Теряево, село (Московская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
Монастырь основан в 1479  г.  в селении Теряев Дорок в 24 км от Волока. Основатель его - местный уроженец [[Иосиф]] Санин (Волоцкий). Жизнь Иосифа известна достаточно хорошо. Существует его жития, составленные Саввой Черным Крутицким, Досифеем Топорковым и изведения помогают нам дорисовать духовный облик.
+
В 24 км северо-восточнее подмосковного города Волоколамска, в селе Теряево на широкой равнине, словно «развёрнутый» в пространстве, стоит Иосифо-Волоцкий монастырь – живое воплощение истории. Отражаясь в тихих водах прудов, из суровой обители – крепости монастырь превратился в своеобразный город – сказку, вызывая в памяти легендарный «град Китеж». Белые башни и стены надёжным поясом замыкают внутри себя церковные здания, кельи, хозяйственные строения, - всё, что неустанными молитвами и трудами преподобного Иосифа было здесь учреждено и благоустроено на многие века. Монастырь является поистине выдающимся историческим и художественным комплексом. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского (Волоцкого) монастыря - один из интереснейших шедевров древнерусского зодчества.
Мирское имя преподобного – Иван Санин. Он был родом из Волоколамских дворян. Его прадед Александр (Саня, Санин), выходец из Литвы, служил московскому князю Дмитрию Донскому. За преданную службу пожаловал ему князь два села под Волоком Ламским: Спирово и Язвище. Здесь и родился будущий Святой Иосиф Волоцкий. В его роду известно 18 монашеских имен.
+
Монастырь прекрасно вписывается в окружающий пейзаж. Озера, расположенные с северо-восточной внешней стороны являются важнейшим фактором защиты, поэтому северо-восточные стены и башни – самые низкие.  
С 8-ми лет Иван был отдан на обучение грамоте в Крестовоздвиженский монастырь г. Волоколамска. Был он ребенком пытливым, проявлял незаурядные способности в чтении.
+
 
+
В стенах монастыря хранилось великолепное собрание древних рукописей, шитья, икон. В конце 15- начале 16 века  в Волоцком монастыре работал знаменитый художник Дионисий.Архитектурный  ансамбль  Иосифо-Волоколамского (Волоцкого)  монастыря -  один  из  интереснейших  шедевров  древнерусского  зодчества.  Этот  монастырь  играл  важную  роль  в  политической  жизни  Московского  государства 16века,  его  поддерживали  московские  князья.  Находится  он  в  18  км  северо-восточнее подмосковного города Волоколамска, в селе Теряево.
+
+
Первоначально  все  постройки  здесь  были  деревянными: Успенский  собор,  трапезная,  кельи  монахов  и  настоятеля,  поварня,  хлебопекарня  и  т.д.  Их  огораживал  обыкновенный  тын,  впоследствии  заменённый  невысокими,  тоже  деревянными,  стенами.  Очень  скоро  в  обители  начинается  каменное  строительство.  В  1486  году  перестроили  Успенский  храм.  На  его  возведение  и  отделку  затратили  гигантскую сумму- 1000  рублей. Росписи  главного  монастырского  сооружения  выполнил  известный  русский  живописец  Дионисий.  На  рубеже  15  и  16  вв.  рядом  с  церковью  возвели  колокольню.  Она  отличалась  высотой,  изяществом,  стройностью,  завершалась  шатром.  Колокольня  Волоколамского  монастыря  предвосхитило  появление  другого  замечательного  здания-колокольни  Ивана  Великого  в  Московском  Кремле.
+
 
+
Князь  Семён  Иванович  Бельский  и  вельможа  Борис  Кутузов  пожертвовали  средства  на сооружения  церкви  Богоявления  Господня.  Одноглавый  храм  был  освящен в  1504  году.  В  середине  16  века  к  нему  пристроили  просторную  одностолпную  трапезную  палату  с  каменными  папертями  и  хозяйственными  постройками.
+
 
+
В  1543  году  на  средства  донаторов  началось  сооружение  первых  кирпичных  крепостных  стен  вокруг  монастыря.  Они  были  не очень  высокими  и  имели  длину  около  830 метров.  Нуждам  обороны  служили  девять  башен-3  круглых  и  6  четырёхугольных, - которые  имели разную  высоту  и  находились  на  неодинаковом  расстоянии  друг  от  друга.  Эти  укрепления, возведение  которых  завершилось  в 1566  году, служили  защитой  монастыря  в  годы  Смуты.
+
В  конце  80-х  гг.    16 в. завершилось  строительство  церкви  над  Святыми  воротам.
+
 
