Регионы россии: воронежская область: прогулка по воронежу

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 +
'''2 ошибки в названии''' статьи!!! '''Россия и Воронеж''' пишутся с заглавной буквы! Переименуйте статью.
 +
 +
----
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 
'''ВОРОНЕЖ'''
 
'''ВОРОНЕЖ'''
  

Версия 08:58, 26 декабря 2006

2 ошибки в названии статьи!!! Россия и Воронеж пишутся с заглавной буквы! Переименуйте статью.








ВОРОНЕЖ

Карта Воронежа

О Воронеже

Прогулка по Воронежу

Памятник В. И. Ленину Ленин.jpg Стоит на газоне посреди площади. Впервые памятник, выполненный скульптором Н. В. Томским, был установлен в 1940 г. несколько дальше, чем сейчас, от Плехановской улицы. В 1942 г. во время оккупации Воронежа бронзовый памятник был вывезен из города немцами для переплавки. В 1943 г. на сохранившийся постамент временно была поставлена бетонная скульптура вождя (скульптор С. Д. Меркуров). В 1950 г. памятник был возобновлен скульптором Н. В. Томским. Лишь некоторые детали отличают его от первоначального. Открытие памятника было приурочено к 80-летию со дня рождения В. И. Ленина. В 1967 г. был заменен постамент. После строительства здания обкома КПСС и облисполкома памятник был перенесен в центр площади.

Крупный памятник на высоком постаменте сомасштабен площади. Характерная для больших городов Советского Союза фигура Ленина в полный рост хорошо проработана. Правая рука поднята вперед, левая согнута в локте и поддерживает борт пальто, развевающегося от порыва ветра. Постамент представляет собой высокий гранитный параллелепипед с уступами вверху. Памятник А. В. Кольцову Стоит в сквере, носящем имя великого русского поэта, уроженца Воронежа А. В. Кольцова. Открыт в 1868 г. по инициативе сестры поэта А. В. Андроновой. Является наряду с памятником Петру 1 старейшим в городе. Выполнен петербургским скульптором Августином Трискорни из белого каррарского мрамора. Средства на его сооружение были собраны по подписке.

Памятник представляет собой небольшой бюст, установленный на сложном высоком пьедестале. Согласно традициям классицизма, облик поэта соответствует античным образцам. Пьедестал имеет форму чуть сужающейся призмы с фигурным завершением. Грани призмы декорированы венками и гирляндами. На лицевой грани, обращенной внутрь сквера, помещена надпись "Алексей Васильевич Кольцов". Со времени установки вокруг памятника традиционно высаживались пальмы в кадках. Памятник Петру Первому Расположен посреди Петровского сквера, лицом к проспекту. Установлен в 1860 г. на площади, получившей название Петровской. Первый в городе памятник сооружен на общественные пожертвования. Общий замысел памятника принадлежал Д.И. Гримму, реализован скульптором А.Е. Шварцем (1818-1892). Планировка площади и рисунок пьедестала выполнены архитектором А. А. Кюи. Бронзовая статуя была отлита в Петербурге; пьедестал выполнен из красного гранита, доставленного из Павловского уезда Воронежской губернии. На лицевой стороне постамента была сделана надпись: "Императору Петру Великому, 1860 г.", на тыльной стороне - "Воронежские дворяне и граждане". Во время оккупации Воронежа в 1942 г. бронзовая статуя была вывезена в Германию для переплавки. В 1956 г. монумент был возобновлен на том же постаменте. Автор - московский скульптор Н.П. Гаврилов, восстанавливавший памятник по фотографиям и описаниям, сохранил его высоту и композицию. Были изменены некоторые детали, в частности Петр I изображен молодым, каким он приезжал на строительство флота в Воронеж, а не в зрелом возрасте как первоначально.

