Эссе "На урок за миллионом"

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
                               Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
 
                               Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
  
Сегодня, вот уже десять лет, как я работаю учителем информатики. Первый мой компьютер (после Агат) был IBM 386 SX класс С (с NortonCommander и Windows 3.1). С ним я сделала первые шаги в необъятный мир компьютерных технологий. Сначала казалось, всё очень просто, понятно. Но потом… Каждый день я погружаясь в этот мир, начинала понимать, что я ничего не знаю о нём. Компьютеры совершенствуются, программы появляются новые с очень большой скоростью. (Лучше бы с такой скоростью росла  учительская зарплата.) Одной справляться с таким потоком информации очень сложно, нужны консультанты. Но где их взять??? В то время моими консультантами стали студенты - «вчерашние» наши выпускники. Сегодня – мои ученики. Путин Владимир, ученик 11 А класса, с 9 класса занимает призовые места в областных олимпиадах по информатике, в этом году – второе; Янчевский Егор, ученик 11Б класса, всю жизнь занимается информатикой и спортом, читает очень много компьютерной литературы, имеет II юношеский разряд по легкой атлетике; Бочарникова Юлия, ученица 11Б класса, активистка, спортсменка и просто красавица, в её голове неограниченное количество фантазии и творчества. Они действительно знают не меньше, чем я. Сегодня  в нашей школе 60 % одиннадцатиклассников имеют дома компьютеры. Иногда урок объяснение нового материала превращается во что-то вроде заседания «компьютерных специалистов», на котором все делятся своими знаниями, находками по данной теме. Это, конечно, здорово.
+
Когда учитель испытывает чувство удовлетворения от своей работы? Конечно, это случается, если его ученики занимают призовые места в областных олимпиадах по информатике (Путин Владимир, ученик 11 А класса), когда они читают очень много специальной литературы (Янчевский Егор, ученик 11 Б класса), когда они творчески подходят к решению очень сложных задач по  информатике, когда в Интернете появляются их сайты (Бочарникова Юлия, Сапрыкина Надежда, Лысикова Юлия, Аверин Алексей, Янчевский Егор).
 
+
Десять лет назад я делала первые шаги в необъятный мир компьютерных технологий с «Агатом». Совершенствовались компьютеры, разрабатывались новые программы… Сейчас «Pentium-4» значительно облегчает мне жизнь как учителю: неоценима его помощь в создании наглядно-иллюстративного материала, в оценке знаний учащихся, в оформлении работ, в проведении практических занятий, в создании ученических проектов, в подведении итогов работы учительского коллектива и др.
Но есть одно но, компьютер для них всё равно остаётся в первую очередь как инструмент для развлечения, даже зная его возможности. Конечно, здесь виновата школьная система. Какое домашнее задание может сделать ученик на компьютере? Сегодня для многих учителей ответом будет реферат! В лучшем случае ученик печатает его сам на компьютере или готовый берёт из Интернета, а потом получает на следующий день пятёрку. И мало кто задумывается о том, что сегодняшнее поколение «растёт на компьютерах», поэтому спрос должен быть с него «особый». Наверно, поэтому я применяю в своей педагогической деятельности метод проектов и именно это направление я описывала в своей работе на конкурсе «Учитель года-2001». Правда само оформление проекта я представляла другим, но основная цель для учащихся осталась та же: «изучить, провести исследование, создать свой информационный продукт».
+
Мне всегда хотелось, чтобы  ребята, имея компьютер, использовали его не только для игр, но и для получения широкого спектра знаний.  Мало для ученика найти в сети Интернет материал для реферата и получить отличную оценку. Сегодняшнее поколение должно быть интеллектуальнее предыдущего, поэтому его надо научить анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения на продуктивном и творческом уровнях. Поэтому я применяю в своей педагогической деятельности метод проектов. Этим я заинтересовалась несколько лет назад и описала в своей работе на районном конкурсе «Учитель года 2001». Основная цель этих проектов и моей сегодняшней работы: научить ученика учиться, помочь ему изучить материал, провести исследование, создать свой информационный продукт.
 