+
Иосифо-Волоцкий   монастырь сыграл  особую  роль  в  истории и  культуре  России  конца  15-16вв. Его  основатель  Иосиф  Волоцкий  являлся  крупным  церковным  деятелем  того  времени.  Он  возглавлял  церковно-политическое  течение    иосифлян,  противостоящих  течению  нестяжателей.  Главный  вопрос,  вызвавший  непримиримые  разногласия  между  ними,  - о  праве  церкви  на  владение  капиталом,  землями, населёнными  зависимыми  крестьянами,  и  т.д. Иосиф  Волоцкий  и  его  сторонники  считали,  что  монастыри  имеют  право  владеть  недвижимым имуществом,  вести  собственное  хозяйство,  -  это  необходимо  им  для  выполнения  своей  высокой  миссии  в государстве.
+
 
+
Постепенно  из  взглядов  партии  иосифлян  выросло  учение  о  самодержавной  власти  московских  государей, стремившихся  усилению  централизованного  Московского  государства  и  преодолению  феодальной  раздробленности.  Иосиф  Волоцкий  и  его  преемники  были  сторонниками  тесного  союза  государства  с  церковью  ко  взаимной  выгоде  обоих.  Игумен  Волоцкого  монастыря  не  только  развивал  свои  взгляды  многочисленных  сочинениниях, но  и  следовал  своим  принципам  на  практике. В  1507  году,  когда  ему  надоело  терпеть  притеснения  Волоцкого  князя  Фёдора  Борисовича,  продолжавшееся  уже  10  лет,  Иосиф  самовольно  перешёл  с  монастырем  под  власть  Москвы.  Он  проявил  неповиновение  не  только  светскому  сюзерену,  но  и  духовному,  Новгородскому  архиепископу  Серапиону,  в  чьей  юрисдикции  находился  монастырь.  Серапион  отлучил  игумена  от  церкви,  но  Московский  митрополит  Симон  по  настоянию  Великого  князя  Василия III  снял  с  него  отлучение.
+
 
+
Василий III  имел  основание  для  помощи  иосифлянам, так  как  они  поддержали  его  в  борьбе  за  московское  княжение,  когда  решался  вопрос,  кто  сядет  на  престол, - внук  Ивана  III  Дмитрий  Иванович  или  сын  Василий.  Царь  жертвовал  на  нужды  монастыря  деньги,  что  не  мало  способствовало  строительству  в  нём  каменных  зданий.  Именно  при  Василии III  иосифляне  одержали  верх над  нестяжателями,  их  взгляды  стали    господствующими  в  церкви  и  в  государстве. (Произошло  это, однако,  после  недолгого  периода  покровительства  Великого  князя  нестяжателя).  Иосифляне  получали  высшие  церковные  должности, многие  из них  начинали  свою  карьеру  в  Волоцком  монастыре.
+
 
+
Благодаря  поддержки  центральной  власти  Иосифо-Волоцкий  монастырь превратился в один  из  крупнейших  экономических  и  культурных  центров  Московского  государства.
+
 
+
Василий  III,  Иван  Грозный,  первые  правители  Романовы,  а  также  князья,  бояре,  дворянство  жертвовали  немалые  средства  этой  обители, оказывая  ей  помощь  в строительстве. Один  только  Иван  Грозный  передал  монастырю до  7000  рублей.  Важным    каналом  повышения  его  финансового  состояния  служили  средства  прихожан,  переданные  на  помин  душ  умерших.  К  концу  XVI века  он  имел  более  25000  десятин земли,  пользовался  налоговыми  привилегиями.
+
 