Монументальная скульптура в полтора роста выполнена в реалистической манере с тщательной проработкой лица и деталей костюма. Петр I запечатлен в мундире Преображенского полка, его правая рука опирается на якорь, левая указывает вперед. В картуше на лицевой грани высокого фигурного постамента сделана надпись "Петр I". Городской (Первомайский) сад Между проспектом Революции, улицами Фридриха Энгельса и Феоктистова расположен Первомайский сад. Он устроен в конце 1840-х гг. как городской сад. Был обнесен кирпичной оградой, сложенной с просветами в форме креста. Главный вход подчеркивали четыре кирпичных столба, имитирующие крепостные башни с зубцами. В саду было много небольших построек: ресторан, летний театр на 600 мест, кегельбаны и бильярдный зал, ротонда для духового оркестра и кумысное заведение. Сад являлся любимым местом гуляний городских жителей. В зависимости от времени года здесь проводились разнообразные городские мероприятия. Так весной-летом устраивали "День белого цветка", посвященный борьбе с туберкулезом, осенью -всевозможные благотворительные лотереи и выставки, зимой заливали каток. В сезон 1879 г. в летнем театре выступали писатель В.А. Гиляровский, а также актриса М.Н. Ермолова.

В конце 1920-х гг. деревянный театр сгорел. На месте ресторана, а затем цирка-шапито, в 1930-е гг. построили про проекту А.И. Попова-Шамана новое здание деревянного летнего театра на 1500 мест с большой механизированной сценой, позволявшей показывать спектакли, поставленные В.Э. Мейерхольдом. В те же годы в центре сада был сооружен концертный зал с большой сценой. Во время войны деревянные постройки сгорели. В 1948 г. разобрана кирпичная ограда. Тогда же сооружен новый цирк-шапито, в котором начинал свою карьеру клоун Олег Попов. Фасад цирка был выполнен в 1946 г. по проекту Н.В. Троицкого. В 1950 г. по проекту архитектора А.В. Миронова была сооружена существующая ныне изящная металлическая решетка.

В настоящее время городской сад сохраняет прежнюю прямоугольную конфигурацию. По диагонали его пересекают аллеи, ведущие к угловым входам. На главной аллее сохранились клены начала XX века. С 1999 г. по оси сада возводится здание Благовещенского собора. Петровский сквер Занимает прямоугольный участок при пересечении проспекта Революции с улицей Степана Разина.

Важный в градостроительном отношении участок улицы у спуска к реке был выбран для увековечения памяти Петра I. На площади, получившей название Петровской, в 1860 г. была установлена бронзовая статуя Петра I и разбит небольшой сквер. Петровский сквер неоднократно реконструировался, последний раз в 1985 г.

Прямоугольная площадка имеет небольшой уклон в сторону реки. В центре расположен памятник Петру I. От него лучами расходятся дорожки. Поперечная ось сквера подчеркнута фонтаном, за которым начиналась лестница спуска. Невысокая ограда облицована гранитом, вдоль ее восточной стороны установлены чугунные пушки. Площадь Ленина Композиционно состоит из двух частей: открытой южной с памятником В.И. Ленину в центре и северной, ядро которой составляет Кольцовский сквер.

Южная часть сложилась в соответствии с регулярным планом в составе главной торговой площади Воронежа. Эта обширная площадь помимо южной части (современной площади Ленина) занимала территорию Центрального рынка, гостиницы "Брно", научно-производственного объединения "Заря". К 1777 г. на территории современной площади Ленина существовали каменное здание соляного амбара на 60 тыс. пудов соли и ограничивающие ее с востока каменные торговые сооружения. В 1805 г. в северной части площади (современная территория НПО "Заря") сооружают Троицкий Смоленский собор (снесен в 1959-1960 гг). В 1818 г. вокруг него располагаются торговые ряды. К этому времени из большой торговой площади выделились меньшие и сформировались их границы: Соборная (ныне территория НПО "Заря"), к северу от нее - Щепная, к югу - Хлебная (территория современного Центрального рынка), а к западу - Конная. Именно она стала планировочной основой будущей площади Ленина. В первой половине XIX в. на Конной площади происходила торговля лошадьми. К середине XIX в. на ней сооружают соляной магазин и питейные заведения. В 1869 г. главной достопримечательностью площади стала водонапорная башня первого городского водопровода, пущенного стараниями городского головы, известного общественного деятеля, купца С.Л. Кряжова. Башня была сооружена по проекту архитектора А.А. Кюи напротив того места, где стоит театр оперы и балета. В 1870-1880-х гг. на Конной площади была прекращена торговля лошадьми, в связи с чем она стала именоваться Староконной. К северу от Староконной площади возвышалась пожарная каланча Московской полицейской части, возведенная в 1825 г. До середины XIX в. здесь же существовал военный плац, на месте которого затем был разбит сквер. В нем в 1868 г. был установлен бюст А.В. Кольцову, после чего сквер назвали Кольцовским. Вдоль западной стороны плаца, а затем сквера, с 70-х гг. XVIII в. проходила Публичная улица, на которой совершались публичные церемонии разжалования дворян, офицеров и телесные наказания. Со второй половины XIX в. переименована в Мясницкую, а после решения 11 мая 1918 г. о роспуске городской думы (располагалась в здании на месте современного дома №10) - в улицу 11 Мая.