+
Методику проектов Intel® «Обучение для будущего» я использовала в очередном школьном проекте «Как стать миллионером?». Данный проект открывает ученикам путь к сокровищам информатики: они учатся составлять алгоритмы, разрабатывать стратегию выигрыша, составлять программы в системе Visual Basic, знакомятся с основами разработки гипертекста и пытаются создавать Web-сайты, проводить исследования в Excel, использовать PowerPoint и Publisher для создания наглядного материала по интересующей их теме. Чтобы рационализировать учебную деятельность учеников, была спланирована работа в соответствии с возрастом учащихся и программой по информатике.
Методика проектов «Intel Обучение для будущего» позволила «упорядочить» мою работу в этом направлении и в очередном школьном проекте «Как стать миллионером».
+
Например, в 4 классе проект позволяет формировать информационную культуру учащихся. Они впервые вовлекаются в исследовательскую работу, поэтому для них были сделаны заготовки буклетов, куда ребята вписывали ход исследований и выводы самостоятельно. А идею проекта подсказали мне сами ребята. Когда мы готовились к районному семинару  (9 декабря 2005г.) учителей начальных классов по теме «Стратегия достижения оптимального результата», я спросила ребят: «Чем бы вы хотели заниматься на открытом уроке? Какие задачи вам больше нравятся?» Вместе полистали тетради «Информатика в играх и задачах» (4 класс, часть1, А.В.Горячев), и я услышала ответ: «Хотим путешествовать». «Что нас будет интересовать во время путешествия?» - спросила я. «Сокровища…»- начал рассуждать Виталий. Ребята подхватили его идею, и мне она очень понравилась. Поэтому открытый урок был направлен на поиски клада по карте. Поиски были осложнены появлением соперника. Ребята блестяще справились с заданиями. Гости урока, учителя начальных классов, поблагодарили меня и ребят за работу. А учитель начальных классов Валентина Васильевна Богатова сказала: «Сегодня мои ученики, как никогда, были очень активные на уроке!» В предложенных буклетах грамотно были изложены и аккуратно произведены записи только у некоторых учеников. С ними мы и довели до конца работу на компьютере после урока.
Данный проект открывает ученикам путь к сокровищам информатики: алгоритмы и стратегия выигрыша, программы и Visual Basic, HTML и Web-сайт, PowerPoint и Excel, Publisher и просто общение на уроке и вне урока. И чтобы путь был более «гладким», у каждого ученика был «свой план», соответствуя его возрасту и программе образовательной области «Информатика». Овладев сокровищами, ученик становится богатым знаниями, умениями и навыками.  Проект позволяет формироватьинформационную культуру у учащихся 4 классов, понятийное мышление у учащихся 9 классов, объектно-ориентированный подход к программированию у учащихся 11 классов,  культуру использования новых информационных технологий в своей деятельности. Лучшие работы учеников мы поместили на сайте.
+
Ученикам 9 класса я предложила задачи для исследований по теме «Электронные таблицы: абсолютные и относительные ссылки». Ребятам предстояло выяснить, чем закончится история с договором между начальником и подчинённым и сколько денег нужно тратить папе Карло, чтобы стать миллионером через 3 года. Ребята выдвинули несколько гипотез. «Проверьте» - предложила я. Каково было их удивление, когда были получены результаты. Ребята пришли к выводу, что всегда нужно продумывать свои действия в ситуациях, которых ты попадаешь, что счастье не в деньгах, и не в их количестве, но хорошая работа никогда не помешает.  Помимо приобретения навыков работы на компьютере ребята продемонстрировали свои творческие возможности: например, у Стрекнёвой Анастасии исследование в Excel было дано в литературной обработке.
 
