, а вот лицо обтягивали кусочком отбеленного хол¬ста или белой льняной ткани. Причем до XVIII века, а в отдаленных губерниях и дольше у тряпичной куклы вообще не было лица. Кукла должна была защищать ребенка от злых сил, заменять его собой. Если кукла с лицом, она слишком похожа на человека и в нее может вселиться злой дух, а без лица она просто вещь и, значит, неопасна для ребен¬ка. *Так что в белом лице без изображения отразилась древняя обережная роль матер¬чатой куклы. Со временем белизна лица утратила свой древний смысл и стала признаком кукольной красоты. Еще позднее мастерицы начали прорисовывать своим куклам черты лица или вышивать их цветными нитками.
  • Волосы для матерчатых кукол были настоящим украшением, они делали куклу «как в жизни». Прическу для своей любимицы девочки делали по всем правилам: если кукла изображала незамужнюю девушку, то волосы заплетали в косу и украшали лентой, кокошником, венком, а если «бабу» - скрывали волосы головным убором.
  • Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень-то ярко и нарядно. Поэто¬му особое значение имела одежда. Костюм красавицы выгодно подчеркивает статность женской фигуры и стройность девичьей: Красна девица идет, Словно павушка плывет. На ней платье голубое, Лента алая в косе...
  • Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, украшали бусами, лентами в крестьянском быту они выглядели ярким, праздничным пятном, таким своеобразным «островком красоты». Городские же, фабричные ткани оставались для деревни дорогими до начала XX века. Наряды из них берегли и надевали только по праздникам. Об этом даже в народной песне поется:

Случай будет в Москву ехать -

Куплю два подарка:

Дорогие два подарка –

Кумач да китайку...

  • А ведь речь здесь идет о самых дешевых из производившихся тогда видах ткани, но зато броских, ярких, каких не изготовить в деревне самим. Теперь понятно, почему матерчатая кукла в простом, кажется, наряде - белой рубашке, синем сарафанчике из сит¬ца, с алой лентой в волосах— так ценилась. Ее дарили детям на именины и праздни¬ки и даже «приглашали» на свадьбу! Нарядную куклу торжественно передвигали по сва¬дебному столу, приговаривая: «Раздайся, народ, девичья красота идет!»

Матерчатые куклы были не только у крестьянских детей. В документах XVII века со¬хранились записи о расходах на «потешные куклы» маленькой царевны. Чего там только нет! И «сукно лазоревое», и «отлас (то есть атлас) золотный и бархатный», «камка червчатая», и даже бобровый хвост!

  • Дети богатых горожан продолжали играть в матерчатые куклы еще в конце XIX века, и это несмотря на доступность и популярность фабричных игрушек того времени. Изяще¬ство, тонкая работа, хороший вкус в подборе тканей и украшений, художественная вы¬шивка по тончайшему шелку - все это делает их кукол настоящими произведениями ис¬кусства.


Русский народный костюм

Женский костюм

  • Значительно разнообразнее и сложнее мужского костюма женский костюм, часто различавшийся по расцветке и орнаментации не только по губерниям или уездам, но и по отдельным волостям и даже селам. Столь же сложна и терминология женского костюма: одно¬типные вещи в разных местностях могли называться по-разному, и в то же время в разных губерниях одно и то же название прилагалось к различным видам одежды.
  • Эта дробность женского костюма связана с особенностями положения женщины в обществе и семье. Во-первых, женщина не была самостоятельна юридически: получить паспорт на отлучку с места жительства она могла только с разрешения отца или му¬жа. Во-вторых, она была постоянно привязана к хозяйству и семье, так как после окончания полевых работ на ней оставалось лежать все домашнее хозяйство, а также необходимость за зиму обеспечить семью домоткаными тканями, одеждой. Поэтому женщина редко отлучалась далеко и надолго от своего селения, мало была знакома с чужими обычаями и обиходом, обладала более узким кругозором, была более консервативна, нежели мужчина, и в полной мере оказывалась хранительницей традиций, в том числе и в сфере костюма.
  • Кроме четкой локальности женского костюма, его привязки к определенным регионам, а также определенным возрастным группам, следует иметь в виду его комплексность. Использовался не просто костюм, а костюмные комплексы, все детали которых были нерасторжимы.
  • Специалисты различают сарафанный комплекс, панёвный комплекс, комплекс с андараком, комплекс с кубелъком, а также более позднее и повсеместное явление, возникшее под влиянием города - так называемую парочку, юбку с жакетом.

В основе всех женских костюмных комплексов лежит рубаха. Она служила повседневной одеждой, дополняясь сарафаном, панёвой, андараком, кубельком, нагрудной, плечевой одеждой. Рубаха состоит из стана и рукавов, деталей нередко разных по качеству, цвету ткани и отделке. Стан делался из отбеленного домотканого холста, рукава также были холстинные белые, либо пестрядинные, кумачные, затканные красной нитью и так далее.

  • Наиболее архаичным типом женской рубахи является рубаха туникообразная, в виде длинного холста, перегнутого на плечах, с вырезным воротом и вшитыми, как у мужской рубахи, бочками и рукавами; нередко туникообразная рубаха имела и ластовицы. Таким образом, она отличалась от мужской рубахи только длиной до пят и отсутствием подоплеки. В позднее время это была преимущественно старушечья обрядовая, смертная рубаха.
  • Женские рубахи были с прямым разрезом на груди, без воротника либо с низким воротничком-стойкой, а как более поздний и редкий вариант, преимущественно свойственный рубахе на кокетке - с отложным узким воротничком с закругленными уголками; такая рубаха иногда имеет к манжеты. Расположение орнамента такое же, как и на мужской рубахе: по подолу, на концах рукавов, по вороту и разрезу, а на рубахах с поликами -и по поликам. Иногда и сами рукава были целиком орнаментированными. В некоторых областях, например, в Орловской, Смоленской, рукав заканчивался манжетой в сборку. В Тамбовской губернии на запястье поверх рукава рубахи надевалась узкая тканая полоска в виде браслета, так что образовывался как бы сборчатый манжет.
  • Древнейшим видом женской одежды является панёва, носившаяся в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, надевавшаяся на девушек лишь по достижении ими половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда. Панёва представляет собой поясную одежду из трех и более частично сшитых кусков ткани, специально изготовленных на ткацком стане из шерсти. Типология панёвы чрезвычайно дробная. Различается она по покрою и расцветке. По по¬крою различаются панёвы распашная, открытая спереди или сбоку, и с прошвой, глухая.
  • Оба типа присутствуют по всем областям южной России. Известно, что крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную панёву, так как ходить в городе подоткнутой панёве считалось зазорным.
  • Глухая панёва естественным образом должна была эволюционировать в юбку. Юбка, чаще известная под названием андарака, преобладала у однодворцев, потомков военно-служилого населения южнорусских и юго-западных областей.
  • Употреблялись также навершники прямые и распашные, без клиньев и косоклинные, длиной 40 - 80 см, с короткими или длинными рукавами, либо без них с прорезями для рук. Навершники очень богато украшались и носились поверх другой одежды.
  • Понёвный комплекс дополнялся головным убором, преимущественно типа кички, с животными формами. Однако незамужние девушки, как и повсюду в России, носили откры¬тый головной убор - повязку в виде более или менее широкой ленты, иногда с твердым околышем, дополнявшуюся хвостом из лент. Повязка могла украшаться бисерной бахромой, напоминающей северную ряску.
  • Сороки представляли сложный убор из восьми, одиннадцати, даже четырнадцати элементов, имевших собственные завязки. Кичка-чепчик с твердым очельем надевалась на голову и привязывалась тесёмками. К ней плотно привязывался подзатыльник с бисерным или серебряным шитьем. Затем на кичку надевали сороку и также привязывали её тесёмками. Потом надевалась поднизь - налобное украшение в виде сетки из мелкого цветного бисера, за ней - опушка задняя и опушка передняя из собранных веерообразно разноцветных шелковых лент, обшитых позументом; при помощи завязок опушки укреплялись под поднизью на сороку. Под поднизь надевался также налобник с косицами в виде черных перышек селезня на полосе позумента, закрепленных розетками из разно¬цветных шелковых лент и пуговиц. Над косицами надевалось чело - красная шелковая лента на тесёмке, концы которой свешивались над висками. Под подзатыльником повязывались две длинные шелковые ленты на тесемке - отвес. Над отвесом прикреплялся "арепей" -розетка из одной широкой и двух узких лент с пуговицей в центре; он закрывал сороку в том месте, где сходились завязки и тесёмки, на которых держались другие части головного убора. Все это богато украшалось бисером, стеклярусом, вышивкой золотой и серебряной нитью. Могли быть и другие детали, варианты форм и названий.
  • По всем губерниям, особенно в XX в. широко употребляли платки - фабричной или домашней работы, набивные, часто обшитые бахромой, кумачом, бисером, стеклярусом.
  • Девушки завязывали платок под подбородком, либо, сложив его в широкую полосу, сзади под косой, а замужние женщины - сзади на затылке.
  • Наиболее известной женской одеждой, иногда неправильно считающейся исконно русской, был сарафан - основная часть сарафанного комплекса. Сарафанный комплекс преимущественно принадлежит центральным и особенно северным, северо-восточным и северо-западным губерниям. Однако сарафан бытовал и в южновеликорусских губерниях.