+
Культурное  значение  обители  было  огромным.  Здесь  имелась  библиотека,  в  которой  хранились  богословские  труды  основателя  монастыря,  летописи,  другие  литературные  произведения,  переписывались  книги,  велись  летописи. В  ризнице  монастыря  хранились  шедевры  декоративно-прикладного  искусства,  много  икон, в  том  числе  выполненные  Дионисием  и Андреем  Рублёвым.
+
Иосифо-Волоцкий  монастырь, как  и  многие  другие  обители, использовался  властями  как  место  ссылки.  Там  были  заключены  нестяжатели, выступившие  против  насильственного  пострижения  в  монахини  первой  жены  Василия III  Соломонии  Сабуровой  и  вторичного  его  брака  с  Еленой  Глинской  (Вассиан  Патрикеев (Косой), Максим  Грек).  Здесь  же  томился  в  заключении  обвинённый  в  еретичестве  Матвей  Башкин.
+
 
+
В  годы  Смутного  времени  Иосифо-Волоцкая  обитель  не  избежала  общей  участи  многих  монастырей – она  была  захвачена  и  разорена  отрядом  поляков  под  командованием  Рожинского.  Объединённые  силы  русско-шведских  войск  сумели  изгнать  их.  В  течение  нескольких  месяцев  Германова  башня  монастыря  стала  местом  заключения  царя  Василия  Шуйского, свергнутого  с  трона  и постриженного  в  монахи.
+
Во  время  военных  действий  крепостные  стены,  башни  и многие постройки  монастыря  сильно  пострадали.  К  середине  XVII  века его  укрепления  больше  не  могли  служить  по  назначению. Было  принято  решение  о  восстановлении  оборонительных  сооружений  монастыря.  В  1645  году  известный  строитель  того  времени  Иван  Неверов  обследовал  сохранившиеся  стены  и башни  и  составил  план  работ  по  их  восстановлению.
+
 
+
Строительство  новых  стен  и  башен  началось  в  1670-е  гг.  и  завершилось  через  18  лет.  Они  возводились  на  месте  старых  стен  и  башен  XVI  в.  (изменения  были  незначительными).  Конструкция  их  повторяла  аналогичные  сооружения  Симонова  монастыря,  являвшегося  тогда  образцовой  крепостью. Русские  строители  под  руководством  мастера  каменных  дел  Трофима  Игнатьева  создали  уникальный  по  своей  живописности  комплекса  оборонительных  сооружений. 
+
 
+
Монастырь очень сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. С 1956 года в нём идут реставрационные работы.
+
 
+
Семь красавиц башен связывает мощная крепостная стена (17 в.). В самом монастыре сохранились следующие памятники архитектуры: Успенский собор (конец 17 в.), Святые ворота с Петропавловской надвратной церковью (1679  г.), Трапезная палата с Богоявленской церковью (16-19 вв.), Настоятельский корпус (17-18 вв.).
+
 
+
Сохранившиеся до настоящего времени постройки Иосифо-Волоцкого монастыря относятся к 17-ому веку. Не смотря на то, что он строился в течение двух веков, для всех монастырских сооружений характерны законченность и цельность.
+
 
+
Русские мастера говорили, что «строить надо так, как мера и красота скажет» и, видимо, чувство меры, и красоты у них было настолько высоким и точным, что они смогли создать монастырь и как духовную обитель, и как мощное фортификационное сооружение, и как великолепное произведение искусства.
+
 
+
Монастырь прекрасно вписывается в окружающий пейзаж. Озера, расположенные с северо-восточной внешней стороны являются важнейшим фактором защиты, поэтому северо-восточные стены и башни – самые низкие.
+
+
 
На западе и юге не было какой-то естественной преграды, поэтому стены и башни там – самые мощные. Центральная группа зданий смещена к более низкой восточной стене. Так образовались три разные по высоте части монастырских построек, что дает возможность хорошо просматривать всю панораму.
 
На западе и юге не было какой-то естественной преграды, поэтому стены и башни там – самые мощные. Центральная группа зданий смещена к более низкой восточной стене. Так образовались три разные по высоте части монастырских построек, что дает возможность хорошо просматривать всю панораму.
   
