Караул, село (Кировская область)
(→Статья в газету (см. ниже)) |
(→Историко-географическое описание села Караул Богородского района) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
Памятниками архитектуры являются церковь, каменные дома, принадлежавшие церкви и полукаменный дом на правом берегу Кузема, построенный в 19 веке. | Памятниками архитектуры являются церковь, каменные дома, принадлежавшие церкви и полукаменный дом на правом берегу Кузема, построенный в 19 веке. | ||
По пойме реки Коса находятся выпасы для скота, сенокосные угодья, пахотные земли колхоза имени Кирова. В лесах около села растут земляника, малина. Особенно много ягод в так называемых Поломской и Вочкарёвской роще - по названию бывших деревень. | По пойме реки Коса находятся выпасы для скота, сенокосные угодья, пахотные земли колхоза имени Кирова. В лесах около села растут земляника, малина. Особенно много ягод в так называемых Поломской и Вочкарёвской роще - по названию бывших деревень. | ||
+ | ===Из истории села Караул=== | ||
+ | За время своего существования село имело три названия: Ухтым, Верхнекосинское, Караул. Первое название Ухтым получил в 1648 году. По переписи Михаила Воейкова сказано: «...починок Новорасчистинский, Отятский (удмуртский) на устье реки Ухтыма». В починке наименовано 9 хозяйств (т.е. семей): | ||
+ | 1. Максима Асанова - 9 мужских душ | ||
+ | 2. Сангейки Максимова - 3 мужские души | ||
+ | 3. Карпа Едигарева - 9 мужских душ | ||
+ | 4. Терешки Андреева - 8 мужских душ | ||
+ | 5. Лучки Андреева - 5 мужских душ | ||
+ | 6. Луки Дзюина - 5 мужских душ | ||
+ | 7. Толмикла Порина - 5 мужских душ | ||
+ | 8. Афанасия Порина - 5 мужских душ | ||
+ | 9. Зянквы Андреева - 5 мужских душ. | ||
+ | Столько же было лиц женского пола. Эти фамилии сохранились до наших дней. Тат как починок находился в устье реки Ухтым, он получил название Ухтым (Ухтымский). По тем временам деревня из 9 дворов была уже немаленькой. Вместе с женским населением насчитывалось до 100 жителей. | ||
+ | В 1697 году впервые встречаются слова «починок за Караулом». Оказывается в 17-18 веке караулы создавались на межуездных границах. Граница между уездами Хлыновским (Вятским) и Казанским проходила близко от деревни Ухтым. Точной границы не было, поэтому между уездными властями часто возникали споры, вплоть до вооружённых конфликтов. Споры вызывали частые переходы из одного уезда в другой, что влияло на поступление налогов. С целью сдерживания крестьян от перехода из уезда в уезд, в пограничных местах стали создаваться караулы. Одним из таких и был караул у Ухтыма. | ||
+ | В 1719 году царь Пётр Первый издал указ о крещении удмуртов. Неохотно удмурты отказывались от своей, веками созданной, языческой религии. Но, где уговорами, а чаще нагайкой, заставили их принять христианство. Первыми были окрещены из косинских удмуртов те, кто проживал в деревне Ухтымской. В 1722 году все косинские удмурты были окрещены. Не обошлось и без принуждения. Известен такой случай. В деревне Польской удмурт Михаил Возисов отказался креститься. После трёх ударов плёткой его силой повели к реке и окрестили. Для вновь крещённых удмуртов в 1746 году при деревне Ухтымской создали новый Верхнекосинский церковный приход. В исследованиях академика Лупнова сказано: «При впадении реки Куземки в Косу основано село Верхнекосинское». Таким образом, датой основания села является 3 апреля1747 года. В 1742-50 гг. за рекой Куземкой была построена деревянная церковь. Разрешение на постройку каменной церкви было дано 1 июня 1790 года. Возникновение каменной церкви во вновь образованном селе Верхнекосинском привлекло сюда русских жителей, как в само село, так и в удмуртскую деревню Ухтым. | ||
+ | Появляются русские фамилии: Ситниковы, Чирковы, Солоденниковы, Наймушины. Постепенно деревня Ухтым и село Верхнекосинское срослись в одно поселение со смешанным удмуртским и русским населением, стали появляться смешанные семьи. По переписи 1785 года деревня Ухтымская была самым крупным поселением на территории Богородского района. В ней жило 240 мужских душ. Постепенно деревня росла. | ||
+ | В 19 веке это поселение местным населением всё чаще стало называться Караулом. В советское время название села Караул было узаконено. В прошлом село принадлежало Ухтымской волости Глазовского уезда Вятской губернии. | ||
+ | Трудолюбие удмуртов и русских села Караул ярко проявилось при возделывании льна. Косинские удмурты, в целом, были прирождёнными льноводами. Эта ценная, но весьма трудоёмкая культура, давала немалые доходы и белое льняное полотно для одежды. Чтобы облегчить труд по обработке льноволокна, на его завершающей стадии один крестьянин по фамилии Вылегжанин изобрёл механическую льномялку. Сделанное изобретение в конце 19 века широко распостранилось по всей Вятской губернии и за пределами. | ||