Выделяются пять типов сарафанов:

1.глухой косоклинный, с проймами, называвшийся в некоторых губерниях шушуном и сукманом; он бытовал в Новгородской, Псковской, губерниях и бывший старинным типом сарафана, постепенно заменявшимся другими;

2.косоклинный распашной или с зашитым швом спереди, с проймами или налямках, распространенный почти исключительно в северо-восточной России.

3.прямой сарафан с лямками, известный также как круглый или московский,постепенно заменявший косоклинный сарафан и понёву;

4.прямой отрезной с лифом и лямками или вырезными проймами,происходивший от андарака, носившегося с лифом - шнуровкой, распространен в Псковской, Смоленской, Орловской, Вологодской губерниях и в Сибири;

5.сарафан на кокетке с вырезными проймами и разрезом спереди до талии,застегивавшимся на пуговицы; позднего и повсеместного распространения.


  • С сарафаном и в северных, и в поволжских, и в центральных губерниях обычно носились передники с грудкой или без нее, повязывавшиеся на талии. Праздничные передники по грудке вышивали красной нитью. В Поволжье передник назывался законом, что говорит о связях местного населения с южными губерниями. Кое-где в Вятской губернии передник имел вид туникообразной одежды с коротким задним полотнищем, без рукавов - так называемая чина.


Пояс в русском народном костюме.

  • Пояс играл важную роль не только в свадебных обрядах. Ходить без пояса считалось грехом. Существовал запрет видеть жене мужа без пояса, а мужу жену - босую. Повязывались по нижней рубахе поясками, в которые зашивали тесемки с молитвами. Считалось, что эти молитвы берегут от сглаза, удерживают от сексуальных излишеств.
  • Старообрядцы в бане снимали крест, но оставляли пояс, видимо, считая его достаточно сильной защитой от нечисти. При отыскивании клада снимали не только крест, но и пояс: чтобы клад «дался в руки», требовалась помощь нечистой силы. С умершего пояс снимали, хоронили также без пояса.
  • Некоторые исследователи связывают такие знаки, как косые кресты, свастики различного рисунка, гуськи, составляющие древние орнаменты, со сложением у наших предков письменности, возникшей на местной основе путем схематизации элементов орнамента. Снять пояс означало превратить человека в раба, в несвободного человека, ибо свободный — подпоясан.
  • И наше выражение «распоясаться» ведет свое происхождение оттуда, из глубины тысячелетий, означая «вести себя неправильно». Каждый уважающий себя русский человек не позволял себе распоясанным ходить даже в избе. Более того, женщины не позволяли себе снимать пояс даже на ночь, рубаха должна быть обязательно подпоясана И в тех районах России, где существовало крепостное право, когда крестьянина отправляли на конюшню пороть, с него обяза¬тельно снимали пояс — подпоясанного пороть было нельзя. Это особое отношение к «опояске» сохранилось по сей день: когда военнослужащих отправляют на гауптвахту, с них обязательно снимают ремень, подчеркивая тем их несвободу.
  • Девушки часто использовали пояс в гаданьях: когда загадывали на жениха, то вешали новый шерстяной пояс (шерсть — символ богатства) на божницу и говорили: «Пояс-пояс, покажи мне суженого поезд!» Поясом перепоясывали ребенка еще до крещения; после рождения его свивали и, кроме свивальника, которым служил широкий пояс, обязательно надевали маленький поясочек. Пояс обязательно клали в гроб, неподпоясанным человека на тот свет никогда не отправляли. А иногда даже надевали несколько поясов на все случаи его загробной жизни.
  • Таким образом, рубаха, передник и пояс — это основные общеславянские элементы жен¬ского костюма, сохранившиеся на Русском Севере и в качестве обыденной, и в качестве ритуальной одежды вплоть до рубежа XIX—XX вв. Именно на этих деталях женского северорусского костюма встречается наибольшее количество архаических орнаментов, возникновение которых относится к древнейшим периодам истории народов Восточной Европы и отстоит от нашего времени на многие тысячелетия.
  • Таким образом, эволюционируя, народный костюм под влиянием условий жизни унифицировался и упрощался: от сложных и многообразных комплексов он в XX в. пришел к простым в изготовлении, шившимся из фабричных тканей костюмам. Тем не ме¬нее, устойчивость народных традиций, продиктованная все теми же условиями жизни и хозяйственной деятельности, способствовала сохранению в значительной части яркого самобытного и сложного по структуре народного костюма.


Терминалогия народного костюма.

АНДАРАК - женская поясная одежда в виде шерстяной юбки с вертикальными полосами, с преобладанием красного цвета. Распространена в южных и юго-западных губерниях, преимущественно среди однодворцев, особой социальной группы, по положению стоявшей выше крестьян.

АРМЯК - верхняя мужская одежда из толстой домотканины, т.н. армячины, обычно надевавшаяся в дорогу, в ненастье, поверх полушубка, зипуна, поддевки. Халатообразная, без застежек, с глубоким запахом налево, носившаяся с кушаком, с большим отложным простроченным воротником; с боков вставлялись большие клинья, так что в развернутом виде представляла почти полный круг. То же, что азям, чапан.

БАЛАХОН - в Тульской губернии верхняя летняя праздничная женская одежда, черная шерстяная, длинная, в талию, отделанная тесьмой, носившаяся подпоясанной. В талии заложенная частыми складками, отделанная полосками кумача или сатина. В Тверской губернии мужская холстинная двубортная одежда с прямыми полами, короткая, ниже талии со сборами. В Псковской губернии верхняя туникообразная одежда из белой холстины, синей крашенины, с клиньями по бокам, с прямыми рукавами, без воротника, без подкладки и застежек, длиной до щиколоток.