+
Русские мастера говорили, что «строить надо так, как мера и красота скажет» и, видимо, чувство меры, и красоты у них было настолько высоким и точным, что они смогли создать монастырь и как духовную обитель, и как мощное фортификационное сооружение, и как великолепное произведение искусства.
Строили очень быстро: в год возводили одну башню и пролет стены до следующей (в среднем 100м.) Все башни – разные по высоте (от 11-ти до 50-ти метров), разные в плане(круглые, квадратные, многогранные), все по-разному украшены.
+
Первоначально все постройки здесь были деревянными: трапезная, кельи монахов и настоятеля, поварня, хлебопекарня и т.д.. Их огораживал обыкновенный тын, впоследствии заменённый невысокими, тоже деревянными, стенами. При основании монастыря преподобный поставил в часовне икону Богоматери Огидитрии данную ему преподобным Пафнутием Боровским в благословение прославления Волоколамской иконы Пресвятой Богородицы. Строительство монастыря началось с сооружения деревянной Успенской церкви. В 1486г. она была перестроена и на ее месте был воздвигнут новый каменный храм. На его возведение и отделку затратили гигантскую сумму- 1000 рублей. Росписи главного монастырского сооружения выполнил известный русский живописец Дионисий. Величественный пятиглавый храм декорирован знаменитым изразцовым фризом «Павлинье око» мастера Степана Иванова Полубеса.
 
+
На рубеже 15 и 16 вв. рядом с церковью возвели двухъярусную восьмигранную колокольню. Она отличалась высотой, изяществом, стройностью, завершалась шатром. Во втором ярусе находилась поминальная «церковь на полатях» преподобного Пафнутия. Эту церковь ещё называли «иже под колоколы». Она была построена на деньги местных вотчинников из дьяческой семьи Семёна Клементьева и его вдовы инокини Феодосии. Колокольня Волоколамского монастыря предвосхитило появление другого замечательного здания-колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Каждая постройка монастыря демонстрирует то, как прекрасно могли строить русские мастера. Примером тому могут служить трапезная палата и колокольня.
+
В первом ярусе высокой 9-ярусной колокольни в 1495 на средства князя Б. В. Волоцкого устроен храм Смоленской Одигитрии (взорвана во время Великой отечественной войны вместе с колокольней). Над Святыми вратами в 1679 сооружена церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В монастырской ограде состояли: настоятельские покои, казначейский корпус, двухэтажные и одноэтажные братские корпуса, хозяйственные постройки. За монастырской оградой на месте колодца, вырытого, по преданию, преподобным Иосифом, находился скит с храмом Всех Святых (1856-60), при котором находились больница и богадельня. Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Князь Семён Иванович Бельский и вельможа Борис Кутузов пожертвовали средства на сооружения церкви Богоявления Господня. Одноглавый храм был освящен в 1504 году. В середине 16 века к нему пристроили просторную одностолпную трапезную палату с каменными папертями и хозяйственными постройками. В 1506 году он заложил каменную одноглавую церковь в честь Богоявления с одностолпной трапезной. Через 3-4 года строительство было завершено.
 
+
В 1543 году на поминальные средства разных лиц началось сооружение первых кирпичных крепостных стен вокруг монастыря. Они были не очень высокими и имели длину около 830 метров. Строили очень быстро: в год возводили одну башню и пролет стены до следующей (в среднем 100м.) Все башни – разные по высоте (от 11-ти до 50-ти метров), разные в плане (круглые, квадратные, многогранные), все по-разному украшены, имеют разную высоту и находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга. Эти укрепления, возведение которых завершилось в 1566 году, служили защитой монастыря в годы Смуты. С южной стороны были устроены двухпролётные святые ворота с надвратной церковью, освящённой в 1589 году в честь Сретения  Владимирской иконы Божией Матери. Вокруг монастыря образовались пруды: Иосифский (ещё при преподобном), Гурьевский (малый, находящийся у самой стены), и пруд внутри монастыря.
К концу 17в. Монастырь теряет своё оборонное значение. Его стены и башни несут теперь,в первую очередь, декоративную нагрузку.
+
В конце 15-16вв. в монастыре велось интенсивное строительство. Постройки того времени сохранились фрагментарно. К середине 17 в. крепостные стены, получившие сильные повреждения во время польской осады, и Успенский собор заметно обветшали. В последней трети 17 веке монастырь коренные образом перестраивался. К этому времени в основном и относится существующий ныне архитектурный ансамбль.
 