В 1888 г. площадь получила новое булыжное покрытие. В 1892 г. сюда перевели Толкучий рынок, который до этого находился возле собора. По инициативе и на средства торговцев Толкучего рынка городским архитектором A.M. Барановым возведена часовня, приписанная к Алексеевскому Акатову монастырю. По иконе Божией матери Одигитрии называлась Одигитриевской. В 1909 г. в связи с большим наплывом народа Толкучий рынок был переведен на окраину города - к Самофаловскому плацу. К началу XX в. произошло функциональное разделение площади на две части: южная сохраняла торговые функции, в ее центре располагались соляные амбары, водонапорная башня, часовня и окружающие их жилые дома в два этажа; северная приобретала административно-общественный характер: здесь, вокруг Кольцовского сквера, располагались Воронежский коммерческий банк, здание городской управы, электротеатры "Тауматограф" и "Ампир", а также пять двухэтажных жилых домов.

В 1920-1930-х гг. предпринята реконструкция площади, имевшая цель превратить ее в главную административную площадь города. В связи с этим на площади снесены Одигитриевская часовня, соляной амбар, водонапорная башня, за счет сноса Московской полицейской части расширена территория Кольцовского сквера. На месте, где ныне находится областная библиотека, в 1936 г. возводят здание Воронежского обкома и облисполкома (архитектор А.И. Попов-Шаман), перед которым в 1940 г. установлен памятник Ленину (скульптор Н.В. Томский). В 1937 г. площадь получает название ХХ-летия Октября. В 1939 г. начато строительство музыкально-драматического театра (архитектор Б.В. Ефимович). На северо-западном углу площади в 1939-1940 гг. по проекту архитектора А.В. Миронова сооружена гостиница "Воронеж", ставшая ее высотным акцентом. Во время Великой Отечественной войны здание обкома партии и облисполкома было взорвано, памятник Ленину вывезен фашистами. После войны было предпринято второе расширение площади за счет реконструкции прилегающих к ней кварталов и старого Кольцовского сквера, а также включения участка проспекта Революции. На месте городской управы построен один из корпусов ВГУ (№10). Восстановлен кинотеатр "Спартак" (бывший электротеатр "Ампир"), рядом с ним построен пятиэтажный жилой дом, завершивший застройку восточной стороны площади. В 1950 г. в центре площади устанавливают новый памятник Ленину, а в 1956 г. она получает нынешнее название. Тогда же расширяют и перепланируют Кольцовский сквер так, чтобы его главная аллея была ориентирована на памятник Ленину. В 1959 г. с южной стороны площади сооружено здание Дома Советов. По первоначальному проекту (Л.В. Руднев, В.Е. Асе) предполагалось завершить здание башней и шпилем по образцу высотных зданий Москвы, но окончательный проект А.В. Миронова придал зданию упрощенный современный вид. В 1960-е гг. завершается строительство музыкально-драматического театра (архитектор Б.В. Ефимович) и четырехэтажного здания областной библиотеки им. И.С. Никитина (архитектор. Н.Я. Неведров). Цельность композиции площади придали пятиэтажные жилые дома на юго-восточном и юго-западном углах. В настоящее время площадь застроена главным образом общественными зданиями середины XX в. Из дореволюционных сооружений в ряду периметральной застройки северной части сохранились: здание бывшего электротеатра "Тауматограф" (№12а), здание бывшего коммерческого банка (№11), а также памятник А.В. Кольцову в сквере. Кольцов.jpg

Площадь Никитина, памятник И.С. Никитину

Памятник поэту Ивану Саввичу Никитину (1824-1861) расположен в северной части площади, в начале бульвара на улице Карла Маркса, обращен в сторону площади.