БАСКА - в Смоленской губернии праздничная женская плечевая одежда, туникообразная, без рукавов, на четверть ниже талии, с двумя боковыми клиньями, со сборами по талии.

БЕДУИМ - в южных поволжских губерниях женская халатообразная одежда ниже колен, распашная, с отложным воротником, с широкими длинными прямыми рукавами, вшитыми в проймы немного присборенными; украшалась бисером, кистями, полосками бархата, носили не застегивая.

БЕЗРУКАВКА - в Рязанской, Тульской губерниях женская короткая (около 50 см) распашная одежда, приталенная, с тремя складками на талии, темного цвета, с отделкой тесьмой.

БЕКЕША - верхняя мужская теплая, обычно зимняя одежда выше колен, со стоячим воротником, в талию, с меховой отделкой рукавов, подола, борта и прорезных вертикальных карманов.

АЛЕНКА - мужской головной убор, валяный из шерсти колпак, слегка сужающийся к верху, с плоским донышком, с широким отворотом нижней части в виде околыша.

ГРЕЧНЕВИК - мужской головной убор, валяная шляпа из шерсти, в форме высокого усеченного конуса или цилиндра с плоским донышком и узкими полями, иногда с перехватом посередине.

ДУШЕГРЕЙКА- женская плечевая распашная одежда. В Смоленской губернии без рукавов, до талии или чуть ниже, суконная или холстинная, стеганая. В Тверской губернии с рукавами, отрезной вырезной спинкой, с борами ниже талии. В северных губерниях одежда типа пелеринки на лямках, штофная, парчевая, сатиновая, холщевая, стеганая, заложенная на спине в боры.

ЕПАНЕЧКА - женская плечевая распашная одежда в северных губерниях, на лямках, суконная, штофная, шелковая, парчевая, сатиновая, холщевая, стеганая, на спине заложенная в боры. Называлась также боры, перо, перышки и т.д.

ЖЕЛТИК - в Рязанской губернии нагрудная женская одежда без рукавов, туникообразного покроя, типа навершника, желтой шерсти, богато украшенная.

ЖУПАН - в Смоленской губернии распашная белая суконная одежда до щиколоток, в талию, с воротником, заложенная от талии в сборку; на талии и у воротника по пуговице.

ЗАНАВЕСКА - во многих губерниях то же, что завеска, нагрудная одежда туникообразного покроя; в Орловской губернии с короткой спинкой, рукавами и ластовицами; в Тамбовской губернии без рукавов, к туникообразной грудке пришито широкое полотнище, образующее перед и бочки; в Рязанской губернии с короткой спинкой, пришитыми бочками и рукавами, в Псковской, Новгородской губернии с длинными рукавами, во Владимирской, иногда в Рязанской губернии - в виде передника с грудкой, на лямках.

ЗАПОН - женская нагрудная одежда разного покроя, холщевая, из бумажных тканей, часто белая; то же что ЗАНАВЕСКА.

ЗИПУН - верхняя мужская и женская одежда из домотканого сукна, сермяги, серого или коричневого цвета, до колен или немного ниже, в талию, со сборами и по бокам, с узким длинным рукавом, с небольшим стоячим воротником, на крючках или пуговицах из кожаных узелков, застегивавшаяся налево. Будничная одежда, нередко надевавшаяся в дорогу.

КАЗАКИН - мужской кафтан или полукафтан, выше колен, приталенный, со сборками сзади и по бокам, с узкими рукавами, стоячим воротником, на крючках, однобортный.

КАЗАЧОК - длинная женская кофта в талию, однобортная, с длинными рукавами, невысоким стоячим воротником, на множестве мелких пуговиц.

КАТАНКА - в Тульской губернии верхняя женская туникообразная одежда, белая или черная, выше колен, носившаяся без пояса.

КАФТАН - верхняя мужская одежда, обычно праздничная, из домотканого или покупного синего, черного, коричневого сукна, плиса. Длина до колен. Приталенный, со сборками сзади или с боков, с сужающимися книзу длинными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами, на подкладке до талии, с застежкой налево на крючки или большие медные пуговицы; спинка цельная, со складками по бокам, или выкройная, со сборками сзади.

КИЧКА - головной убор замужних женщин, полностью покрывавший голову, сложный, включавший иногда до полутора десятков деталей; преобладал в южных губерниях, где был характерен понёвный комплекс, но бытовал и в центральных и северных губерниях; форма и материалы разнообразны, в зависимости от местных условий.

КОКОШНИК - головной убор замужних женщин, прежде всего молодух, до рождения первого ребенка; в основном праздничный убор, господствовавший в губерниях с сарафанным комплексом, но употреблявшийся и в южных губерниях, с поневой и особенно андараком. Обычно имел высокий твёрдый налобник, прикрепленный к мягкой шапочке, но употреблялись и кичкообразные кокошники. По форме употреблялись однорогие и двурогие, копытообразные, лопатообразные, по материалу также разнообразны, с широким употреблением галунов, парчи, бисера, жемчуга, стекляруса для отделки.

КОРОТЕНЬ - женская плечевая распашная одежда в Костромской губернии, с плечевыми проймами, без рукавов, с борами сзади. В Новгородской губернии такая одежда называлась душегреей.

КОРОТИК - в разных губерниях повседневная женская, иногда мужская одежда из белого, черного или коричневого сукна, ниже колен, с приталенной цельной спинкой, боковыми клиньями, невысоким воротником-стойкой, на крючках или костыльках.

КОРСЕТКА - в Рязанской, Тульской губерниях распашная женская одежда без рукавов, в талию, короткая, со сборками сзади, на подкладке, застегивавшаяся на крючки.

КОРУНА - в северных губерниях свадебный девичий головной убор, жесткий высокий ажурный венец, сплошь покрытый вышивкой из бисера, стекляруса, жемчуга, украшенный бусами, медными плашками, блестками и т.д.

КОСТОЛАН - женская глухая длинная одежда различного покроя. В Смоленской губернии был двух типов: один близок к глухому косоклинному сарафану на проймах, другой - к косоклинному - на лямках, с "пазухой". В Тверской губернии это название глухого косоклинного сарафана. В Калужской губернии туникообразная, до колен или ниже, прямая рубаха с бочками, с рукавами в три четверти, белая, украшенная нашитыми лентами, носившаяся с кушаком; то же, что сукня; близка к смоленской "носовке", рязанскому и тульскому шушпану.

КОТЫ - женская обувь, преимущественно праздничная, кожаная, типа открытых невысоких туфель на низком широком каблуке с медными подковками, с вырезным язьгчком на подъеме, отороченная по кромкам белым или красным сукном, кожей; носились на вязаные чулки, закрепляясь вокруг голени тонкими кожаными шнурками, продетыми в петлю на заднике.

КОХТА - в Воронежской губернии женская распашная короткая одежда, суконная, хлопчатобумажная, черная или синяя, с отрезной спинкой, боковыми клиньями, рукавами, с широким запахом, без воротника или с низким воротником-стойкой; то же, что чинарка, холодайка.

КРУГЛОЛИЦА - в северных губерниях женская рубаха, бесполиковая, с вшитой вокруг ворота полосой кумача, или иной цветной ткани и нашитой по шву "затканкой", либо с вышивкой по шву; нечто вроде рубахи с круглой кокеткой.

КУБИЛЕК - у казачек Кубани, Дона, Урала длинная распашная одежда в талию, с расширяющимися книзу длинными рукавами или без рукавов, типа платья, носившаяся с серебряным или золотым, украшенным полудрагоценными камнями поясом; иногда сочеталась с вязаным колпаком и даже шароварами.