+
Несмотря на то, что монастырь строился в течение двух веков, для всех монастырских сооружений характерны законченность и цельность. К концу 17в. монастырь теряет своё оборонное значение. Его стены и башни несут теперь, в первую очередь, декоративную нагрузку.
Семь  монастырских  башен  (Петровская, Старицкая, Германова,
+
Сохранились так же монастырские постройки 18-начала19вв. В 1910г. был сооружён большой братский корпус с гостиницей.
Кузнечная, Никольская,  Воскресенская, Часовая) увенчаны 
+
В 15-16 вв. при Успенском монастыре в Волоколамском уезде существовали так называемые малые монастырьки: богорадный Введенский Спировский (в селе Спирова), устроенный для погребения неизвестных странников, которых поминали в родительские субботы «Бога ради», и Никольский Черленковский (в селе Черленково).
высокими  шатрами  и чрезвычайно  богато  и искусно 
+
С 1777 по 1823 в монастыре существовала школа для детей духовного звания. До 1762 Иосифов монастырь был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Ему принадлежали многие села, деревни и пустоши. После секуляризации церковных владений в составе земельной собственности Иосифова монастыря числилось 210 десятин 1301 сажень в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля под подворьями в Москве на Ильинской улице и Большой Дмитровке. В 1913 монастырь приобрел дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли.
украшены декоративной  кирпичной  кладкой, яркими 
+
Большую известность в окрестностях Волоколамска имел крестный ход, совершаемый в 6-е воскресение по Пасхе из Волоколамска в Иосифов монастырь с чудотворной иконой святителя Николая на сретение с древним образом преподобного Иосифа (в память чудесного избавления Волоколамской земли от чумы в 1771 молитвами Иосифа Волоцкого). Монастырь обладал замечательной ризницей, библиотекой с древними рукописями, ценным поместно-вотчинным архивом 15-19 вв. Собрание документов монастырского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (1192). По штату в монастыре состояли: архимандрит, 18 монахов, 32 послушника.
зелёными  изразцамихорошо  заметными на фоне  белой 
+
Благодаря поддержке центральной власти Иосифо-Волоцкий монастырь превратился в один из крупнейших экономических и культурных центров Московского государства. Василий III, Иван Грозный, первые правители Романовы, а также князья, бояре, дворянство жертвовали немалые средства этой обители, оказывая ей помощь в строительстве. Один только Иван Грозный передал монастырю до 7000 рублей. Важным каналом повышения его финансового состояния служили средства прихожан, переданные на помин душ умерших. К концу XVI века он имел более 25000 десятин земли, пользовался налоговыми привилегиями.
каменной кладки. Именно  искусное, ажурное  украшение 
+
Во время военных действий крепостные стены, башни и многие постройки монастыря сильно пострадали. К середине XVII века его укрепления больше не могли служить по назначению. Было принято решение о восстановлении оборонительных сооружений монастыря. В 1645 году известный строитель того времени Иван Неверов обследовал сохранившиеся стены и башни и составил план работ по их восстановлению. С 1670 по 1690 год в монастыре проводилась перестройка по плану мастера Ивана Неверова. Нынешний сказочный «град Китеж» на берегу большого озера – это, в основном, та самая крепость 17 века, что ставилась талантливым каменщиком Трофимом Игнатьевым.
башен и стен снискало  Иосифо – Волоцкому  монастырю 
+
Строительство новых стен и башен началось в 1670-е гг. и завершилось через 18 лет. Они возводились на месте старых стен и башен XVIв. (изменения были незначительными). Конструкция их повторяла аналогичные сооружения Симонова монастыря, являвшегося тогда образцовой крепостью. Русские строители под руководством мастера каменных дел Трофима Игнатьева создали уникальный по своей живописности комплекс оборонительных сооружений.
славу  архитектурного  шедевра.
+
При Иосифе Волоцком и его преемниках обитель являлась крупнейшим мужским монастырём на Руси.
 
