|
|
(не показаны 5 промежуточных версий 2 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | http://www.kuzpark.ru/foto/dvor.jpg [[http://walk.rambler.ru/images/984_904.1125650548.719.jpg]] | + | http://www.kuzpark.ru/foto/dvor.jpg http://walk.rambler.ru/images/984_904.1125650548.719.jpg |
| | | |
− | [[http://mos-usadba.com/wp-content/uploads/2007/09/888880.jpg]] [[http://www.temples.ru/private/f000024/025_0001689b.jpg]]
| + | http://mos-usadba.com/wp-content/uploads/2007/09/888880.jpg |
− | | + | ==Усадьба Дурасова== |
− | Первые документальные сведения о Люблине относятся ко второй половине XVII века. Тогда оно носило название Годуново по фамилии своего основателя, дворянина Григория Петровича Годунова. Обнаруженное в Люблине селище является местом сооруженной им усадьбы на левом берегу реки Чурилихи.
| + | Этот архитектурный "остров" лежит в той части [[Москва - столица России|Москвы]], куда жители других районов обычно не ездят просто так, без дела. Люблино, парк с небольшими старыми прудами, уютный, располагающий к отдыху. Крашеный дощатый забор отгораживает от парка явно старинную постройку с пологим куполом. Мало кто из случайно попавших сюда людей догадывается, что это интереснейший памятник русского [[Классицизм|классицизма]], уникальный по композиции дворец. На специальной карте московских достопримечательностей он правда, помечен, но никто из местных жителей не смог нам ответить, где он находится. А тем не менее это хоть и не большой, но подлинный дворец бывшей усадьбы князя Дурасова, построенный в начале XIX века по проекту московского архитектора И.В.Еготова, автора знаменитого госпиталя в Лефортове. В характере композиции дома есть что-то и от знаменитых вилл Палладио, и от проектов французсского архитектора XVIII века Леду. Один из старинных московских путеводителей дает такую характеристику дворца: "Дом сей походит много на сельские дома около Рима и с легкостию архитектуры имеет в себе нечто величественное" Однако неверно было бы назвать эту композицию подрожательной - эта вещь вполне самобытная. В плане здание представляет крест с концами идинакокой длины, а вцентр его искусно вписана окружность. Концы креста-это четыре торжественных зала с коробовыми сводами, а центр занимает еще более торжественный, круглый в плане купольный зал с богатейшей и довольно хорошо сохранившейся росписью в манере гризайль, иллюзорно имитирующей барельеф. Автор росписи дворца- известный живописец времени Скотти. Снаружи зал композиционно подчеркнут четырьмя секторами колонад, вписанных в каждую пару концов креста. Красивые лестницы на высоком цоколе дополняют композицию. Существует легенда, что идея креста, положенного в основу плана, принадлежит самому заказчику, пожелавшему увековечить память о получении им в награду за службу креста Анны I степени. Впечатление парадности усиливается выразительным контрастом между сравнительной простотой здания снаружи и великолепием центрального интерьера. Пространство купольного зала при довольно скромных размерах производит сильное впечатление-с таким мастерством выражен тут масштаб. И, выходя наружу, с трудом осознаешь, что за этими скромными по размерам и форме фасадами скрываются такие значительные, торжественные, подлинно дворцовые залы. |
− | | + | |
− | Имение уже называлось Люблино, когда его унаследовал сын предыдущего владельца князь Владимир Петрович Прозоровский (1743-1796). Согласно материалам "генерального межевания", состоявшегося в подмосковном имении В.П.Прозоровского около 1770 года, барской усадьбы в то время здесь не было, а статус сельца Люблино сохраняло только по традиции.
| + | |
− | | + | |
− | В 1790-х годах Люблино ушло из рода Прозоровских. Его приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова (?-1804 или 1806). Известно, что при ней в Люблине опять существовала усадьба.
| + | |
− | | + | |
− | Около 1800 года Люблино было приобретено отставным бригадиром Николаем Александровичем Дурасовым (1760-1818) - своим самым известным владельцем.
| + | |
− | Новый хозяин Люблина Н.А.Дурасов был несметно богат. Огромные средства, которыми он располагал, позволили ему в кратчайшие сроки обустроить усадьбу по собственному вкусу. Уже в 1801 году в Люблине был сооружен новый господский дом, имеющий в плане форму креста, концы которого соединены колоннадами. Необычность здания, резко отличавшегося от большинства усадебных построек того времени, породила легенду: якобы Люблинский дом построен в виде ордена святой Анны, которым очень гордился хозяин. Однако реальных доказательств этого нет.