ЛАСТОВИЦЫ - в мужской рубахе, иногда в некоторых видах женской плечевой тунихообразной одежды лоскут прямоугольной или ромбовидной формы, пришивавшийся под мышкой и соединявший рукав со станом; нередко кроился из ткани иного, нежели сама одежда, цвета.

НАВЕРШНИК - в Рязанской, Тульской губерниях женская плечевая праздничная и будничная одежда, белая или серая, туникообразного покроя, прямая или расклешенная, а также косоклинная, длиной 40-80 см, с длинными или короткими рукавами или без них, богато украшенная нашитыми лентами, кружевами; то же, что нагрудник, носовчик, котман, торган.

НАГРУДНИК - в Пензенской губернии туникообразная плечевая женская одежда длиной 80 см, с рукавами и ластовицами.

НАЗДЕВОК - в Рязанской губернии женская плечевая одежда типа короткого навершника без клиньев; носилась поверх навершника.

НОСОВКА - в Смоленской губернии холщевый мужской и женский белый халат до колен, носившийся только казенными крестьянами; прямой, без рукавов и воротника. Во многих центральных и южных губерниях женская глухая короткая плечевая туникообразная одежда без рукавов или с рукавами с ластовицами, с прошвой, мережкой по боковым швам.

ОБЖИМ - в некоторых южных и центральных губерниях женская короткая распашная одежда типа душегреи, без рукавов.

ПАГОЛЕНКИ - короткие вязаные шерстяные чулки без ступни, от щиколотки до колен, белые или черные, часто богато орнаментированные, носившиеся женщинами с лаптями вместо онуч, с котами.

ПАРОЧКА - девичья и женская одежда, пришедшая в конце XIX в. из города, суконная или хлопчатобумажная, иногда плисовая кофта, жакет с юбкой.

ПЕРЕВЯЗКА - тоже, что повязка, девичий головной убор в виде широкой ленты или сложенного в несколько раз платка, завязанного на затылке, под косой.

ПЕРЕДНИК - женская нагрудная одежда. Во Владимирской губернии со сборами поверх груди, надевавшийся на шею и завязывавшийся под мышками, либо типа "кокетка" , с рукавами и завязками сзади. В других губерниях, например, в Воронежской, завязывавшаяся на талии.

ПОВЯЗКА - девичий головной убор, открытый сверху, разного типа, в виде сложенного в несколько раз платка, завязанного на затылке под косой, широкой ленты, иногда с твердым очельем, украшенным галунами, с длинными концами сзади, украшенными бахромой, бисером, стеклярусом и т.д.

ПОВОЙНИК - женский головной убор, мягкая шапочка, иногда с нешироким твердым очельем, изредка украшавшимся галуном, с завязками сзади, полностью закрывавшая голову.

ПОДДЕВКА - верхняя мужская суконная одежда, черная или синяя, более длинная, чем пиджак, приталенная, с прямыми полами, отрезной спинкой, со сборками ниже талии, воротником отложным или низким стоячим, на крючках, с прорезными вертикальными карманами, иногда отделанная по кромкам бархатом, плисом.

ПОДСТАВА - в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях нижняя белая юбка с вышивкой, надевавшаяся на рубаху под поневу или верхнюю юбку. ПОДОЛ - верхняя юбка в центральных губерниях, суконная, с подшитой снизу широкой полосой, орнаментированной нашитыми цветными лентами, рюшами, вышивкой.

ПОДЧЕЛОК - в северных губерниях девичий праздничный головной убор, мягкая лента с пришитым сверху ажурным, украшенным бисером, стеклярусом, жемчугом жестким очельем.

ПОЛУКАФТАНЬЕ - короткий кафтан выше колен.

ПОЛУШУБОК - верхняя одежда из дубленой и окрашенной овчины, белая, черная или красно-коричневая, до колен, мехом внутрь, иногда крытая сукном. Спинка отрезная, выкройная, ниже талии сзади сборки, юбка слегка расширяется. Запах налево, на крючках. Воротник невысокий, стоячий. По бокам прорезные карманы, отделанные мехом.

ПОНЁВА, ПАНЁВА - древняя женская поясная суконная одежда, распространенная преимущественно в южных губерниях; ареал ее бытования постепенно сокращался. Одежда половозрелых девушек или замужних женщин; и старухи в некоторых местах вместо поневы вновь надевали сарафан. Представляет обычно три специально вытканных прямоугольных куска домашнего сукна, подшитых к гашнику. Один из швов спереди или сбоку не сшивался: это т. н. распашная понева, зачастую носившаяся "с подтыком", когда полотнища затыкались за кушак и сзади образовывался большой "кулек". В разрез мог на живую нитку или постоянно вшиваться кусок ткани иного цвета и орнамент. Это т.н. глухая понёва или понёва с прошвой. К такой поневе снизу иногда подшивали подол - широкую полосу сукна, украшенную лентами, аппликацией, вышивкой. В Смоленской губернии бытовала также понёва-разнополка, одно из боковых полотнищ которой было значительно короче боковых. В различных местах, вплоть до сел, бытовали поневы разного цвета и орнаментации: синие, черные, красные, в крупную и мелкую клетку или клетку прямоугольную, вытянутую по горизонтали, с орнаментом в клетках или без него.

ПОНИТОК - верхняя мужская и женская распашная одежда разного покроя. В Рязанской и Тульской губерниях холщевая халатообразная, без застежек, на подкладке, с очень длинными рукавами, с клиньями по бокам; в Тульской губернии называлась тройником. В Псковской губернии из полусукна, длинная, со складками по бокам, с широким запахом, на крючках. В некоторых губерниях также праздничная одежда ниже колен, полушерстяная, серая или черная, без подкладки или с подкладкой до талии, с клиньями по бокам, с длинными прямыми рукавами; она же -тайник.

РУКАВА - в северных губерниях женская праздничная одежда, два длинных рукава из дорогих тканей, скрещенные лямками, либо очень короткая кофточка под сарафан. САЯН - в Смоленской губернии косоклинный сарафан на лямках, с высокой спинкой, в Тверской и Московской губерниях косоклинный распашной сарафан на проймах.

САРАФАН - женская и девичья одежда разного покроя, имевшая особые названия, господствовавшая в центральных и северных губерниях, а как девичья, иногда женская и старушечья и в южных губерниях, в местах бытования понёвы и андарака. Известны глухой косоклинный на проймах и на лямках, распашной косоклинный на проймах и на лямках, "круглый" или "московский", на лямках, на кокетке и сарафан-платье. В Тверской губернии глухой косоклинный сарафан известен как костолан и горбун, в Псковской губернии глухой косоклинный сарафан с длинными откидными рукавами известен как сукня, сукман, шушун, шушпан, носов. В Новгородской и Тверской губерниях косоклинный распашной сарафан известен как ферязь, в Московской же и Тверской губерниях такой сарафан назывался саяном. Прямой сарафан в Московской и Владимирской губерниях известен как шубка.

СЕРЯК - в Тульской губернии верхняя женская широкая туникообразная суконная серая одежда до колен или ниже, с прямыми рукавами, носившаяся под кушак, известна также как чупрун; в Рязанской губернии это короткая глухая туникообразная плечевая одежда.

СИБИРКА - длинная распашная мужская верхняя одежда с разрезом сзади, овчинная или на вате, также суконная, летом на подкладке, бытовавшая в Смоленской губернии. По всей России также длиннополая, обычно синего сукна двубортная одежда на пуговицах, отрезная по талии, с широким отложным воротником и лацканами, типа длиннополого сюртука.