+ | В годы первой русской революции 1905-1907 гг. учитель Караульской школы Степан Евдокимович Суслов впервые донёс до жителей Караула революционное слово. 18 февраля 1918 года в Карауле, как и во всей Ухтымской волости, установилась Советская власть. Активными участниками установления власти были Логинов Михаил Назарович, военный комиссар и секретарь партийной организации Квакин. В 1929 году в селе была организована коммуна «Красный ударник».Член коммуны Ситникова Анна Петровна рассказывала: « Сначала вошло немного хозяйств. Большинство вступали одиночки, затем стали вступать семейные. Коммунары жили в поповских домах и старой школе. Всё имущество вошедших обобществлялось. Питались в общей столовой. Первым председателем коммуны был Золотарёв В.И.. Поля коммуны были небольшими. В руках коммуны были две жатки, две косилки. Пахали, убирали, подвозили лес всё лошадьми. Руками коммунаров был построен свинарник на 200 голов, коровник. Скота у коммунаров было много. Отбирали также скот у зажиточных крестьян и единоличников». | ||
+ | Скоро коммуна распалась. В 1931 году в Карауле образовался колхоз «Красный якорь». Председателем колхоза был Андреев Савелий Акимович. Колхоз был бедным, поля были плохими. Экономически население отличалось бедностью. Церковь в селе перестала функционировать довольно поздно с 1962 года. | ||
==ПРИЛОЖЕНИЯ== | ==ПРИЛОЖЕНИЯ== |
Версия 13:50, 17 ноября 2009
Содержание |
Введение
«Земля моя, Народ любимый, Надежда, гордость, боль моя...»
«Деревня продолжает таять...»
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа. Для того чтобы полюбить, нужно всё это видеть и знать. Ведь мы не ценим и не бережём того, чего не знаем. Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные. Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом. Ещё глубже нравственная проблема. В деревне остались маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадёжно тонут в океане цивилизации. В мёртвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без Родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? Мы, молодые граждане своей страны, путешествуя по просторам родного края, должны не только наслаждаться красотой вятской природы, но и изучать историю, проводить исследования и мероприятия по охране природы. В этом мы видим свою лепту в деле сохранения памяти о Вятской деревне.
Историко-географическое описание села Караул Богородского района
Географическая справка
Село Караул расположено на правом берегу реки Коса, в 30 км на северо-восток от районного центра Богородское. До города Кирова (областного центра)- 162 км. В окрестностях села есть овраги с интересными названиями, данными местными жителями: - Крутик - назван так за крутые склоны. Находится на расстоянии 1 км к востоку от села и спускается к реке Кузем; - Большой Лог - находится на Северо-востоке на расстоянии чуть больше 1 км от села с противоположной стороны к реке Кузем; - Каменный Лог - на севере к реке Коса; Некоторые уголки природы тоже не остались без метких народных названий: - Егоркош - перекат на реке Коса. Находится на расстоянии 0,5 км на северо-запад от ферм колхоза. Кош в переводе с удмуртского - оголовь. Это участок поймы реки. Принадлежала она Егору. Сейчас название перешло только на самое мелкое место реки. - Трофимов покос - участок лугов в километре к юго-востоку от села. Название получил от имени крестьянина Трофима Саитова, который косил здесь траву для своего скота. - Алексеевская оголовь. Во все времена существования села Караул большое значение имела река Коса. Перегороженная плотиной, она вращала жернова мельницы, она же образовывала обширные пойменные луга и пастбища для скота, она кормила людей рыбой. Уже в советское время в селе была построена электростанция. Главная улица села идёт вдоль дороги Ухтым - Митроки. Улица полностью застроена жилыми домами. Перпендикулярно к ней идут улицы Советская, Новая, Юбилейная. На улице Советской расположены здание администрации, медпункта, дом культуры, детсад, интернат, колхозная контора, почта и два магазина. Она продолжается за реку Кузем, где находится школа. В центре села находится площадь, где установлен памятник погибшим в годы войны. Памятниками архитектуры являются церковь, каменные дома, принадлежавшие церкви и полукаменный дом на правом берегу Кузема, построенный в 19 веке. По пойме реки Коса находятся выпасы для скота, сенокосные угодья, пахотные земли колхоза имени Кирова. В лесах около села растут земляника, малина. Особенно много ягод в так называемых Поломской и Вочкарёвской роще - по названию бывших деревень.