+
Ученики 11 классов восприняли идею создания игры «Случайный миллионер» и  Web-сайта о компьютерных играх без восторга, им показалось это трудным. Но по ходу изучения тем интерес возрастал  даже у тех, кто пришёл в десятый класс из другой школы, где не изучалась информатика. Разделы «Основы объектно-ориентированного программирования» и «Основы языка разметки гипертекстовой страницы» были успешно изучены. Ребята поняли что, играя в современные компьютерные игры, никогда не станешь миллионером: игры рассчитаны на проигрыш.
Сегодняшние ученики 4 класса в научно-исследовательский проект вовлекались впервые, поэтому для них была сделана заготовка буклета, где ребята должны были вписать ход исследований и выводы самостоятельно. Идею ребята приняли на «Ура!» и выполняли работу с удовольствием. Грамотно изложены и аккуратно проведены записи, оказалось, у некоторых учеников. С ними мы и выполнили до конца буклет на компьютере.
+
Подведение итогов проекта «Как стать миллионером?» проходило в три этапа. Сначала на уроках мы отобрали самые лучшие работы. Затем в рамках Недели информатики  12 апреля  они были представлены на очередном заседании Школьного Информационного Центра «Компас», где ребята защищали свои работы. Актив «Компаса» обсуждал достоинства работ выступающих, рекомендовал учащимся что-то доделать. Ребята обсуждали, какие работы можно отобрать для Web-сайта нашего проекта. Выступающие принимали это как должное.  
 
+
В течение двух недель ребята ещё доводили свои работы до совершенства. Помогали им консультанты Центра.
Когда я прочитала задачи для исследований по теме «Электронные таблицы: абсолютные и относительные ссылки» ученикам 9 класса, я услышала свои варианты ответов с подтекстом «Что тут непонятно? Это будет…». Я могла ответить, только так: «Вот Excel. Проверьте!». Каково было их удивление, когда были получены результаты. И несмотря на мой строгий план представления исследования, были работы, которые по- своему «повернули» ход презентации, например, как у Стрекнёвой Анастасии (9А класс).  
+
10 мая состоялась презентация всего проекта. Перед большой школьной аудиторией выступили участники проекта и актив ШИЦ «Компас». Участники проекта получили сертификаты, дающие право на получение отличной отметки по соответствующим темам предмета. Лучшие работы были поощрены дисками CD-RW, чтобы ребята могли перезаписывать информацию на них миллион раз по 800 миллионов байт. Выступающих слушали не только большая школьная аудитория, но и их родители, учителя. Мы – ученики и я –¬¬ показали  результат  современного совместного сотрудничества. Лучшие работы мы поместили на сайте проекта  http://milions3.narod.ru
+
Очень много времени было проведено учениками в компьютерном классе и дома за работой над проектом. Я думаю, что компьютер как  игрушка на это время для них отошёл на второй план. Сейчас для них компьютер – это не только инструмент для достижения цели в проекте, но и  средство для получения отличной отметки за качественные знания.  
Ученики 11 классов восприняли идею создания игры «Случайный миллионер» и  Web-сайта в её поддержку  можно сказать с ужасом. Но по ходу изучения тем, ужас исчезал. Даже у тех, кто пришёл в десятый класс из другой школы, где не изучалась информатика. Разделы «Основы объектно-ориентированного программирования» и «Основы языка разметки гипертекстовой страницы» были успешно изучены. Применение знаний, умений и навыков можно увидеть в нашем проекте. А пока я предлагаю познакомиться  [http://nsnad.narod.ru с сайтом Сапрыкиной Надежды.] Очень хотелось бы, чтобы её талант будущего журналиста не остался незамеченным.
+
             
 
+
[[Изображение:FotoComp.jpg|thumb|Заседание ШИЦ "Компас"]]
+
 
+
Подведение итогов проекта «Как стать миллионером?» проходило в три этапа. Сначала на уроках мы отобрали самые лучшие работы. Затем в рамках недели информатики  (12 апреля) они были представлены на очередном заседании Школьного информационного центра (ШИЦ) «Компас». Ребята защищали свои работы. Актив «Компаса» обсуждал недостатки и достоинства работ, рекомендовал учащимся устранить недостатки. Ребята обсуждали, какие работы можно отобрать для Web-сайта нашего проекта. Выступающие отнеслись к этому с пониманием.  
+
Ещё в течение двух недель ребята совершенствовали свои работы. В этом им помогали консультанты центра.
+
 