СОРОКА - в районах бытования поневы головной убор замужних женщин, носившийся с кичкой, мягкая полотняная, с украшенным галунами очельем, с завязками на затылке, в верхней части с уголками, образующими рога.

СОРОКОКЛИН - в Смоленской губернии глухой или распашной косоклинный сарафан на лямках.

СОРОКОТРУБКА - в северных губерниях епанечка, стеганая плечевая одежда на лямках, распашная, стеганая на вате, со спинкой, заложенной во множество жестких складок.

СТАН, СТАНУШКА - в северных губерниях короткая рубаха с пышными рукавами, обычно бесполиковая, надевавшаяся под сарафан, на нижнюю рубаху.

СУКМАН - женский сарафан разных типов. В Псковской губернии глухо косоклинный, с откидными рукавами, в Тульской и Рязанской губерниях черный суконный сарафан из трех полотнищ и шести клиньев, на лямках, с ложными пуговицами по переднему шву. В Тамбовской губернии распашная женская одежда белого сукна, ниже колен, прямая, с клиньями по бокам, с рукавами.

СУКНЯ - в Смоленской губернии зимний шерстяной сарафан, глухой или распашной, косоклинный на лямках. В Псковской губернии глухой косоклинный шерстяной сарафан.

ТРОЙНИК - в Тульской губернии верхняя летняя одежда типа халата, с клиньями по бокам, без застежек, полушерстяная, с очень длинными рукавами, на подкладке.

ТУЛУП - верхняя зимняя одежда из дубленой овчины, мехом внутрь, распашная, с широким запахом налево, до пят, без застежек, носившаяся с кушаком или нараспашку, с большим шалевым воротником, надевавшаяся в дорогу поверх полушубка, зипуна, поддевки.

ФАЙШОНКА - у донских казачек длинная кружевная косынка с кромками, собранными на нитку.

ФЕРЯЗЬ - в Смоленской губернии распашной сарафан из двух прямых полотнищ, в Тверской, Новгородской губерниях косоклинный распашной сарафан.

ХАЛАТ - верхняя длинная распашная одежда, суконная, с глубоким запахом налево, без застежек, расширяющаяся книзу, с длинными и широкими рукавами, с шалевым простроченным широким воротником, надевавшаяся в дорогу; то же, что армяк.

ХОЛОДАЙКА - в Псковской губернии длинная распашная одежда из холста, со складками по бокам, с широким запахом, на крючках.

ХОЛОДНИК - женская распашная короткая одежда типа душегрейки, из легких тканей.

ЧУЙКА - суконная мужская одежда без воротника, с широким вырезом у горловины и широким запахом, обшитая по краям ворота, полам и рукавам мехом или полоской ткани.

ШНУРОВКА - в Смоленской губернии женская одежда до талии, без рукавов, шнуровавшаяся на груди, красная или синяя, суконная или бархатная; носилась с андараком.

ШУБА - меховая одежда покроя полушубка, но ниже колен, чаще крытая сукном.

ШУБКА - в некоторых губерниях сарафан: в Московской и Владимирской прямой, на лямках. В Тульской, Калужской, Рязанской - синий или черный хлопчатобумажный сарафан на лямках.

ШУГАЙ - женская короткая одежда ниже талии, на вате, с рукавами, воротником, с отрезной выкройной спинкой, сборами ниже талии, на крючках, иногда отделанная по кромкам мехом. В Новгородской и Псковской губерниях называлась шугой, в Костромской - коротайка, в Вологодской, Архангельской - епанечка, трубалетка, сорокотрубка. Шилась из парчи, атласа, штофа.

ШУШПАН - женская одежда разного типа. В Тамбовской губернии распашная, из холста или понитка, до колен, с рукавами с ластовицами, отделанная плетеной тесьмой и затканкой. В Рязанской, Тульской губерниях туникообразная распашная или глухая, из белой шерсти, со скошенными бочками или клиньями, с рукавами до локтя с ластовицами, длиной до колен. В Псковской губернии глухой косоклинный суконный сарафан с ложными откидными длинными рукавами.

ШУШУН - женская одежда разных типов. В Псковской губернии то же, что шушпан, суконный глухой косоклинный сарафан с длинными откидными рукавами. В Рязанской, Тульской, Калужской губерниях старинный глухой косоклинный холщевый сарафан на проймах. Также в Рязанской и Тульской губерниях распашная или глухая туникообразная одежда до колен, из белого сукна, со скошенными бочками или клиньями, с рукавами до локтя, с ластовицами.

ШУШУНЧИК - в Тамбовской губернии женская холщевая праздничная туникообразная глухая плечевая одежда без рукавов, длиной 50 см.

ЮБКА - в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях шерстяная поясная одежда, юбка с продольными цветньми полосами, сначала на лямках, затем на гашнике.

ЮПА, ЮПОЧКА - в Тульской губернии женская верхняя распашная туникообразная одежда из белого сукна или полусукна, покроя шушуна, но гораздо короче, иногда без рукавов, богато отделанная.

Терминология народного костюма

АЗЯМ - верхняя мужская одежда из толстой домотканины, обычно надевавшаяся в дорогу, в ненастье; халатообразная, без застежек, с глубоким запахом налево, носившаяся с кушаком, с большим отложным простроченньм воротником. То же, что армяк, чапан.

АНДАРАК - женская поясная одежда в виде шерстяной юбки с вертикальными полосами, с преобладанием красного цвета. Распространена в южных и юго-западных губерниях, преимущественно среди однодворцев, особой социальной группы, по положению стоявшей выше крестьян.

АРМЯК - верхняя мужская одежда из толстой домотканины, т.н. армячины, обычно надевавшаяся в дорогу, в ненастье, поверх полушубка, зипуна, поддевки. Халатообразная, без застежек, с глубоким запахом налево, носившаяся с кушаком, с большим отложным простроченным воротником; с боков вставлялись большие клинья, так что в развернутом виде представляла почти полный круг. То же, что азям, чапан.

БАЛАХОН - в Тульской губернии верхняя летняя праздничная женская одежда, черная шерстяная, длинная, в талию, отделанная тесьмой, носившаяся подпоясанной. В талии заложенная частыми складками, отделанная полосками кумача или сатина. В Тверской губернии мужская холстинная двубортная одежда с прямыми полами, короткая, ниже талии со сборами. В Псковской губернии верхняя туникообразная одежда из белой холстины, синей крашенины, с клиньями по бокам, с прямыми рукавами, без воротника, без подкладки и застежек, длиной до щиколоток.

БАСКА - в Смоленской губернии праздничная женская плечевая одежда, туникообразная, без рукавов, на четверть ниже талии, с двумя боковыми клиньями, со сборами по талии. БЕДУИМ - в южных поволжских губерниях женская халатообразная одежда ниже колен, распашная, с отложным воротником, с широкими длинными прямыми рукавами, вшитыми в проймы немного присборенными; украшалась бисером, кистями, полосками бархата, носили не застегивая.

БЕЗРУКАВКА - в Рязанской, Тульской губерниях женская короткая (около 50 см) распашная одежда, приталенная, с тремя складками на талии, темного цвета, с отделкой тесьмой. БЕКЕША - верхняя мужская теплая, обычно зимняя одежда выше колен, со стоячим воротником, в талию, с меховой отделкой рукавов, подола, борта и прорезных вертикальных карманов.

АЛЕНКА - мужской головной убор, валяный из шерсти колпак, слегка сужающийся к верху, с плоским донышком, с широким отворотом нижней части в виде околыша. ГРЕЧНЕВИК - мужской головной убор, валяная шляпа из шерсти, в форме высокого усеченного конуса или цилиндра с плоским донышком и узкими полями, иногда с перехватом посередине.