+
Культурное значение монастыря было огромным. В Иосифо-Волоцком монастыре имелась библиотека, в которой хранились богословские труды основателя монастыря, летописи, другие литературные произведения, переписывались книги, велись летописи.
Декоративность – типичное явление для  русского зодчества  конца
+
В монастыре были крепкие традиции церковного писательства и книжности. Здесь составлены Волоколамский патерик (предположительно Вассианом Фатееым, бывшим архимандритом Возмицким, или племянником преподобного Иосифа Досифеем Топорковым) и служба преподобному (старцем Фотием). Многие насельники вслед за основателем обители занимались переписыванием книг. Насельники собирали библиотеки, традиции книжности переходили из поколения в поколение. В ризнице монастыря хранились шедевры декоративно-прикладного искусства, много икон, в том числе выполненные Дионисием и Андреем Рублёвым. В конце 15- начале 16 века  в Волоцком монастыре работал знаменитый художник Дионисий. Монастырь представлял собой богатейшее хранилище древней  иконописи, шитья, рукописей и книг.
XVII  в. Цветные  поливные  изразцы, резной  белый  камень, лекальный  кирпич– всё  это  широко применялось  и при  отделке 
+
В монастыре ежегодно, кроме общецерковных крестных ходов, совершались крестные ходы 15 августа и 9 сентября вокруг монастыря, в 6-е воскресение по пасхе приносилась из Волоколамска икона святителя Николая Мирликийского в память об избавлении города от чумы в 1771 году. В неделю Всех святых крестный ход направлялся из обители в монастырский скит.
укреплений  данной  обители.  Каждая  из  башен имеет
+
В 1920-22 монастырь был закрыт и преобразован в музей (Музейный отдел МОНО Главнауки), затем на его территории располагался детский дом, котолрый существовал там до 1981 г. С 1981 по 1989 г. в монастыре находилась Теряевская средняя школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.
индивидуальный декор, отличается от других размерами, высотой,  
+
В 1929-31 гг. были переплавлены все колокола. В годы Великой Отечественной войны многие здания монастыря пострадали. Была взорвана многоярусная колокольня 16- 17 вв. С 1956 года в нём велись реставрационные работы. 15 мая 1989 года Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращён Русской православной церкви. 12 июля 1989 г. состоялось малрое освящение надвратной Петропавловской крепости  и была совершена первая Божественная Литургия, которую отслужил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. С 29 декабря 1999 года монастырь является ставропигиальным. В настоящее время он полноценно функционирует и его посещают паломники со всего мира.
формой: Воскресенская, например, 16-гранная; Кузнечная – 14-
+
гранная; Старицкая – 24-гранная; безымянная – 8-гранная.  
+
Некоторые из них ярусные, что давало мастерам дополнительные возможности для их украшения.
+

