Обсуждение участника:Баранова Алёна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: Одним из людей, прославившим Нижегородский край и оставившим о себе добрую и вечную память, является ...)
 
Строка 1: Строка 1:
 +
                      Дивеево-Понетаевка-Хирино-Архангельское.
 +
 
Одним из людей, прославившим Нижегородский край и оставившим о себе добрую и вечную память, является Преподобный Серафим Саровский (в  миру – Прохор Исидорович Мошнин).19 июля 2008 года исполняется 105 лет со дня канонизации отца Серафима, мощи которого помещены в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. С именем Серафима Саровского  тесно связана история создания Серафимо-Понетаевского женского монастыря. Всё началось со скандала в Серафимо-Дивеевской обители из-за выборов начальницы общины. Священный Синод, разобравшийся в ситуации, предложил начальству удалить из монастыря сестру  Гликерию Занятову, претендовавшую на пост настоятельницы монастыря, опасаясь продолжения смуты в Дивеево. 6 марта 1862 год стены Серафимо-Дивеевской  обители навсегда покинули три послушницы. Среди них была и Гликерия Васильевна Занятова. Они направились в село Понетаевка в усадьбу дочери генерал-майора Копьева. Выбор этот был сделан не случайно. По словам Гликерии Занятовой, её был услышан совет батюшки преподобного Серафима Саровского.
 
Одним из людей, прославившим Нижегородский край и оставившим о себе добрую и вечную память, является Преподобный Серафим Саровский (в  миру – Прохор Исидорович Мошнин).19 июля 2008 года исполняется 105 лет со дня канонизации отца Серафима, мощи которого помещены в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. С именем Серафима Саровского  тесно связана история создания Серафимо-Понетаевского женского монастыря. Всё началось со скандала в Серафимо-Дивеевской обители из-за выборов начальницы общины. Священный Синод, разобравшийся в ситуации, предложил начальству удалить из монастыря сестру  Гликерию Занятову, претендовавшую на пост настоятельницы монастыря, опасаясь продолжения смуты в Дивеево. 6 марта 1862 год стены Серафимо-Дивеевской  обители навсегда покинули три послушницы. Среди них была и Гликерия Васильевна Занятова. Они направились в село Понетаевка в усадьбу дочери генерал-майора Копьева. Выбор этот был сделан не случайно. По словам Гликерии Занятовой, её был услышан совет батюшки преподобного Серафима Саровского.
 
Елизавета  Алексеевна Копьева, действительно  проживала в это время в своём имении. Она лично знала батюшку Серафима, который ещё при жизни своей благословил её устроить богадельню в своём имении и не забывать после его  смерти «сироточек». Часто бывала она в Дивеевской обители, хорошо знала и Гликерию, которую не раз приглашала к себе в имение. Удалённые из Дивеевской обители сёстры нашли у  Е.А.Копьевой приют и заботу.
 
Елизавета  Алексеевна Копьева, действительно  проживала в это время в своём имении. Она лично знала батюшку Серафима, который ещё при жизни своей благословил её устроить богадельню в своём имении и не забывать после его  смерти «сироточек». Часто бывала она в Дивеевской обители, хорошо знала и Гликерию, которую не раз приглашала к себе в имение. Удалённые из Дивеевской обители сёстры нашли у  Е.А.Копьевой приют и заботу.

Версия 11:06, 5 февраля 2008

                     Дивеево-Понетаевка-Хирино-Архангельское.