ДУШЕГРЕЙКА- женская плечевая распашная одежда. В Смоленской губернии без рукавов, до талии или чуть ниже, суконная или холстинная, стеганая. В Тверской губернии с рукавами, отрезной вырезной спинкой, с борами ниже талии. В северных губерниях одежда типа пелеринки на лямках, штофная, парчевая, сатиновая, холщевая, стеганая, заложенная на спине в боры.

ЕПАНЕЧКА - женская плечевая распашная одежда в северных губерниях, на лямках, суконная, штофная, шелковая, парчевая, сатиновая, холщевая, стеганая, на спине заложенная в боры. Называлась также боры, перо, перышки и т.д.

ЖЕЛТИК - в Рязанской губернии нагрудная женская одежда без рукавов, туникообразного покроя, типа навершника, желтой шерсти, богато украшенная.

ЖУПАН - в Смоленской губернии распашная белая суконная одежда до щиколоток, в талию, с воротником, заложенная от талии в сборку; на талии и у воротника по пуговице.

ЗАНАВЕСКА - во многих губерниях то же, что завеска, нагрудная одежда туникообразного покроя; в Орловской губернии с короткой спинкой, рукавами и ластовицами; в Тамбовской губернии без рукавов, к туникообразной грудке пришито широкое полотнище, образующее перед и бочки; в Рязанской губернии с короткой спинкой, пришитыми бочками и рукавами, в Псковской, Новгородской губернии с длинными рукавами, во Владимирской, иногда в Рязанской губернии - в виде передника с грудкой, на лямках.

ЗАПОН - женская нагрудная одежда разного покроя, холщевая, из бумажных тканей, часто белая; то же что ЗАНАВЕСКА.

ЗИПУН - верхняя мужская и женская одежда из домотканого сукна, сермяги, серого или коричневого цвета, до колен или немного ниже, в талию, со сборами и по бокам, с узким длинным рукавом, с небольшим стоячим воротником, на крючках или пуговицах из кожаных узелков, застегивавшаяся налево. Будничная одежда, нередко надевавшаяся в дорогу.

КАЗАКИН - мужской кафтан или полукафтан, выше колен, приталенный, со сборками сзади и по бокам, с узкими рукавами, стоячим воротником, на крючках, однобортный.

КАЗАЧОК - длинная женская кофта в талию, однобортная, с длинными рукавами, невысоким стоячим воротником, на множестве мелких пуговиц.

КАТАНКА - в Тульской губернии верхняя женская туникообразная одежда, белая или черная, выше колен, носившаяся без пояса.

КАФТАН - верхняя мужская одежда, обычно праздничная, из домотканого или покупного синего, черного, коричневого сукна, плиса. Длина до колен. Приталенный, со сборками сзади или с боков, с сужающимися книзу длинными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами, на подкладке до талии, с застежкой налево на крючки или большие медные пуговицы; спинка цельная, со складками по бокам, или выкройная, со сборками сзади.

КИЧКА - головной убор замужних женщин, полностью покрывавший голову, сложный, включавший иногда до полутора десятков деталей; преобладал в южных губерниях, где был характерен понёвный комплекс, но бытовал и в центральных и северных губерниях; форма и материалы разнообразны, в зависимости от местных условий.

КОКОШНИК - головной убор замужних женщин, прежде всего молодух, до рождения первого ребенка; в основном праздничный убор, господствовавший в губерниях с сарафанным комплексом, но употреблявшийся и в южных губерниях, с поневой и особенно андараком. Обычно имел высокий твёрдый налобник, прикрепленный к мягкой шапочке, но употреблялись и кичкообразные кокошники. По форме употреблялись однорогие и двурогие, копытообразные, лопатообразные, по материалу также разнообразны, с широким употреблением галунов, парчи, бисера, жемчуга, стекляруса для отделки.

КОРОТЕНЬ - женская плечевая распашная одежда в Костромской губернии, с плечевыми проймами, без рукавов, с борами сзади. В Новгородской губернии такая одежда называлась душегреей.

КОРОТИК - в разных губерниях повседневная женская, иногда мужская одежда из белого, черного или коричневого сукна, ниже колен, с приталенной цельной спинкой, боковыми клиньями, невысоким воротником-стойкой, на крючках или костыльках.

КОРСЕТКА - в Рязанской, Тульской губерниях распашная женская одежда без рукавов, в талию, короткая, со сборками сзади, на подкладке, застегивавшаяся на крючки.

КОРУНА - в северных губерниях свадебный девичий головной убор, жесткий высокий ажурный венец, сплошь покрытый вышивкой из бисера, стекляруса, жемчуга, украшенный бусами, медными плашками, блестками и т.д.

КОСТОЛАН - женская глухая длинная одежда различного покроя. В Смоленской губернии был двух типов: один близок к глухому косоклинному сарафану на проймах, другой - к косоклинному - на лямках, с "пазухой". В Тверской губернии это название глухого косоклинного сарафана. В Калужской губернии туникообразная, до колен или ниже, прямая рубаха с бочками, с рукавами в три четверти, белая, украшенная нашитыми лентами, носившаяся с кушаком; то же, что сукня; близка к смоленской "носовке", рязанскому и тульскому шушпану.

КОТЫ - женская обувь, преимущественно праздничная, кожаная, типа открытых невысоких туфель на низком широком каблуке с медными подковками, с вырезным язьгчком на подъеме, отороченная по кромкам белым или красным сукном, кожей; носились на вязаные чулки, закрепляясь вокруг голени тонкими кожаными шнурками, продетыми в петлю на заднике.

КОХТА - в Воронежской губернии женская распашная короткая одежда, суконная, хлопчатобумажная, черная или синяя, с отрезной спинкой, боковыми клиньями, рукавами, с широким запахом, без воротника или с низким воротником-стойкой; то же, что чинарка, холодайка.

КРУГЛОЛИЦА - в северных губерниях женская рубаха, бесполиковая, с вшитой вокруг ворота полосой кумача, или иной цветной ткани и нашитой по шву "затканкой", либо с вышивкой по шву; нечто вроде рубахи с круглой кокеткой.

КУБИЛЕК - у казачек Кубани, Дона, Урала длинная распашная одежда в талию, с расширяющимися книзу длинными рукавами или без рукавов, типа платья, носившаяся с серебряным или золотым, украшенным полудрагоценными камнями поясом; иногда сочеталась с вязаным колпаком и даже шароварами.

ЛАСТОВИЦЫ - в мужской рубахе, иногда в некоторых видах женской плечевой тунихообразной одежды лоскут прямоугольной или ромбовидной формы, пришивавшийся под мышкой и соединявший рукав со станом; нередко кроился из ткани иного, нежели сама одежда, цвета.

НАВЕРШНИК - в Рязанской, Тульской губерниях женская плечевая праздничная и будничная одежда, белая или серая, туникообразного покроя, прямая или расклешенная, а также косоклинная, длиной 40-80 см, с длинными или короткими рукавами или без них, богато украшенная нашитыми лентами, кружевами; то же, что нагрудник, носовчик, котман, торган.

НАГРУДНИК - в Пензенской губернии туникообразная плечевая женская одежда длиной 80 см, с рукавами и ластовицами.

НАЗДЕВОК - в Рязанской губернии женская плечевая одежда типа короткого навершника без клиньев; носилась поверх навершника.