Из истории села Караул
За время своего существования село имело три названия: Ухтым, Верхнекосинское, Караул. Первое название Ухтым получил в 1648 году. По переписи Михаила Воейкова сказано: «...починок Новорасчистинский, Отятский (удмуртский) на устье реки Ухтыма». В починке наименовано 9 хозяйств (т.е. семей): 1. Максима Асанова - 9 мужских душ 2. Сангейки Максимова - 3 мужские души 3. Карпа Едигарева - 9 мужских душ 4. Терешки Андреева - 8 мужских душ 5. Лучки Андреева - 5 мужских душ 6. Луки Дзюина - 5 мужских душ 7. Толмикла Порина - 5 мужских душ 8. Афанасия Порина - 5 мужских душ 9. Зянквы Андреева - 5 мужских душ. Столько же было лиц женского пола. Эти фамилии сохранились до наших дней. Тат как починок находился в устье реки Ухтым, он получил название Ухтым (Ухтымский). По тем временам деревня из 9 дворов была уже немаленькой. Вместе с женским населением насчитывалось до 100 жителей. В 1697 году впервые встречаются слова «починок за Караулом». Оказывается в 17-18 веке караулы создавались на межуездных границах. Граница между уездами Хлыновским (Вятским) и Казанским проходила близко от деревни Ухтым. Точной границы не было, поэтому между уездными властями часто возникали споры, вплоть до вооружённых конфликтов. Споры вызывали частые переходы из одного уезда в другой, что влияло на поступление налогов. С целью сдерживания крестьян от перехода из уезда в уезд, в пограничных местах стали создаваться караулы. Одним из таких и был караул у Ухтыма. В 1719 году царь Пётр Первый издал указ о крещении удмуртов. Неохотно удмурты отказывались от своей, веками созданной, языческой религии. Но, где уговорами, а чаще нагайкой, заставили их принять христианство. Первыми были окрещены из косинских удмуртов те, кто проживал в деревне Ухтымской. В 1722 году все косинские удмурты были окрещены. Не обошлось и без принуждения. Известен такой случай. В деревне Польской удмурт Михаил Возисов отказался креститься. После трёх ударов плёткой его силой повели к реке и окрестили. Для вновь крещённых удмуртов в 1746 году при деревне Ухтымской создали новый Верхнекосинский церковный приход. В исследованиях академика Лупнова сказано: «При впадении реки Куземки в Косу основано село Верхнекосинское». Таким образом, датой основания села является 3 апреля1747 года. В 1742-50 гг. за рекой Куземкой была построена деревянная церковь. Разрешение на постройку каменной церкви было дано 1 июня 1790 года. Возникновение каменной церкви во вновь образованном селе Верхнекосинском привлекло сюда русских жителей, как в само село, так и в удмуртскую деревню Ухтым. Появляются русские фамилии: Ситниковы, Чирковы, Солоденниковы, Наймушины. Постепенно деревня Ухтым и село Верхнекосинское срослись в одно поселение со смешанным удмуртским и русским населением, стали появляться смешанные семьи. По переписи 1785 года деревня Ухтымская была самым крупным поселением на территории Богородского района. В ней жило 240 мужских душ. Постепенно деревня росла. В 19 веке это поселение местным населением всё чаще стало называться Караулом. В советское время название села Караул было узаконено. В прошлом село принадлежало Ухтымской волости Глазовского уезда Вятской губернии. Трудолюбие удмуртов и русских села Караул ярко проявилось при возделывании льна. Косинские удмурты, в целом, были прирождёнными льноводами. Эта ценная, но весьма трудоёмкая культура, давала немалые доходы и белое льняное полотно для одежды. Чтобы облегчить труд по обработке льноволокна, на его завершающей стадии один крестьянин по фамилии Вылегжанин изобрёл механическую льномялку. Сделанное изобретение в конце 19 века широко распостранилось по всей Вятской губернии и за пределами. В годы первой русской революции 1905-1907 гг. учитель Караульской школы Степан Евдокимович Суслов впервые донёс до жителей Караула революционное слово. 18 февраля 1918 года в Карауле, как и во всей Ухтымской волости, установилась Советская власть. Активными участниками установления власти были Логинов Михаил Назарович, военный комиссар и секретарь партийной организации Квакин. В 1929 году в селе была организована коммуна «Красный ударник».Член коммуны Ситникова Анна Петровна рассказывала: « Сначала вошло немного хозяйств. Большинство вступали одиночки, затем стали вступать семейные. Коммунары жили в поповских домах и старой школе. Всё имущество вошедших обобществлялось. Питались в общей столовой. Первым председателем коммуны был Золотарёв В.И.. Поля коммуны были небольшими. В руках коммуны были две жатки, две косилки. Пахали, убирали, подвозили лес всё лошадьми. Руками коммунаров был построен свинарник на 200 голов, коровник. Скота у коммунаров было много. Отбирали также скот у зажиточных крестьян и единоличников». Скоро коммуна распалась. В 1931 году в Карауле образовался колхоз «Красный якорь». Председателем колхоза был Андреев Савелий Акимович. Колхоз был бедным, поля были плохими. Экономически население отличалось бедностью. Церковь в селе перестала функционировать довольно поздно с 1962 года.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Маршрут похода
Фото из похода
Статья в газету (см. ниже)
Использованная литература
- Письменные материалы, документы краеведческого музея села Караул.
- Материалы бесед, интервью с местными и бывшими жителями села.
- Сборник топографических карт «Кировская область» (2000 г.)
- ЭЗВ том 1 «Сёла и деревни».
Авторы проекта:
учащиеся 10 класса
- Алёна Кайсина
- Лялина Ирина
- Коркин Михаил
- Химей Егор
учащаяся 9 класса
- Татьяна Химей
- Руководитель:
- Руководитель:
учитель географии - Квакина О. В.