| + | |
− | Считается, что создателем Люблина был архитектор И.В.Еготов. Косвенно это подтверждают барельефы, находящиеся на торцах здания. Их копии были установлены на фасаде главного дома усадьбы в соседнем с Люблином имении Кузьминки, где также работал И.В.Еготов. Первоначально предполагалось, что их выполнит скульптор Г.Т.Замараев, но с ним не сошлись в цене, и изготовление барельефов было поручено некоему Луке, крепостному мастеру А.А.Голицыной.
| + | |
− | Однако в статье о Люблине, опубликованной в 1838 году в журнале "Живописное обозрение", сообщено, что Н.А.Дурасов "поручил строение главного дома отличному архитектору Казакову". Безусловно, мог иметься в виду только Р.Р.Казаков, который до 1801 года, т.е. даты создания дома, руководил строительством в Кузьминках. И.В.Еготов тогда работал параллельно с ним. Версия о работе Р.Р.Казакова в Люблине представляется достаточно серьезной и интересной. Нельзя исключать того, что он мог принимать участие в реконструкции усадьбы и даже проектировать главный дом.
| + | |
− | | + | |
− | Главный дом - купольная центрическая постройка крестообразных очертаний, с заполняющими углы эффектными и гармоничными открытыми двойными колоннадами-полуротондами. Композиция интерьеров представляет собой мастерскую комбинацию пространств - крестообразно расходящихся прямоугольных залов первого этажа, соединенных центральным круглым залом, вторящих им своими очертаниями малых помещений второго этажа, сгруппированных вокруг верхнего купольного зала. В строгом внешнем облике дворца выделяются украшенные рельефными композициями торцевые части залов, в интерьере сохранились виртуозно выполненная классицистическая отделка круглого и двух прямоугольных залов первого этажа, живописные панно и плафоны Д.Скотти, бронзовые бра и люстры.
| + | |
− | | + | |
− | Изумляющие подлинной красотой и спокойным величием, небольшие уютные залы господского дома созданы на основе синтеза архитектуры, живописи и скульптурно-пластического декора. Парадные интерьеры первого этажа расписаны в стиле "гризайль" (вид живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета) живописными панно на темы из древнегреческой мифологии. Часть росписей выполнил известный декоратор Джеромо (Ермолай Петрович) Скотти, приехавший в Россию из Италии. Известно имя еще одного живописца, работавшего в Люблине, - Ольденель. Сохранившиеся росписи свидетельствуют о высоком художественном мастерстве обоих художников.
| + | |
− | | + | |
− | На потолке столовой помещена большая фреска "Пир Вакха на Наксосе", выдержанная в жизнерадостном колорите, где умело сочетаются темные и светлые тона зеленого, желтого и голубого. Она перекликается по теме с гипсовыми барельефами на стенах. В простенках размещены четыре панно: "Аполлон Кифаред", "Аполлон на колеснице", "Поклонение Амуру" и "Жертвоприношение". Теме любви посвящены четыре живописные вставки на потолке в гостиной. Третий этаж - по сути, сильно увеличенный бельведер - увенчивала статуя Аполлона.
| + | |
− | Одновременно с главным домом были возведены или реконструированы другие усадебные здания, выстроенные, в отличие от большинства подмосковных усадеб того времени, из кирпича. Они имеют много черт, характерных для творчества Р.Р.Казакова и И.В.Еготова. Усадьба, ее парк и сад были окружены "расчищенным лесом, версты на две с обеих сторон".
| + | |
− | | + | |
− | После постройки дома Н.А.Дурасов поселился в нем, устроив пансион для дворянских детей во главе с учителем-французом, периодически давая шикарные приемы для москвичей. Писатель М.А.Дмитриев в своих воспоминания отметил, что Н.А.Дурасов "жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях - огромные ананасы и был до эпохи французов (т.е. до Отечественной войны 1812 года), все изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях".
| + | |
− | | + | |
− | Для Н.А.Дурасова гостеприимство не было удовлетворением тщеславия или каких-нибудь иных чувств, оно было свойством его добродушной натуры, удобным применением щедрости и желания сделать всем и каждому приятное. Вся московская знать запросто посещала знаменитые обеды в Люблине зимой, дававшиеся в оранжерее, наполненной померанцевыми, лимонными и лавровыми деревьями и несметным количеством самых разнообразных и роскошных цветов.