+
10 мая состоялась презентация всего проекта. Перед большой школьной аудиторией выступили участники проекта и актив ШИЦ «Компас». Участники проекта получили сертификаты, дающие право на получение отличной отметки по соответствующим темам предмета. Лучшие работы были поощрены дисками CD-RW, чтобы ребята могли перезаписывать информацию на них миллион раз по 800 миллионов байт. Выступающих слушали учащиеся школы, их родители, учителя. МЫ – ученики и я показали  результат  современного совместного сотрудничества.
+
 
+
Очень много времени было проведено учениками в компьютерном классе и дома за работой над проектом. Я думаю, что компьютер, как  игрушка, на это время для них отошёл на второй план. Сейчас, для них компьютер – это не только инструмент для достижения цели в проекте, но и  средство для «зарабатывания» отличной отметки за качественные знания.
+
 
+
 
+
Сайт проекта: http://millions3.narod.ru/index.htm
+
 
+
 
[[Категория:В фокусе - учебный проект'2006]]
 
[[Категория:В фокусе - учебный проект'2006]]

Версия 15:29, 22 июня 2006

Автор: Барышева Людмила Владимировна

                             Как компьютер понимать,
                             миллион в нём «откопать»
                             Учат в школе, учат в школе, учат в школе…

Когда учитель испытывает чувство удовлетворения от своей работы? Конечно, это случается, если его ученики занимают призовые места в областных олимпиадах по информатике (Путин Владимир, ученик 11 А класса), когда они читают очень много специальной литературы (Янчевский Егор, ученик 11 Б класса), когда они творчески подходят к решению очень сложных задач по информатике, когда в Интернете появляются их сайты (Бочарникова Юлия, Сапрыкина Надежда, Лысикова Юлия, Аверин Алексей, Янчевский Егор). Десять лет назад я делала первые шаги в необъятный мир компьютерных технологий с «Агатом». Совершенствовались компьютеры, разрабатывались новые программы… Сейчас «Pentium-4» значительно облегчает мне жизнь как учителю: неоценима его помощь в создании наглядно-иллюстративного материала, в оценке знаний учащихся, в оформлении работ, в проведении практических занятий, в создании ученических проектов, в подведении итогов работы учительского коллектива и др. Мне всегда хотелось, чтобы ребята, имея компьютер, использовали его не только для игр, но и для получения широкого спектра знаний. Мало для ученика найти в сети Интернет материал для реферата и получить отличную оценку. Сегодняшнее поколение должно быть интеллектуальнее предыдущего, поэтому его надо научить анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения на продуктивном и творческом уровнях. Поэтому я применяю в своей педагогической деятельности метод проектов. Этим я заинтересовалась несколько лет назад и описала в своей работе на районном конкурсе «Учитель года – 2001». Основная цель этих проектов и моей сегодняшней работы: научить ученика учиться, помочь ему изучить материал, провести исследование, создать свой информационный продукт. Методику проектов Intel® «Обучение для будущего» я использовала в очередном школьном проекте «Как стать миллионером?». Данный проект открывает ученикам путь к сокровищам информатики: они учатся составлять алгоритмы, разрабатывать стратегию выигрыша, составлять программы в системе Visual Basic, знакомятся с основами разработки гипертекста и пытаются создавать Web-сайты, проводить исследования в Excel, использовать PowerPoint и Publisher для создания наглядного материала по интересующей их теме. Чтобы рационализировать учебную деятельность учеников, была спланирована работа в соответствии с возрастом учащихся и программой по информатике. Например, в 4 классе проект позволяет формировать информационную культуру учащихся. Они впервые вовлекаются в исследовательскую работу, поэтому для них были сделаны заготовки буклетов, куда ребята вписывали ход исследований и выводы самостоятельно. А идею проекта подсказали мне сами ребята. Когда мы готовились к районному семинару (9 декабря 2005г.) учителей начальных классов по теме «Стратегия достижения оптимального результата», я спросила ребят: «Чем бы вы хотели заниматься на открытом уроке? Какие задачи вам больше нравятся?» Вместе полистали тетради «Информатика в играх и задачах» (4 класс, часть1, А.