Кайбаба, деревня (Седельниковский район, Омская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
В урманном краю, далеко от областного центра, разместился Седельниковский район. Два столетия назад на его территории простиралась необозримая тайга. В 1785 году братья Седельниковы построили на реке Уй первые дома, так было заложено начало новой деревни. С тех пор изо всех областей России, Украины, Эстонии, Белоруссии приезжали переселенцы и к концу 30-х годов 20 века в Седельниковском районе насчитывалось 129 населённых пунктов, количество населения в них составляло  – 30 тыс. человек. Но,  несмотря на развитие района,  с его карты на сегодняшний день исчезли 86 деревень.  
 
В урманном краю, далеко от областного центра, разместился Седельниковский район. Два столетия назад на его территории простиралась необозримая тайга. В 1785 году братья Седельниковы построили на реке Уй первые дома, так было заложено начало новой деревни. С тех пор изо всех областей России, Украины, Эстонии, Белоруссии приезжали переселенцы и к концу 30-х годов 20 века в Седельниковском районе насчитывалось 129 населённых пунктов, количество населения в них составляло  – 30 тыс. человек. Но,  несмотря на развитие района,  с его карты на сегодняшний день исчезли 86 деревень.  
  
Кайбаба – один из таких населённых пунктов, к сожалению, ни в одном архиве нет даты основания деревни. Её окружал чудесный русский лес, одаривавший жителей своими дикоросами. Своё название деревня получила от речки Кайбабинки, впадающей в реку Уй. (Из воспоминаний Редькиной А.Д., бывшей жительницы д. Кайбаба): "Расположена деревня в 3-х километрах от райцентра. Окружена великолепным живописным лесом.  Дата заселения, к сожалению, не установлена. Первые переселенцы выбрали правый  высокий берег реки, не смотря на то, что он изрезан оврагами, а почвы песчаные, но вполне плодородные, а весенние воды ежегодно  заливают только левый берег, смывая плодородные земли. Даже в самые неурожайные годы жители Кайбабы получали по тем временам богатый урожай зерновых культур. Воду брали из реки Кайбабинки, которая не замерзала даже в зимние морозы. Деревня имела одну улицу, которая не имела ни какого названия и  протянулась вдоль рек Кайбабинка и Уй. В 30-е годы 20 века в деревне насчитывалось около 40 дворов. Основное занятие жителей было земледелие, хлебопашество. На полях, распростёртых вдоль Уя, они выращивали рожь, пшеницу, овёс и лён, который всегда родился на славу". Шарков Фёдор Парфёнович приехал из Ольгинска со своей семьёй и остановился в деревне Кайбаба. Его жену звали Агафья Ивановна Хрищенко, она была родом из деревни Бароновка. Когда они приехали в Кайбабу, в деревне было несколько жителей. Вскоре они построили свой дом, в котором вырастили семерых детей. Все работы в деревне выполнялись вручную. Женщины серпами убирали хлеб, вязали его в снопы, а потом ставили в бабки. Когда зерно подсыхало, его возили на конях и складывали в скирды, потом молотили. Обстановка в домах у всех была одинаковой: стол, кровати и лавки. Большая печь занимала половину одной комнаты. Бани топились по-чёрному, дым выходил через дверь, все мылись в одном корыте.
+
Кайбаба – один из таких населённых пунктов, к сожалению, ни в одном архиве нет даты основания деревни. Её окружал чудесный русский лес, одаривавший жителей своими дикоросами. Своё название деревня получила от речки Кайбабинки, впадающей в реку Уй.  
 +
 
 +
'''Из воспоминаний Редькиной А.Д., бывшей жительницы д. Кайбаба: '''
 +
 
 +
''"Расположена деревня в 3-х километрах от райцентра. Окружена великолепным живописным лесом.  Дата заселения, к сожалению, не установлена. Первые переселенцы выбрали правый  высокий берег реки, не смотря на то, что он изрезан оврагами, а почвы песчаные, но вполне плодородные, а весенние воды ежегодно  заливают только левый берег, смывая плодородные земли. Даже в самые неурожайные годы жители Кайбабы получали по тем временам богатый урожай зерновых культур. Воду брали из реки Кайбабинки, которая не замерзала даже в зимние морозы. Деревня имела одну улицу, которая не имела ни какого названия и  протянулась вдоль рек Кайбабинка и Уй. В 30-е годы 20 века в деревне насчитывалось около 40 дворов. Основное занятие жителей было земледелие, хлебопашество. На полях, распростёртых вдоль Уя, они выращивали рожь, пшеницу, овёс и лён, который всегда родился на славу". ''
 +
 