Версия 13:59, 23 марта 2007

В 24 км северо-восточнее подмосковного города Волоколамска, в селе Теряево на широкой равнине, словно «развёрнутый» в пространстве, стоит Иосифо-Волоцкий монастырь – живое воплощение истории. Отражаясь в тихих водах прудов, из суровой обители – крепости монастырь превратился в своеобразный город – сказку, вызывая в памяти легендарный «град Китеж». Белые башни и стены надёжным поясом замыкают внутри себя церковные здания, кельи, хозяйственные строения, - всё, что неустанными молитвами и трудами преподобного Иосифа было здесь учреждено и благоустроено на многие века. Монастырь является поистине выдающимся историческим и художественным комплексом. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского (Волоцкого) монастыря - один из интереснейших шедевров древнерусского зодчества. Монастырь прекрасно вписывается в окружающий пейзаж. Озера, расположенные с северо-восточной внешней стороны являются важнейшим фактором защиты, поэтому северо-восточные стены и башни – самые низкие. На западе и юге не было какой-то естественной преграды, поэтому стены и башни там – самые мощные. Центральная группа зданий смещена к более низкой восточной стене. Так образовались три разные по высоте части монастырских построек, что дает возможность хорошо просматривать всю панораму. Русские мастера говорили, что «строить надо так, как мера и красота скажет» и, видимо, чувство меры, и красоты у них было настолько высоким и точным, что они смогли создать монастырь и как духовную обитель, и как мощное фортификационное сооружение, и как великолепное произведение искусства. Первоначально все постройки здесь были деревянными: трапезная, кельи монахов и настоятеля, поварня, хлебопекарня и т.д.. Их огораживал обыкновенный тын, впоследствии заменённый невысокими, тоже деревянными, стенами. При основании монастыря преподобный поставил в часовне икону Богоматери Огидитрии данную ему преподобным Пафнутием Боровским в благословение прославления Волоколамской иконы Пресвятой Богородицы. Строительство монастыря началось с сооружения деревянной Успенской церкви. В 1486г. она была перестроена и на ее месте был воздвигнут новый каменный храм. На его возведение и отделку затратили гигантскую сумму- 1000 рублей. Росписи главного монастырского сооружения выполнил известный русский живописец Дионисий. Величественный пятиглавый храм декорирован знаменитым изразцовым фризом «Павлинье око» мастера Степана Иванова Полубеса. На рубеже 15 и 16 вв. рядом с церковью возвели двухъярусную восьмигранную колокольню. Она отличалась высотой, изяществом, стройностью, завершалась шатром. Во втором ярусе находилась поминальная «церковь на полатях» преподобного Пафнутия. Эту церковь ещё называли «иже под колоколы». Она была построена на деньги местных вотчинников из дьяческой семьи Семёна Клементьева и его вдовы инокини Феодосии. Колокольня Волоколамского монастыря предвосхитило появление другого замечательного здания-колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В первом ярусе высокой 9-ярусной колокольни в 1495 на средства князя Б. В. Волоцкого устроен храм Смоленской Одигитрии (взорвана во время Великой отечественной войны вместе с колокольней). Над Святыми вратами в 1679 сооружена церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В монастырской ограде состояли: настоятельские покои, казначейский корпус, двухэтажные и одноэтажные братские корпуса, хозяйственные постройки. За монастырской оградой на месте колодца, вырытого, по преданию, преподобным Иосифом, находился скит с храмом Всех Святых (1856-60), при котором находились больница и богадельня. Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Князь Семён Иванович Бельский и вельможа Борис Кутузов пожертвовали средства на сооружения церкви Богоявления Господня. Одноглавый храм был освящен в 1504 году. В середине 16 века к нему пристроили просторную одностолпную трапезную палату с каменными папертями и хозяйственными постройками. В 1506 году он заложил каменную одноглавую церковь в честь Богоявления с одностолпной трапезной. Через 3-4 года строительство было завершено. В 1543 году на поминальные средства разных лиц началось сооружение первых кирпичных крепостных стен вокруг монастыря. Они были не очень высокими и имели длину около 830 метров. Строили очень быстро: в год возводили одну башню и пролет стены до следующей (в среднем 100м.) Все башни – разные по высоте (от 11-ти до 50-ти метров), разные в плане (круглые, квадратные, многогранные), все по-разному украшены, имеют разную высоту и находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга. Эти укрепления, возведение которых завершилось в 1566 году, служили защитой монастыря в годы Смуты. С южной стороны были устроены двухпролётные святые ворота с надвратной церковью, освящённой в 1589 году в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Вокруг монастыря образовались пруды: Иосифский (ещё при преподобном), Гурьевский (малый, находящийся у самой стены), и пруд внутри монастыря. В конце 15-16вв. в монастыре велось интенсивное строительство. Постройки того времени сохранились фрагментарно. К середине 17 в. крепостные стены, получившие сильные повреждения во время польской осады, и Успенский собор заметно обветшали. В последней трети 17 веке монастырь коренные образом перестраивался. К этому времени в основном и относится существующий ныне архитектурный ансамбль. Несмотря на то, что монастырь строился в течение двух веков, для всех монастырских сооружений характерны законченность и цельность. К концу 17в. монастырь теряет своё оборонное значение. Его стены и башни несут теперь, в первую очередь, декоративную нагрузку. Сохранились так