С публичным предложением установить в Воронеже памятник поэту, ходатайствовать о сборе средств по подписке выступил в 1899 г. В.Г. Веселовский - гласный городской думы, издатель газеты "Дон", председатель комитета Публичной библиотеки имени И.С. Никитина. Он сделал доклад в думе, подчеркнув, что И.С. Никитин "был одним из достойнейших граждан г. Воронежа, ибо всю жизнь провел в Воронеже, отдавая все силы для просветительной деятельности на пользу Воронежа. ...". В 1900 г. Николай II "соизволил" открыть в империи подписку. В 1907 г. в Воронежской думе была создана комиссия по установке памятника во главе с В.Г. Веселовским. Член комиссии, городской архитектор A.M. Баранов составил техническое задание для конкурса на проект памятника. Конкурс был проведен в Петербурге. В 1909 г. комиссия отобрала модель, занявшую второе место. Она, по свидетельству современников, наиболее точно выражала душу поэта. Ее автор, художник И. А. Шуклин (1879-1958) - уроженец Курской губернии, обучавшийся в Петербургской академии художеств, выполнил также чертежи архитектурного оформления памятника. Скульптура и постамент для нее были изготовлены в Петербурге. Открытие памятника было приурочено к 50-летию со дня смерти поэта (1911 г.). В 1918 г. Театральной площади было присвоено имя И.С. Никитина.

Никитин.jpg В 1933 г. памятник был перенесен в Кольцовский сквер, в 1973 г. возвращен на старое место, но немного смещен в глубь улицы Карла Маркса.

Бронзовая скульптура изображает поэта сидящим в задумчивой, скорбной позе: склонившим голову, положившим руки на колени. У его ног лежит несколько книг. Первоначальное архитектурное оформление памятника включает постамент из серого гранита, гранитное ограждение с чугунными стойками светильников, отлитыми на местном заводе товарищества "В.Г. Столль и К" (сами светильники реконструированы).

Проспект Революции

Проспект Революции - главная магистраль города, начинается от железной дороги на севере и заканчивается площадью им. Ленина на юге. Длинная (ок. 2 км) и широкая (ок. 40 м) улица, проходящая главным образом по краю верхнего речного плато, делит старый Воронеж на восточную и западную части.

Улица устроена в соответствии с регулярным планом 1774 г. Называлась Большой Дворянской и предназначалась для размещения основных административных зданий губернского центра. Самые первые каменные здания на Большой Дворянской улице (дом воронежского губернатора генерал-поручика И.А. Потапова, №18 и аптека А.И. Зегера на месте дома №25) построены в конце 1770-х гг. В 1780 г. был построен двухэтажный дом коменданта, бригадира А.И. Хрущева (№22), с 1795г. ставший официальной резиденцией воронежских губернаторов. В 1784 г. столичный архитектор Дж. Кваренги разработал для Воронежа проект наместнического правления и губернских присутственных мест. Из задуманного классицистического ансамбля удалось возвести лишь корпус казенной палаты (№21). В 1788-1795 гг. воронежский архитектор И.И. Волков построил рядом четыре здания губернского правления - основного административного учреждения губернии (сохранилось здание №23). С середины XIX в. до 1917 г. здесь размешался также губернский статистический комитет - центр по сбору и изданию краеведческих материалов.

В первой трети XIX в. на Большой Дворянской появился еще ряд значительных общественных зданий. В 1822 г. было построено внушительное здание духовной семинарии (№29), в 1826 г. - комплекс зданий больницы Приказа общественного призрения (№10,12,14), связанный с именами крупных организаторов здравоохранения Воронежской губернии второй половины XIX в. Тогда же в южной части улицы (№55) разместился первый Воронежский театр, на сцене которого выступали знаменитые русские актеры. Высотным акцентом улицы была пожарная каланча Дворянской полицейской части. Она стояла на месте здания Центрального телеграфа (№35) с 1825 по 1920-е гг. Из жилых зданий той же поры внешний облик сохранил особняк Тулиновых(№30).

С начала XIX в. активно проводилось благоустройство главной улицы. В 1808 г. Большая Дворянская была замощена песчаным и известковым камнем. В 1810-х годах при губернаторе М.И. Бравине по ней проложены две параллельные булыжные дороги, между которыми до 1822 г. существовал бульвар. Вдоль домов появились мощеные канавы для стока воды. При губернаторе П.А. Сонцове (1820-1824) устроены тротуары и установлены фонари с масляным освещением.