 +
Шарков Фёдор Парфёнович приехал из Ольгинска со своей семьёй и остановился в деревне Кайбаба. Его жену звали Агафья Ивановна Хрищенко, она была родом из деревни Бароновка. Когда они приехали в Кайбабу, в деревне было несколько жителей. Вскоре они построили свой дом, в котором вырастили семерых детей. Все работы в деревне выполнялись вручную. Женщины серпами убирали хлеб, вязали его в снопы, а потом ставили в бабки. Когда зерно подсыхало, его возили на конях и складывали в скирды, потом молотили. Обстановка в домах у всех была одинаковой: стол, кровати и лавки. Большая печь занимала половину одной комнаты. Бани топились по-чёрному, дым выходил через дверь, все мылись в одном корыте.
  
[[Категория:Исчезнувшие населенные пункты]]
 
  
 
[[Категория:Проект «Исчезнувшие деревни России»]]
 
[[Категория:Проект «Исчезнувшие деревни России»]]
 +
[[Категория: Деревня]]
 +
[[Категория:Исчезнувшие населенные пункты]]
 +
[[Категория:Омская область]]

Версия 15:58, 7 декабря 2010

Велика Сибирь – матушка, и не счесть городов и деревень, разбросанных на ее бесконечных просторах. И лес, говорят, зарождается с семечка, и река имеет истоком неприметный родник, и обвал горный начинается с камушка, и Родина у многих людей начинается с небольшой деревушки, что затерялась в таёжной глухомани.

Трагедия тысяч деревень, незаметно стертых с земли и карты, заставляет неравнодушных людей собирать по крупицам память о них, о людях, которые в 20 веке своим самоотверженным трудом создавали нашу историю. Всё меняется в жизни людей, но память должна оставаться вечной. Наш долг проследить, по возможности, судьбы людские и сохранить для потомков память об исчезнувших деревнях, чтобы каждый житель этих деревень мог сказать: «Это моя малая родина».

В урманном краю, далеко от областного центра, разместился Седельниковский район. Два столетия назад на его территории простиралась необозримая тайга. В 1785 году братья Седельниковы построили на реке Уй первые дома, так было заложено начало новой деревни. С тех пор изо всех областей России, Украины, Эстонии, Белоруссии приезжали переселенцы и к концу 30-х годов 20 века в Седельниковском районе насчитывалось 129 населённых пунктов, количество населения в них составляло – 30 тыс. человек. Но, несмотря на развитие района, с его карты на сегодняшний день исчезли 86 деревень.

Кайбаба – один из таких населённых пунктов, к сожалению, ни в одном архиве нет даты основания деревни. Её окружал чудесный русский лес, одаривавший жителей своими дикоросами. Своё название деревня получила от речки Кайбабинки, впадающей в реку Уй.

Из воспоминаний Редькиной А.Д., бывшей жительницы д. Кайбаба:

"Расположена деревня в 3-х километрах от райцентра. Окружена великолепным живописным лесом. Дата заселения, к сожалению, не установлена. Первые переселенцы выбрали правый высокий берег реки, не смотря на то, что он изрезан оврагами, а почвы песчаные, но вполне плодородные, а весенние воды ежегодно заливают только левый берег, смывая плодородные земли. Даже в самые неурожайные годы жители Кайбабы получали по тем временам богатый урожай зерновых культур. Воду брали из реки Кайбабинки, которая не замерзала даже в зимние морозы. Деревня имела одну улицу, которая не имела ни какого названия и протянулась вдоль рек Кайбабинка и Уй. В 30-е годы 20 века в деревне насчитывалось около 40 дворов. Основное занятие жителей было земледелие, хлебопашество. На полях, распростёртых вдоль Уя, они выращивали рожь, пшеницу, овёс и лён, который всегда родился на славу".

Шарков Фёдор Парфёнович приехал из Ольгинска со своей семьёй и остановился в деревне Кайбаба. Его жену звали Агафья Ивановна Хрищенко, она была родом из деревни Бароновка. Когда они приехали в Кайбабу, в деревне было несколько жителей. Вскоре они построили свой дом, в котором вырастили семерых детей. Все работы в деревне выполнялись вручную. Женщины серпами убирали хлеб, вязали его в снопы, а потом ставили в бабки. Когда зерно подсыхало, его возили на конях и складывали в скирды, потом молотили. Обстановка в домах у всех была одинаковой: стол, кровати и лавки. Большая печь занимала половину одной комнаты. Бани топились по-чёрному, дым выходил через дверь, все мылись в одном корыте.

Персональные инструменты
Инструменты