же монастырские постройки 18-начала19вв. В 1910г. был сооружён большой братский корпус с гостиницей. В 15-16 вв. при Успенском монастыре в Волоколамском уезде существовали так называемые малые монастырьки: богорадный Введенский Спировский (в селе Спирова), устроенный для погребения неизвестных странников, которых поминали в родительские субботы «Бога ради», и Никольский Черленковский (в селе Черленково). С 1777 по 1823 в монастыре существовала школа для детей духовного звания. До 1762 Иосифов монастырь был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Ему принадлежали многие села, деревни и пустоши. После секуляризации церковных владений в составе земельной собственности Иосифова монастыря числилось 210 десятин 1301 сажень в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля под подворьями в Москве на Ильинской улице и Большой Дмитровке. В 1913 монастырь приобрел дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли. Большую известность в окрестностях Волоколамска имел крестный ход, совершаемый в 6-е воскресение по Пасхе из Волоколамска в Иосифов монастырь с чудотворной иконой святителя Николая на сретение с древним образом преподобного Иосифа (в память чудесного избавления Волоколамской земли от чумы в 1771 молитвами Иосифа Волоцкого). Монастырь обладал замечательной ризницей, библиотекой с древними рукописями, ценным поместно-вотчинным архивом 15-19 вв. Собрание документов монастырского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (1192). По штату в монастыре состояли: архимандрит, 18 монахов, 32 послушника. Благодаря поддержке центральной власти Иосифо-Волоцкий монастырь превратился в один из крупнейших экономических и культурных центров Московского государства. Василий III, Иван Грозный, первые правители Романовы, а также князья, бояре, дворянство жертвовали немалые средства этой обители, оказывая ей помощь в строительстве. Один только Иван Грозный передал монастырю до 7000 рублей. Важным каналом повышения его финансового состояния служили средства прихожан, переданные на помин душ умерших. К концу XVI века он имел более 25000 десятин земли, пользовался налоговыми привилегиями. Во время военных действий крепостные стены, башни и многие постройки монастыря сильно пострадали. К середине XVII века его укрепления больше не могли служить по назначению. Было принято решение о восстановлении оборонительных сооружений монастыря. В 1645 году известный строитель того времени Иван Неверов обследовал сохранившиеся стены и башни и составил план работ по их восстановлению. С 1670 по 1690 год в монастыре проводилась перестройка по плану мастера Ивана Неверова. Нынешний сказочный «град Китеж» на берегу большого озера – это, в основном, та самая крепость 17 века, что ставилась талантливым каменщиком Трофимом Игнатьевым. Строительство новых стен и башен началось в 1670-е гг. и завершилось через 18 лет. Они возводились на месте старых стен и башен XVIв. (изменения были незначительными). Конструкция их повторяла аналогичные сооружения Симонова монастыря, являвшегося тогда образцовой крепостью. Русские строители под руководством мастера каменных дел Трофима Игнатьева создали уникальный по своей живописности комплекс оборонительных сооружений. При Иосифе Волоцком и его преемниках обитель являлась крупнейшим мужским монастырём на Руси. Культурное значение монастыря было огромным. В Иосифо-Волоцком монастыре имелась библиотека, в которой хранились богословские труды основателя монастыря, летописи, другие литературные произведения, переписывались книги, велись летописи. В монастыре были крепкие традиции церковного писательства и книжности. Здесь составлены Волоколамский патерик (предположительно Вассианом Фатееым, бывшим архимандритом Возмицким, или племянником преподобного Иосифа Досифеем Топорковым) и служба преподобному (старцем Фотием). Многие насельники вслед за основателем обители занимались переписыванием книг. Насельники собирали библиотеки, традиции книжности переходили из поколения в поколение. В ризнице монастыря хранились шедевры декоративно-прикладного искусства, много икон, в том числе выполненные Дионисием и Андреем Рублёвым. В конце 15- начале 16 века в Волоцком монастыре работал знаменитый художник Дионисий. Монастырь представлял собой богатейшее хранилище древней иконописи, шитья, рукописей и книг. В монастыре ежегодно, кроме общецерковных крестных ходов, совершались крестные ходы 15 августа и 9 сентября вокруг монастыря, в 6-е воскресение по пасхе приносилась из Волоколамска икона святителя Николая Мирликийского в память об избавлении города от чумы в 1771 году. В неделю Всех святых крестный ход направлялся из обители в монастырский скит. В 1920-22 монастырь был закрыт и преобразован в музей (Музейный отдел МОНО Главнауки), затем на его территории располагался детский дом, котолрый существовал там до 1981 г. С 1981 по 1989 г. в монастыре находилась Теряевская средняя школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. В 1929-31 гг. были переплавлены все колокола. В годы Великой Отечественной войны многие здания монастыря пострадали. Была взорвана многоярусная колокольня 16- 17 вв. С 1956 года в нём велись реставрационные работы. 15 мая 1989 года Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращён Русской православной церкви. 12 июля 1989 г. состоялось малрое освящение надвратной Петропавловской крепости и была совершена первая Божественная Литургия, которую отслужил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. С 29 декабря 1999 года монастырь является ставропигиальным. В настоящее время он полноценно функционирует и его посещают паломники со всего мира.

Персональные инструменты
Инструменты