К середине XIX в. Большая Дворянская улица представляла собой законченный ансамбль зданий классицистической архитектуры. Обе ее стороны были застроены одноэтажными и двухэтажными домами с большими садами за ними. На фоне одно-двухэтажной застройки выделялись три трехэтажных здания - больница Приказа общественного призрения, дом губернатора И.А. Потапова и духовная семинария. В северной части Большой Дворянской располагался так называемый "Рысистый Бег", позже "Старый Бег", где устраивались конные состязания. Ближе к центру на улицу выходили городской сад с летним деревянным театром (разбит в конце 1840-х гг., ныне Первомайский сад) и Петровский сквер с памятником Петру 1 (создан в конце 1850-х гг.). На юге Большая Дворянская улица вливалась в ансамбль площадей на пересечении с Большой Московской улицей. В этот период здесь жили, учились и творили известнейшие поэты XIX в. А.В. Кольцов и И.С. Никитин. С их именами связаны дома №29,30,46.

Во второй половине XIX в. Большая Дворянская становится центром культурной жизни города. Здесь в 1859 г. сначала в доме Соколова (не сохр.), а затем в доме врача Кирсанова (место дома №38) И.С. Никитин открыл книжный магазин, ставший местом встреч друзей поэта и всех почитателей литературы. При магазине имелась библиотека, где можно было познакомиться с литературными новинками. Во флигеле (не сохр.) дома Тулиновых(№30) в феврале 1864 г. открылась первая в губернском центре публичная библиотека. Позднее, в 1886-1900 гг., библиотека размещалась в здании городского театра (№55).

На Большой Дворянской располагались редакции крупнейших воронежских частных газет. Редакция газеты "Дон" размещалась в 1870-1915 гг. в доме ее издателя Г.М. Веселовского, который стоял на месте современного дома №31. Сотрудниками "Дона" были публицисты, писатели.М.М. Скиада, Г.И. Недетовский, В.И. Дмитриева. С конца 1860-х гг. в доме Г.Ф. Столля, а с 1910-х гг. в построенном на его месте доме М.М. Сомова (№39) находилась редакция газеты "Воронежский телеграф".

Со второй половины XIX в. Большая Дворянская улица стала местом сосредоточения учебных заведений. В 1855-1859 гг. на большом пустыре в начале улицы построено здание для мужской гимназии (№19), в котором она находилась до 1917 г. Этот период истории гимназии связан с именами многих деятелей науки и культуры. Среди них: ученый-электротехник Н.Г. Славянов, публицист М.С. Ольминский, ученый-аэродинамик С.А. Чаплыгин, литературоведы П.Е. Щеголев и Б.М. Эйхенбаум, писатель Е.И. Замятин. В 1875 г. на улице построено здание для первого в городе казенного женского учебного заведения - Мариинской женской гимназии (№32), в 1879-1882 гг. - здание духовного училища (№24). На том месте, где ныне находится театр кукол (№50), в 1890-х гг. располагалась мужская прогимназия. В 1900-х гг. она была преобразована во вторую мужскую гимназию, для чего в 1905 г. здание по проекту архитектора Д.Н. Васильева было перестроено. Директором гимназии до 1916 г. был Г.И. Недетовский (псевд. О. Забытый) - писатель, автор широко известных в 70-80-е гг. XIX в. повестей, рассказов, очерков из быта сельского духовенства.

Последним в дореволюционный период административным сооружением улицы стало богато декорированное трехэтажное здание окружного суда, построенное по проекту архитекторов С.Л. Мысловского и A.M. Баранова в 1896-1898 гг. у Петровского спуска (место дома №19).

Отдельно стоящих церковных сооружений на Большой Дворянской не было, но в 1867 г. возле классицистического портика здания духовной семинарии была сооружена часовня в псевдорусском стиле в память об избавлении императора Александра II от покушения (просуществовала до 1920 г.). Кроме того во многих общественных зданиях были домовые церкви.

В 1891 г. на Большой Дворянской были проложены рельсы в две колеи и открылось движение конно-железной дороги от вокзала в направлении Большой Девицкой (9 Января) улицы. Через три года началось асфальтирование тротуаров.

В последней трети XIX в. Большая Дворянская улица начала застраиваться большими доходными домами, которые возводились на участках бывших усадеб. Целый ряд домов по четной стороне (№42-48) в 1880-1890-е гг. принадлежал промышленнику, миллионеру Д.Г. Самофалову. Среди них гостиница "Центральная" (№42/44). В1910 г. была сооружена гостиница "Бристоль" - одна из лучших построек города в стиле модерн (№43).