| + | |
− | После обеда обычно выступали песенники, которым аккомпанировали на кларнете и рояле, а слуги разносили разнообразные ликеры. Хлебосольный хозяин, если замечал, что какой-нибудь ликер или вино особенно понравились гостю, приказывал несколько бутылок положить в его экипаж. Впрочем, он нередко любил пошутить над своими посетителями, объявив очередному простаку, что все деликатесы и экзотические блюда - "домашние", т.е. своего изготовления. Одним из таких гостей, поверившим шутке Н.А.Дурасова, был С.П.Жихарев - автор известных мемуаров "Записки современника", в которых описаны московский быт и нравы начала XIX века и, конечно, Люблино.
| + | |
− | | + | |
− | В торжественных случаях, когда в усадьбе специально устраивались праздники, угощение и обстановка принимали еще более роскошный характер. Англичанка мисс Кэтрин Вильмот, попавшая в Люблино на праздник, устроенный в честь княгини Е.Р.Дашковой 4 октября 1806 года, пришла в восторг от усадьбы Дурасова. "Если бы ты видела райский уголок, в котором он живет! - восторженно писала она в Англию своей сестре Гарриет. - Его жилище - мраморный дворец с колоннадой, опоясывающей первый этаж, за исключением центральной части, которая поднимается высоким куполом и служит банкетным залом. Своды покрыты великолепной росписью - Амуры и Грации, Аполлон и музы, Аврора и Оры (спутницы Авроры). Все гости собрались на открытой колоннаде, мраморные ступеньки которой покрыты благоухающим ковром из арабского и персидского жасмина, гвоздик, роз, цветов герани. Ступени ведут к затененной деревьями лужайке у края воды. С этого восхитительного места можно увидеть кущи деревьев и поляны, рощи и озера, долины и холмы, раскинутые тут и там, а завершают картину блестящие купола Москвы, сияющие роскошью.
| + | |
− | | + | |
− | После обеда мы прогуливались, а вечером все снова собрались на театральном представлении. В перерыве между пьесой и фарсом был балет. Здание театра было роскошным, а представление очень хорошим. Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками; воскуривали благовония".
| + | |
− | Крепостной театр Н.А.Дурасова в Люблине в то время славился на всю Москву. В его труппе и оркестре было около сотни крепостных людей, обученных в театральной школе, устроенной в Люблине. Для нее и для самого театра были выстроены специальные здания, сохранившиеся до нашего времени. Представления устраивались два раза в неделю. Впоследствии многие актеры дурасовского театра перешли на императорскую сцену.
| + | |
− | | + | |
− | Одним из последних праздников, Н.А.Дурасовым в Люблине, оказался торжественный прием 23 мая 1818 года в честь императрицы Марии Федоровны - вдовы Павла I. Впоследствии в память о приезде императрицы один из залов господского дома был украшен ее бронзовым бюстом. На пьедестале была надпись: "В память посещения Люблина императрицей Марией Федоровной. Мая, 23 дня 1818 года".
| + | |
− | | + | |
− | Уже в июне того же года хлебосольный владелец Люблина скончался. "Добрый был человек. Весь город жалеет о смерти его", - писал о Н.А.Дурасове один из его постоянных гостей московский почт-директор А.Я.Булгаков.
| + | |
− | | + | |
− | Поскольку Н.А.Дурасов всю жизнь прожил холостяком и не имел прямых наследников, то Люблино в 1818 году унаследовала его сестра Аграфена Алексеевна Дурасова, вышедшая замуж за своего однофамильца, генерал-лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова (1772-1828).
| + | |
− | | + | |
− | Уже при них Люблино превратилось в дачное место, где состоятельные горожане снимали летние дачи. В праздники многие москвичи приезжали отдохнуть в Люблине семьями. "Ныне нет здесь представлений, но жители столицы все ездят сюда проводить время и принимаются с тем же гостеприимством, с каковым и прежде. Пройдя флигели и небольшую площадку, вы войдете в оранжерею и удивитесь царствующему здесь порядку и чистоте; вся оранжерея разделяется на десять зал; шестая, составляющая середину сего весьма большого здания, круглая, покрыта куполом и освещается сверху; на самой средине стоит отличное по величине померанцевое дерево: не говоря о том, что густые ветви его занимают знатное пространство сего зала, скажем, что стебель онаго имеет в окружности 14 вершков", - отмечал писатель И.Г.Гурьянов в первом очерке о Люблине, написанном им по впечатлениям посещения усадьбы 5 августа 1825 года.