НОСОВКА - в Смоленской губернии холщевый мужской и женский белый халат до колен, носившийся только казенными крестьянами; прямой, без рукавов и воротника. Во многих центральных и южных губерниях женская глухая короткая плечевая туникообразная одежда без рукавов или с рукавами с ластовицами, с прошвой, мережкой по боковым швам.

ОБЖИМ - в некоторых южных и центральных губерниях женская короткая распашная одежда типа душегреи, без рукавов.

ПАГОЛЕНКИ - короткие вязаные шерстяные чулки без ступни, от щиколотки до колен, белые или черные, часто богато орнаментированные, носившиеся женщинами с лаптями вместо онуч, с котами.

ПАРОЧКА - девичья и женская одежда, пришедшая в конце XIX в. из города, суконная или хлопчатобумажная, иногда плисовая кофта, жакет с юбкой.

ПЕРЕВЯЗКА - тоже, что повязка, девичий головной убор в виде широкой ленты или сложенного в несколько раз платка, завязанного на затылке, под косой.

ПЕРЕДНИК - женская нагрудная одежда. Во Владимирской губернии со сборами поверх груди, надевавшийся на шею и завязывавшийся под мышками, либо типа "кокетка" , с рукавами и завязками сзади. В других губерниях, например, в Воронежской, завязывавшаяся на талии.

ПОВЯЗКА - девичий головной убор, открытый сверху, разного типа, в виде сложенного в несколько раз платка, завязанного на затылке под косой, широкой ленты, иногда с твердым очельем, украшенным галунами, с длинными концами сзади, украшенными бахромой, бисером, стеклярусом и т.д.

ПОВОЙНИК - женский головной убор, мягкая шапочка, иногда с нешироким твердым очельем, изредка украшавшимся галуном, с завязками сзади, полностью закрывавшая голову.

ПОДДЕВКА - верхняя мужская суконная одежда, черная или синяя, более длинная, чем пиджак, приталенная, с прямыми полами, отрезной спинкой, со сборками ниже талии, воротником отложным или низким стоячим, на крючках, с прорезными вертикальными карманами, иногда отделанная по кромкам бархатом, плисом.

ПОДСТАВА - в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях нижняя белая юбка с вышивкой, надевавшаяся на рубаху под поневу или верхнюю юбку.

ПОДОЛ - верхняя юбка в центральных губерниях, суконная, с подшитой снизу широкой полосой, орнаментированной нашитыми цветными лентами, рюшами, вышивкой.

ПОДЧЕЛОК - в северных губерниях девичий праздничный головной убор, мягкая лента с пришитым сверху ажурным, украшенным бисером, стеклярусом, жемчугом жестким очельем.

ПОЛУКАФТАНЬЕ - короткий кафтан выше колен.

ПОЛУШУБОК - верхняя одежда из дубленой и окрашенной овчины, белая, черная или красно-коричневая, до колен, мехом внутрь, иногда крытая сукном. Спинка отрезная, выкройная, ниже талии сзади сборки, юбка слегка расширяется. Запах налево, на крючках. Воротник невысокий, стоячий. По бокам прорезные карманы, отделанные мехом.

ПОНЁВА, ПАНЁВА - древняя женская поясная суконная одежда, распространенная преимущественно в южных губерниях; ареал ее бытования постепенно сокращался. Одежда половозрелых девушек или замужних женщин; и старухи в некоторых местах вместо поневы вновь надевали сарафан. Представляет обычно три специально вытканных прямоугольных куска домашнего сукна, подшитых к гашнику. Один из швов спереди или сбоку не сшивался: это т. н. распашная понева, зачастую носившаяся "с подтыком", когда полотнища затыкались за кушак и сзади образовывался большой "кулек". В разрез мог на живую нитку или постоянно вшиваться кусок ткани иного цвета и орнамент. Это т.н. глухая понёва или понёва с прошвой. К такой поневе снизу иногда подшивали подол - широкую полосу сукна, украшенную лентами, аппликацией, вышивкой. В Смоленской губернии бытовала также понёва-разнополка, одно из боковых полотнищ которой было значительно короче боковых. В различных местах, вплоть до сел, бытовали поневы разного цвета и орнаментации: синие, черные, красные, в крупную и мелкую клетку или клетку прямоугольную, вытянутую по горизонтали, с орнаментом в клетках или без него.

ПОНИТОК - верхняя мужская и женская распашная одежда разного покроя. В Рязанской и Тульской губерниях холщевая халатообразная, без застежек, на подкладке, с очень длинными рукавами, с клиньями по бокам; в Тульской губернии называлась тройником. В Псковской губернии из полусукна, длинная, со складками по бокам, с широким запахом, на крючках. В некоторых губерниях также праздничная одежда ниже колен, полушерстяная, серая или черная, без подкладки или с подкладкой до талии, с клиньями по бокам, с длинными прямыми рукавами; она же -тайник.

РУКАВА - в северных губерниях женская праздничная одежда, два длинных рукава из дорогих тканей, скрещенные лямками, либо очень короткая кофточка под сарафан.

САЯН - в Смоленской губернии косоклинный сарафан на лямках, с высокой спинкой, в Тверской и Московской губерниях косоклинный распашной сарафан на проймах.

САРАФАН - женская и девичья одежда разного покроя, имевшая особые названия, господствовавшая в центральных и северных губерниях, а как девичья, иногда женская и старушечья и в южных губерниях, в местах бытования понёвы и андарака. Известны глухой косоклинный на проймах и на лямках, распашной косоклинный на проймах и на лямках, "круглый" или "московский", на лямках, на кокетке и сарафан-платье. В Тверской губернии глухой косоклинный сарафан известен как костолан и горбун, в Псковской губернии глухой косоклинный сарафан с длинными откидными рукавами известен как сукня, сукман, шушун, шушпан, носов. В Новгородской и Тверской губерниях косоклинный распашной сарафан известен как ферязь, в Московской же и Тверской губерниях такой сарафан назывался саяном. Прямой сарафан в Московской и Владимирской губерниях известен как шубка.

СЕРЯК - в Тульской губернии верхняя женская широкая туникообразная суконная серая одежда до колен или ниже, с прямыми рукавами, носившаяся под кушак, известна также как чупрун; в Рязанской губернии это короткая глухая туникообразная плечевая одежда.

СИБИРКА - длинная распашная мужская верхняя одежда с разрезом сзади, овчинная или на вате, также суконная, летом на подкладке, бытовавшая в Смоленской губернии. По всей России также длиннополая, обычно синего сукна двубортная одежда на пуговицах, отрезная по талии, с широким отложным воротником и лацканами, типа длиннополого сюртука.

СОРОКА - в районах бытования поневы головной убор замужних женщин, носившийся с кичкой, мягкая полотняная, с украшенным галунами очельем, с завязками на затылке, в верхней части с уголками, образующими рога.

СОРОКОКЛИН - в Смоленской губернии глухой или распашной косоклинный сарафан на лямках.

СОРОКОТРУБКА - в северных губерниях епанечка, стеганая плечевая одежда на лямках, распашная, стеганая на вате, со спинкой, заложенной во множество жестких складок.

СТАН, СТАНУШКА - в северных губерниях короткая рубаха с пышными рукавами, обычно бесполиковая, надевавшаяся под сарафан, на нижнюю рубаху.

СУКМАН - женский сарафан разных типов. В Псковской губернии глухо косоклинный, с откидными рукавами, в Тульской и Рязанской губерниях черный суконный сарафан из трех полотнищ и шести клиньев, на лямках, с ложными пуговицами по переднему шву. В Тамбовской губернии распашная женская одежда белого сукна, ниже колен, прямая, с клиньями по бокам, с рукавами.