В начале XX в. уплотнение застройки улицы продолжилось за счет строительства учебных и культурно-просветительных заведений. В 1913 г. в сплошном ряду застройки южной части Большой Дворянской появилось изящное неоклассицистическое здание музыкального училища - единственного учебного заведения такого рода в губернии (№41). На площади Старого бега тогда же построили здание механико-технического училища им. Петра I (№8). Рядом с 1904 г. существовал Народный дом им. цесаревича Алексея (не сохр.). Здесь находились театр-студия и библиотека. В другом конце Большой Дворянской, в здании купца Шуклина в 1918 г. открылся кинематограф "Увечный воин" (№56).

В 1918 г. улица получила современное название - проспект Революции. В 1928 г. к ней была присоединена Старая Валовая улица, доходившая до Чижовки. В конце 1920-х-начале 1930-х гг. в средней части улицы вместо мелкой жилой застройки были возведены здания в стиле конструктивизма: Управление Ю.-В.ж.д. (№18), Госбанк (ул. Театральная, №36), дом коммунальных и торговых учреждений "Утюжок" (№58). На месте уничтоженной пожарной каланчи Дворянской полицейской части возвели Центральный телеграф (№35), рядом - Дом книги (№33). Сооружения первых десятилетий советской власти придали архитектуре главной улицы города иной масштаб.

В 1942 г. почти все здания на проспекте были разрушены или повреждены в результате военных действий, затем восстановлены. По генеральному плану реконструкции города была предусмотрена связь проспекта с приречной частью Воронежа. Она достигалась широкими разрывами между восстанавливаемыми домами восточной стороны проспекта и устройством спусков. После реконструкции площади Ленина, проводившейся в 1950-х - начале 1960-х гг., часть проспекта превратилась в юго-восточную сторону площади. Участок проспекта за площадью Ленина в 1962 г. был переименован в ул. Станкевича.

В настоящее время застройку проспекта можно разделить на три участка, значительно отличающихся друг от друга по плотности. В северной части проспект имеет большое количество зелени, многие здания отодвинуты в глубину квартала, в средней -дома поставлены по красным линиям, но между ними еще значительные разрывы, где за легкими оградами видны зеленые насаждения и открытые пространства (в том числе площадь Победы). Ближайший к историческому центру южный участок представляет собой сплошную застройку без разрывов.

Высотным акцентом улицы является угловая башня Управления Ю.-В.ж.д. Из множества разновременных построек наибольшую историко-художественную ценность имеют дом губернатора И.А. Потапова в стиле барокко, спрятанный во дворе здания Управления Ю.-В.ж.д., дом Тулиновых в стиле классицизма, классицистическая гостиница Шванвича и гостиница "Бристоль" в стиле модерн. Среди примечательных новых сооружений проспекта - нарядное здание кукольного театра (1984), пристройка из стекла и бетона к кинотеатру "Пролетарий", а также памятник писателю А.П. Платонову (1999) между домами №22 и 24. Проспект Революции, дом 18 Здание Управления Ю.-В.ж.д. расположено при пересечении проспекта с улицей Феоктистова. Является высотным акцентом города.

Построено в 1928-1932 гг. архитектором Н. В. Троицким в стиле конструктивизма. Поставленное по красным линиям четырехэтажное здание во время войны было разрушено, а в 1952 г. перестроено автором в стиле классицизма с включением соседнего здания. При перестройке был открыт вид на дом губернатора И. А. Потапова, располагающийся во дворе. В 1999-2000 гг. по проекту архитектора С. А. Гилева к дворовому фасаду по улице Феоктистова сооружена пристройка.

Четырех-пятиэтажный Г-образный в плане, оштукатуренный объем имеет полукруглую в плане угловую часть. Крыло здания со стороны проспекта усложнено асимметрично расположенной одиннадцатиэтажной башней и прорезано тремя полуциркульными в два этажа арками. В основную арку заключена меньшая, проходная, что создает перспективу, направляющую к главному фасаду дворца. Все элементы декора фасада здания по проспекту соответствуют элементам декора дворца в более крупном масштабе. Стена раскрепована и обработана портиками большого ордера, которые опираются на рустованные устои двух нижних этажей. Башня украшена пилястровыми портиками, часами, завершена шпилем со звездой. Крыло по улице Феоктистова более низкое и короткое на невысоком цоколе. Декор по контрасту с фасадом по проспекту выглядит просто. Все оконные проемы с арочными перемычками, окна третьего этажа через одно заключены в наличники с треугольным фронтончиком и колонками-стойками.