| + | |
− | | + | |
− | Со временем Люблино перешло к Агриппине Михайловне Дурасовой. При ней существенных изменений в имении не произошло. Люблино так и осталось популярнейшей дачной местностью, посещаемой многими москвичами. Большой усадебный парк содержался в чистоте. Сама усадьба поддерживалась с той же пышностью, как и было при Н.А.Дурасове. Были заведены обширный огород и прекрасный скотный двор, для которого было выписано стадо дорогих тирольских коров; сооружена образцовая теплица, нагреваемая "изобретенным недавно открытым способом", где выращивали ананасы. В саду и оранжереях прибавилось экзотических растений. В середине XIX века, после смерти мужа, А.М.Дурасова, уже не справлявшаяся с управлением таким большим хозяйством, решила расстаться с Люблином, продав его московскому богачу Н.П.Воейкову. В свою очередь у него имение перекупил известный коммерсант купец 1-й гильдии Конон Никонович Голофтеев (1822-1896), бывший почетным попечителем школы садоводства.
| + | |
− | | + | |
− | Новый владелец Люблина вместе со своим компаньоном и родственником Петром Николаевичем Рахманиным держал фирму "К.Голофтеев и П.Рахманин", занимавшуюся торговлей "модным дамским товаром".
| + | |
− | | + | |
− | Главный дом усадьбы, в котором поселился К.Н.Голофтеев, подвергся небольшим переделкам, в ходе которых северная колоннада была застеклена, заложены арки в цоколе, между колоннами установлены балюстрады. Тем не менее реконструкция здания была проведена очень бережно, его облик почти не изменился. Известно, что при К.Н. Голофтееве в Люблине еще сохранялась старинная мебель и картины западноевропейских художников Барбери, Мено, Ван-Гельда, Швенинга. У входа была установлена статуя XVIII в., изображающая аллегорическую фигуру "Молчание".
| + | |
− | | + | |
− | Как и предыдущие владельцы, К.Н.Голофтеев сдавал многие здания Люблина внаем. Рядом с усадьбой был основан дачный поселок, получивший название Новый.
| + | |
− | | + | |
− | Летом 1866 года одну из дач в Люблине снимал Ф.М.Достоевский. В то время писатель навестил свою сестру В.М.Иванову, снимавшую на лето дачу в Люблине "близ Кузьминок, за 8 верст от Москвы". Люблино настолько понравилось Ф.М.Достоевскому, что уже 25 июня он нанял до начала сентября пустующую дачу по соседству с Ивановыми.
| + | |
− | | + | |
− | В 1872 году на Политехнической выставке, устроенной в Александровском саду Московского Кремля, К.Н.Голофтеев приобрел один из экспонатов - шатровую церквушку в неорусском стиле, которая была перевезена в Люблино и установлена рядом с главным домом усадьбы. Но освящена она была только в 1894 г. как приписная к церкви Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках.
| + | |
− | Дачная жизнь в Люблине была тихой и спокойной. Специальных увеселений не было, за исключением редких танцевальных вечеров в особо устроенном павильоне. Позже появился театр, в котором местные актеры-любители, а иногда и заезжие профессионалы развлекали публику спектаклями, концертами и балами. Понемногу некоторые дачники начали увлекаться велосипедным спортом. В Люблино стали приезжать и велосипедисты из Москвы.
| + | |
− | | + | |
− | В 1896 году имение унаследовал сын предыдущего владельца Николай Кононович Голофтеев (1846-?), бывший инспектором Северного страхового общества.
| + | |
− | Журнал "Искры" в 1902 году констатировал, что "самый въезд в Люблино напоминает собою любой из московских переулков на окраине Москвы". За въездом в имение начиналась густая роща с расчищенными дорожками и прудами. В ней были обычные дачи с мезонинами и низенькими заборами.
| + | |
− | | + | |
− | 16 июня 1904 года, около 5 часов дня над Люблино пронесся страшный по своим последствиям ураган с грозой, затронувший юго-восток Москвы и ее окраины. У станции в Новом поселке оказались полуразрушенными многие жилые постройки; разрушено 7 дач, повреждено 8, уничтожен театр, сосновая роща более чем наполовину была вырвана с корнями, а всего уничтожено около 70 десятин леса. С усадебного дома ураганным ветром сорвало крышу; в окнах градом были побиты стекла, от чего пострадали обстановка и мебель. Серьезный ущерб был нанесен оранжерее и другим зданиям.
| + | |
− | | + | |
− | От урагана сильно пострадала статуя Аполлона, венчавшая купол главного дома. Восстановить ее было невозможно, поэтому Н.К.Голофтеев впоследствии заказал в Гамбурге новую статую, выполненную из более стойкого к непогоде материала - свинца. Она изображала уже не Аполлона, а святую Анну, став, таким образом, зримым подтверждением легенды о происхождении формы господского дома в Люблине.
| + | |
| | | |
| =Литература:= | | =Литература:= |
− | [http://http://lubli.ru/]
| + | http://http://lubli.ru/ |
| + | [[Категория:3000 статья в работе]] |