Балакирев, Милий Алексеевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
(Биография)
Строка 14: Строка 14:
 
Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна,богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом.
 
Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна,богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом.
  
Похоронен Балакирев на [[Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры|Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры]].
+
Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
  
 
== Память ==
 
== Память ==

Версия 19:59, 11 ноября 2009

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862) и руководитель (1868-1873 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен. Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев' (21 декабря 1836 (2 января 1837), Нижний Новгород — 16 (29 мая) 1910, Санкт-Петербург) — русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».

Содержание

Биография

Милий Балакирев родился 2 января 1836 в Нижнем Новгороде в семье Алексея Константиновича Балакирева (1809 — 1869). В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка и, согласно некоторым источникам, у Джона Филда. Состоял вольнослушателем на математическом факультета Казанского университета в 1853-1855. Большое участие в его судьбе принял А.Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. В 1855 году Балакирев встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 года он вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. 28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления школой, Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила", которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».

С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Г. Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Ф. Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и других. В середине 70-х годов, Милий Балакирев, из-за расстроенного здоровья, вынужден был на время отказаться от общественной деятельности.

В 1883 году Балакирев был назначен императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело было организовано на прочных педагогических началах. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, зьььанимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие поте Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856 г.); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие Памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 году. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1867); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Наступление», «Взошел на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) . 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 - закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 - закончен С. Ляпуновым), большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т.д.]. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна,богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом.

Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

В честь балакирева названы:

  • Улица в Нижнем Новгороде
  • Улица во Владимире
  • Переулок Балакирева в Липецке
  • Улица и въезд Балакирева в Харькове

Источники

Ссылки

Персональные инструменты
Инструменты