В.Горячев), и я услышала ответ: «Хотим путешествовать». «Что нас будет интересовать во время путешествия?» - спросила я. «Сокровища…»- начал рассуждать Виталий. Ребята подхватили его идею, и мне она очень понравилась. Поэтому открытый урок был направлен на поиски клада по карте. Поиски были осложнены появлением соперника. Ребята блестяще справились с заданиями. Гости урока, учителя начальных классов, поблагодарили меня и ребят за работу. А учитель начальных классов Валентина Васильевна Богатова сказала: «Сегодня мои ученики, как никогда, были очень активные на уроке!» В предложенных буклетах грамотно были изложены и аккуратно произведены записи только у некоторых учеников. С ними мы и довели до конца работу на компьютере после урока. Ученикам 9 класса я предложила задачи для исследований по теме «Электронные таблицы: абсолютные и относительные ссылки». Ребятам предстояло выяснить, чем закончится история с договором между начальником и подчинённым и сколько денег нужно тратить папе Карло, чтобы стать миллионером через 3 года. Ребята выдвинули несколько гипотез. «Проверьте» - предложила я. Каково было их удивление, когда были получены результаты. Ребята пришли к выводу, что всегда нужно продумывать свои действия в ситуациях, которых ты попадаешь, что счастье не в деньгах, и не в их количестве, но хорошая работа никогда не помешает. Помимо приобретения навыков работы на компьютере ребята продемонстрировали свои творческие возможности: например, у Стрекнёвой Анастасии исследование в Excel было дано в литературной обработке. Ученики 11 классов восприняли идею создания игры «Случайный миллионер» и Web-сайта о компьютерных играх без восторга, им показалось это трудным. Но по ходу изучения тем интерес возрастал даже у тех, кто пришёл в десятый класс из другой школы, где не изучалась информатика. Разделы «Основы объектно-ориентированного программирования» и «Основы языка разметки гипертекстовой страницы» были успешно изучены. Ребята поняли что, играя в современные компьютерные игры, никогда не станешь миллионером: игры рассчитаны на проигрыш. Подведение итогов проекта «Как стать миллионером?» проходило в три этапа. Сначала на уроках мы отобрали самые лучшие работы. Затем в рамках Недели информатики 12 апреля они были представлены на очередном заседании Школьного Информационного Центра «Компас», где ребята защищали свои работы. Актив «Компаса» обсуждал достоинства работ выступающих, рекомендовал учащимся что-то доделать. Ребята обсуждали, какие работы можно отобрать для Web-сайта нашего проекта. Выступающие принимали это как должное. В течение двух недель ребята ещё доводили свои работы до совершенства. Помогали им консультанты Центра. 10 мая состоялась презентация всего проекта. Перед большой школьной аудиторией выступили участники проекта и актив ШИЦ «Компас». Участники проекта получили сертификаты, дающие право на получение отличной отметки по соответствующим темам предмета. Лучшие работы были поощрены дисками CD-RW, чтобы ребята могли перезаписывать информацию на них миллион раз по 800 миллионов байт. Выступающих слушали не только большая школьная аудитория, но и их родители, учителя. Мы – ученики и я –¬¬ показали результат современного совместного сотрудничества. Лучшие работы мы поместили на сайте проекта http://milions3.narod.ru Очень много времени было проведено учениками в компьютерном классе и дома за работой над проектом. Я думаю, что компьютер как игрушка на это время для них отошёл на второй план. Сейчас для них компьютер – это не только инструмент для достижения цели в проекте, но и средство для получения отличной отметки за качественные знания.

Персональные инструменты
Инструменты