СУКНЯ - в Смоленской губернии зимний шерстяной сарафан, глухой или распашной, косоклинный на лямках. В Псковской губернии глухой косоклинный шерстяной сарафан.

ТРОЙНИК - в Тульской губернии верхняя летняя одежда типа халата, с клиньями по бокам, без застежек, полушерстяная, с очень длинными рукавами, на подкладке.

ТУЛУП - верхняя зимняя одежда из дубленой овчины, мехом внутрь, распашная, с широким запахом налево, до пят, без застежек, носившаяся с кушаком или нараспашку, с большим шалевым воротником, надевавшаяся в дорогу поверх полушубка, зипуна, поддевки.

ФАЙШОНКА - у донских казачек длинная кружевная косынка с кромками, собранными на нитку.

ФЕРЯЗЬ - в Смоленской губернии распашной сарафан из двух прямых полотнищ, в Тверской, Новгородской губерниях косоклинный распашной сарафан.

ХАЛАТ - верхняя длинная распашная одежда, суконная, с глубоким запахом налево, без застежек, расширяющаяся книзу, с длинными и широкими рукавами, с шалевым простроченным широким воротником, надевавшаяся в дорогу; то же, что армяк.

ХОЛОДАЙКА - в Псковской губернии длинная распашная одежда из холста, со складками по бокам, с широким запахом, на крючках.

ХОЛОДНИК - женская распашная короткая одежда типа душегрейки, из легких тканей.

ЧУЙКА - суконная мужская одежда без воротника, с широким вырезом у горловины и широким запахом, обшитая по краям ворота, полам и рукавам мехом или полоской ткани.

ШНУРОВКА - в Смоленской губернии женская одежда до талии, без рукавов, шнуровавшаяся на груди, красная или синяя, суконная или бархатная; носилась с андараком.

ШУБА - меховая одежда покроя полушубка, но ниже колен, чаще крытая сукном.

ШУБКА - в некоторых губерниях сарафан: в Московской и Владимирской прямой, на лямках. В Тульской, Калужской, Рязанской - синий или черный хлопчатобумажный сарафан на лямках.

ШУГАЙ - женская короткая одежда ниже талии, на вате, с рукавами, воротником, с отрезной выкройной спинкой, сборами ниже талии, на крючках, иногда отделанная по кромкам мехом. В Новгородской и Псковской губерниях называлась шугой, в Костромской - коротайка, в Вологодской, Архангельской - епанечка, трубалетка, сорокотрубка. Шилась из парчи, атласа, штофа.

ШУШПАН - женская одежда разного типа. В Тамбовской губернии распашная, из холста или понитка, до колен, с рукавами с ластовицами, отделанная плетеной тесьмой и затканкой. В Рязанской, Тульской губерниях туникообразная распашная или глухая, из белой шерсти, со скошенными бочками или клиньями, с рукавами до локтя с ластовицами, длиной до колен. В Псковской губернии глухой косоклинный суконный сарафан с ложными откидными длинными рукавами. ШУШУН - женская одежда разных типов. В Псковской губернии то же, что шушпан, суконный глухой косоклинный сарафан с длинными откидными рукавами. В Рязанской, Тульской, Калужской губерниях старинный глухой косоклинный холщевый сарафан на проймах. Также в Рязанской и Тульской губерниях распашная или глухая туникообразная одежда до колен, из белого сукна, со скошенными бочками или клиньями, с рукавами до локтя, с ластовицами. ШУШУНЧИК - в Тамбовской губернии женская холщевая праздничная туникообразная глухая плечевая одежда без рукавов, длиной 50 см. ЮБКА - в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях шерстяная поясная одежда, юбка с продольными цветньми полосами, сначала на лямках, затем на гашнике. ЮПА, ЮПОЧКА - в Тульской губернии женская верхняя распашная туникообразная одежда из белого сукна или полусукна, покроя шушуна, но гораздо короче, иногда без рукавов, богато отделанная.

Технологический этап

Аналитический этап

Эстетическая оценка.

  • Кукла является частью композиции, в которую входит ещё несколько кукол. Композиция изготовлена для украшения интерьера. Работу я выполняла с большим желанием и интересом. Декоративные отделки, подбор тканей для одежды - всё это позволило нам изготовить действительно красивое изделие. Участие в выставках показало, что наши куклы нравятся зрителю. Посетители выставок проявляли живой интерес к нашей композиции и с удовольствием фо¬тографировались в компании с нашими куклами. Кроме того, было много же¬лающих купить наши куклы.
  • Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что изделие вы¬полняет свои эстетические функции.

Наша кукла может служить игрушкой для детей и пособием по изучению на¬родного костюма и ремёсел.

Экологическая оценка.

  • Изготовление и эксплуатация изделия не повлекут за собой изменений окружающей среды. При выполнении работы я соблюдала санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности. Это позволило мне не нанести вреда своему здоровью.

Оценка качества.

  • Кукла изготовлена по разработанному эскизу с учётом технологических требований к изготовлению кукол и пошиву одежды. Нижняя рубаха и навершник изготовлены в соответствии с технологической картой по изготовлению ночной сорочки, и может служить наглядным пособием. Лицо расписано красками для ткани, которые не боятся воды.

Экономическая оценка

  • Материальные затраты составили 387,8 рублей.

Расчёт цены изделия.

Цена изделия = полная себестоимость (производственные затраты + коммерческие затраты) + прибыль + НДС

Производственные затраты.

1.Материальные затраты = 387,8 руб.

2.Заработная плата: 10 разряд -1060 рублей за месяц. Ученик работает 24 часа в неделю, 96 часов за месяц. 1060: 96 = 11 рублей за 1 час.

Трудоёмкость: подготовка (1 час) + основное время (30 часов) + завершение работы (1 час.) = 32 часа. Заработная плата = 32 х 11=352 руб.

3.Е.С.Н. =28% 352 х 28 =98,56

4.Накладные расходы = не менее 80% от заработной платы 352x0,8 = 281,6

5.Потери от брака = 0

Итого: 387,8+352+98,56+281,6+0=1119,96

  • Коммерческие затраты.

Коммерческие затраты =5% от производственных затрат. 1119,96 х 0,05 = 55,9 рубля

  • Прибыль:

Прибыль = 25% от полной себестоимости. (1119,96+55,9)хО,25=294

НДС

НДС= 18% (1119,6+55,9+294)х0,18=264,51

Итоговая стоимость.

1119,96+55,9+294+264,51=1763,86

Использованная литература.

1. «Мягкая игрушка», Н. Войдинова, Москва, «Эксмо», 2004 год.

2. «Технология», 5-9 класс, Симоненко В. Д. Издательский центр «Вентана-Граф», 1999 год.

3. «365 кукол со всего света» М. Левена. Айрис-Пресс. Рольф. Москва. 2000 год.

4. «Игрушка» Л.Н. Соловьёва. ЗАО «Интербук-бизнес», 2002 год.

5. Журнал «Кукольный мастер» за 2004-2005 годы.

6. «Мягкая игрушка. Игрушки в подарок», Н. Деревянко, А. Трошкова. Москва,«Эксмо», 2004 год.

7. Энциклопедия «Подарки». АСТпресс.

8. С. Корт «Роспись по ткани». Санкт-Петербург, 2000 год.

9.Ф. М. Пармона "Русский народный костюм как художественно- конструкторский, источник творчества».- М.: Легпромбытиздат, 1994.

10.Аннотированный библиографический указатель "Исторический, сценический и народный костюм". Сост. Л. В. Беловинский. - М.: ВНМЦ, 1984.

Персональные инструменты
Инструменты