Одним из людей, прославившим Нижегородский край и оставившим о себе добрую и вечную память, является Преподобный Серафим Саровский (в миру – Прохор Исидорович Мошнин).19 июля 2008 года исполняется 105 лет со дня канонизации отца Серафима, мощи которого помещены в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. С именем Серафима Саровского тесно связана история создания Серафимо-Понетаевского женского монастыря. Всё началось со скандала в Серафимо-Дивеевской обители из-за выборов начальницы общины. Священный Синод, разобравшийся в ситуации, предложил начальству удалить из монастыря сестру Гликерию Занятову, претендовавшую на пост настоятельницы монастыря, опасаясь продолжения смуты в Дивеево. 6 марта 1862 год стены Серафимо-Дивеевской обители навсегда покинули три послушницы. Среди них была и Гликерия Васильевна Занятова. Они направились в село Понетаевка в усадьбу дочери генерал-майора Копьева. Выбор этот был сделан не случайно. По словам Гликерии Занятовой, её был услышан совет батюшки преподобного Серафима Саровского. Елизавета Алексеевна Копьева, действительно проживала в это время в своём имении. Она лично знала батюшку Серафима, который ещё при жизни своей благословил её устроить богадельню в своём имении и не забывать после его смерти «сироточек». Часто бывала она в Дивеевской обители, хорошо знала и Гликерию, которую не раз приглашала к себе в имение. Удалённые из Дивеевской обители сёстры нашли у Е.А.Копьевой приют и заботу. Узнав о том, где поселились изгнанные сёстры и Гликерия, некоторые сёстры Серафимо-Дивеевской общины стали добровольно присоединяться к ним на жительство. И в короткие сроки в Понетаевском имении собралось более сорока сестёр. По ходатайству Е.А.Копьевой, которая написала прошение Нижегородскому епископу Нектарию , в её имение была учреждена женская община во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с наименованием Серафимовская. Община был утверждена Государем Императором и Священным Синодом 27 октября 1864 года. Во главе новой обители с общего согласия сестёр стала Гликерия Занятова. Годы послушания в Дивееве не прошли для неё даром. Кроме таланта художницы и организаторских способностей, Гликерия обладала ещё и даром красноречия. Не получившая фактически никакого образования, не умевшая писать, воспитанная только на чтении духовной литературы, эта молодая женщина умела говорить вдохновенно и убедительно. Слова её шли от самого сердца и западали в душу собеседника. Она могла найти общий язык и с фрейлинами Высочайшего Двора, где бывала не единожды, и с простыми крестьянами. Под своё покровительство взяла талантливых дивеевских художниц Великая княгиня Мария Николаевна ,лучшие преподаватели Санкт-Петербургской Академии художеств преподавали им рисунок и живопись. Именно Гликерия привезла с собой во дворец епанчу (короткую полумантию) преподобного Серафима Саровского, которой накрыли тяжелобольную Великую княжну Марию Александрову. С верой и любовью попросила Великая княжна помощи батюшки Серафима в исцелении от болезни и спокойно уснула. Спустя совсем немного времени дыхание больной стало спокойнее, боль и отёк горла, мучившее ей долгое время, прекратились. Через несколько ней княжна стала совершенно здорова. Об этом случае говорили много во дворце, и когда в муках умирала Императрица Александра Фёдоровна о полумантии батюшки снова вспомнили. Святыня была доставлена во дворец. Положенная на постель умирающей, она облегчила предсмертные страдания Государыни. Имя Гликерии во дворце запомнилось. Государь Александр Второй пожаловал основанной Гликерией Серафимо-Понетаевской женской обители 600 десятин земли. В 1864 году в Серафимо-Понетаевской общине проживало уже 66 монахинь. На устройство и обеспечение общины Е.А.Копьевой было предоставлено: «…в вечное владение пахотной земли 94 десятины в господский сад с усадьбою на пространстве шести десятин, а всего 100 десятин, с каменным строением, находящемся в саду, в коем могут проживать до 50 и более сестёр не стеснительно. Господский же дом с надворным строением остаётся только в пожизненном моём владении, а после моей смерти поступает в собственность Серафимовской же женской обители. К утверждению же означенной общины немало способствует и то, что среди одного каменного дома устроена церковь, в которой иконостас и святые иконы уже готовы». Община быстро строится, её земельные угодья растут. В 1867 году они составляли уже 731 десятину 1131 сажень. Все земли обрабатывались сестрами общины, кроме 86 десятин, которые община сдавала в аренду. В 1869 году Серафимо-Понетаевская община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря с учреждением при нём для девиц духовного знания. В 1870 году Гликерия Занятова принимает монашеский постриг с именем Евпраксии в том же году удостаивается возведения в сан игуменьи. С первых дней возникновения обители сёстры занимались живописными работами. Они обучались в Академии художеств у знаменитых итальянских художников братьев Бонафеде – тех самых, которые исполняли грандиозные мозаичные иконы в Исаакиевском соборе. Эти мастерицы позже и создадут славу Понетаевского монастыря своими удивительными иконами, которые они писали не только по дереву и холсту, но и по финифти. В 1871 году живописными работами по финифти занималось уже 20 сестёр, а несколько монахинь делали мозаичные иконы. Доход от этого в 1867 году составил 820 рублей, а в 1872 году эта сумма возросла до 1498 рублей в год. В 1872 году в Серафимо-Понетаевском монастыре проживало 247 сестёр, а в 1888 году уже 442 сестры. К тому времени было три церкви, 15 жилых корпусов, три из них каменных, 1500 десятин земли,511 десятин леса. Капитала в ценных бумагах у монастыря было 1050 рублей. Кроме того, монастырю принадлежала каменная часовня в Нижнем Новгороде, построенная архитектором Л.