Каменный мост

Находится на пересечении улицы Карла Маркса с улицами Орджоникидзе и Чернышевского. Мост был построен в августе-сентябре 1826 г. по проекту городского архитектора И. А. Блицина при губернаторе Н. И. Кривцове, начавшем активное благоустройство города. По спускавшейся к реке Богословской (ныне Чернышевского) улице во время строительства Азовского флота шел поток грузов к военным верфям. Место здесь размывалось водой, и постепенно образовался овраг (Воскресенский спуск), который усложнял проезд по Старо-Московской (ныне Карла Маркса) улице. При строительстве моста овраг был углублен, а уровень улицы повышен насыпью. Мост стал композиционным центром сложного перекрестка, где к Старо-Московской улице с запада подходила одна, а с востока - три улицы. В 1984-1986 гг. к 400-летию города было проведено обновление моста, выполненное по проекту архитектора А. В. Поспеева.

Мост представляет собой кирпичную цилиндрическую арку, поднимающуюся на шесть метров над улицей Чернышевского. Полотно моста изгибается плавной невысокой дугой вдоль улицы К. Маркса. Откосы склонов оврага (восточные значительно более длинные) выполнены в виде подпорных стенок, укрепленных контрфорсами. При обновлении кирпичная облицовка стенок была частично заменена бетонными блоками и гранитными плитами. Вдоль моста и откосов вместо глухого оштукатуренного парапета была установлена чугунная решетка с советской эмблематикой в рисунке. На пилонах в концах моста появились чугунные торшеры и металлические доски с надписью "400 лет". Только на южной плоскости арки воспроизведен классицистический декор в виде руста с замковым камнем. Улица Фридриха Энгельса, городской детский парк "Орленок". Некрополь Некрополь расположен в восточной части городского детского парка "Орленок" (бывш. кадетский плац, затем площадь III Интернационала). Включает братскую могилу (1919-1942 гг.) и три отдельных захоронения (1941-1942 гг.).

Братская могила возникла на кадетском плацу в сентябре 1919 г., когда в нее захоронили 25 бойцов Красной Армии, погибших в боях с белогвардейскими формированиями Добровольческой армии 17 сентября 1919 г.; 11 декабря того же года здесь было похоронено шестеро чекистов, погибших в бою с отрядами Колесникова в Кантемировском уезде Воронежской губернии. В июле 1930 г. в братскую могилу захоронили семеро летчиков, осваивавших новую военную технику и погибших во время испытательного полета Воронеж - Москва - Саратов - Оренбург. В годы Великой Отечественной войны в братскую могилу похоронили полковника Сорокалета Митрофана Наумовича (1905-1942) и двух рядовых, умерших от ран в госпитале.

На братской могиле установлена железобетонная стела с рельефным изображением трех женщин, держащих венки, и мраморная плита с надписью.

Перед братской могилой - три индивидуальных захоронения времен Великой Отечественной войны: М.Е. Вайцеховского, П.С. Пшенникова и B.C. Смирнова.

Полковник Вайцеховский Михаил Емелъянович (1896-1942) родился в с. Денисенки Витебской области. В августе 1941 г. он сформировал Воронежский добровольческий коммунистический полк (4-й гвардейский) и командовал им. Был тяжело ранен и умер 23 февраля 1942 г. в одном из госпиталей Воронежа. На его могиле установлен металлический бюст на гранитном постаменте.

Генерал-лейтенант Пшенников Петр Степанович (1895-1941) во время Великой Отечественной войны командовал 23-й и 8-й армиями, Невской оперативной группой войск Ленинградского фронта, 3-й армией Брянского фронта. Погиб 28 декабря 1941 г. под Орлом. На могиле установлена стела из черного мрамора.

Генерал-майор Смирнов Василий Степанович (1897-1942) родился в д. Долгово Валдайского района Новгородской области. Во время Великой Отечественной войны командовал 81-й стрелковой дивизией. Был ранен 16 февраля 1942 г. Умер 18 февраля 1942 г. в одном из госпиталей Воронежа. На могиле установлена стела из черного мрамора.

Персональные инструменты
Инструменты