В.Далем в стиле 17 века. Монастырь имел 12 хуторов, на одном из которых выращивали телят на продажу, на другом хуторе «Ферма» содержали молочный скот, коровы были голландской породы и давали до 10 тыс. литров молока в год. Там же была маслобойка. На хуторе «Сыроварном» варили сыр. На хуторе «Юрловском» была овцеферма, на хуторе «Петровском» - пчельник и сад. На хуторе «Хиринском» выращивали рожь, излишки которой продавали. Каскад из четырёх прудов давал монастырю рыбу. У монастыря были кирпичный завод, лесозавод, мельница, кузница, водокачка, на хуторе «Спасском» был свой винокуренный завод. 4 ноября 1893 года матушка Евпраксия на 75-м году жизни, после тяжёлой болезни, умерла. Её преемницей стала игуменья Нектария. Она состояла попечительницей трёх церковно-приходских школ. В 1901 году за свои труды игуменья Нектария была удостоена Всемилостивейшего пожалования золотым Наперсным крестом из кабинета Его Величества, а в 1909 году за вклад в дело женского образования и благоукрашения святой обители она была награждена золотым Наперсным крестом с украшениями из кабинета Его Императорского Величества. К 1903 году в монастыре проживало 633 сестры и 30 девочек-сирот. Земельные владения монастыря составляли 14 608 десятин. В 1911 году в монастыре проживало уже 860 сестёр и 50 девочек-сирот, а недвижимый капитал в банковских билетах составлял 67 760 рублей серебром. Архитектурный ансамбль монастыря окончательно сложился к 1911 году. Монастырь был обнесён кирпичной оградой, внутри которой находились домовые храмы, величественная колокольня, «живописный» корпус, многочисленные кельи для сестёр. Кроме того, при монастыре строится и оборудуется больница, богадельня для беспомощных старых женщин, приют для девочек-сирот, церковная школа, гостиницы. Развивая монастырское хозяйство, монахини монастыря применяли самые последние достижения науки и техники. Так, на лесопильном заводе были установлены паровые машины, а в 1905 году была устроена электрическая станция, подающая электроэнергию для освещения завода и для работы лесопильных станков. Электричество было проведено и на монастырскую мельницу. На хуторе «Ферма» разводили лучших голландских племенных молочных коров швицальгаусской породы. Доход монастыря от всех видов деятельности составлял более 30 000 рублей. История одного из хуторов Серафимо-Понетаевского монастыря – Хиринского, - вызывает особенный интерес. Село Хирино относится к группе старейших населённых пунктов бывшего Арзамасского уезда. Данный населённый пункт был заложен в 28 верстах от Арзамаса. Первыми его владельцами были дворяне Хирины. Первое документальное упоминание о деревне Хириной относится к 1583 году. Тогда в ней были 1 господский и 23 крестьянских двора. В середине 17 века в деревне была возведена деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. В это время селом Хирино владел сын князя Степана Ивановича Путятина – Алексей. 31 декабря 1721 года он подал прошение в Синод о замене ветхой церкви новой, также во имя Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. И вот в этом, самом обыкновенном, ничем непримечательном селе в 1758 году была построена прекрасная церковь Иоанна Предтечи по проекту известного архитектора В.И.Баженова. Имя выдающегося градостроителя интересно местным жителям тем, что в восемнадцатом столетии он получил во владение земли на территории нашего района(Кардавиль, Понетаевка, Корино). В 1859 году в селе имелась одна церковь, одно сельское училище и 192 двора, населённых 1244 жителями. В 1861 году хиринские барские земли были проданы управляющим имением Зингером Понетаевскому монастырю. В 30-е годы прошлого века, когда повсеместно рушились храмы, эта участь не миновала и Хиринскую церковь, которая, по сути, являлась историческим памятником. Церковь находится до сих пор на федеральной категории охраны.

Старожилы утверждают, что и в разрушенном храме во время Великой Отечественной войны были слышны церковные песнопения. Даже полуразрушенный, храм помогал местным жителям пережить тяжёлое время. 

С 2008 года планируется вести восстановительные работы этого исторического памятника. С недавних пор с именем Серафима Саровского связано с. Архангельское Шатковского района, одной из достопримечательностей которого является источник Кипячий ключ. Вода этого источника, поступающая с глубины 150 метров, признана целебной, относится к сульфатно-гидрокарбонатно-кальциево-магниевой группе. С давних пор этой водой лечатся не только местные жители, но и приезжие. Каждый год на Крещение Господне в ночь на 19 января на источнике собирается большое количество народа, чтобы совершить омовение водой, которая считается в этот день святой. Наверное, именно поэтому к 100-летию со дня канонизации Преподобного Серафима Саровского было принято решение в честь этой даты благоустроить Кипячий ключ: была построена купальня с часовней, территория вокруг источника была обнесена изгородью, были выложены дорожки, заасфальтирована площадка для транспорта, от районного центра Шатки проложена дорога. Сейчас не только на Крещение, но и в любое время года не иссякает поток людей, желающих набрать воды и искупаться в источнике.

Персональные инструменты
Инструменты