Покровская, церковь города Советска Вятского края

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: Самое древнее здание города Советска. Первое письменное упоминание о ней относится к 1674 году (в летоп...)
 
 
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников)
Строка 4: Строка 4:
 
Место было выбрано на высоком берегу реки Пижмы за речкой Кукаркой. Монастырь занимал значительную земельную площадь. Он был обнесен деревян-ным забором – оградой, со входом через деревянную надвратную церковь во имя Николая Можайского (на том месте ныне стоит часовенный памятный кирпичный столп на ул. Колхозной). Граница ограды проходила от угла нынешнего кладбища к  магазину по улице оф. Смехова, от магазина в сторону р. Пижмы и по ее берегу до кладбища.
 
Место было выбрано на высоком берегу реки Пижмы за речкой Кукаркой. Монастырь занимал значительную земельную площадь. Он был обнесен деревян-ным забором – оградой, со входом через деревянную надвратную церковь во имя Николая Можайского (на том месте ныне стоит часовенный памятный кирпичный столп на ул. Колхозной). Граница ограды проходила от угла нынешнего кладбища к  магазину по улице оф. Смехова, от магазина в сторону р. Пижмы и по ее берегу до кладбища.
 
После перевода Иоанно – Предтеченского монастыря из с. Жерновогорья в сл. Кукарку его название сохранилось.
 
После перевода Иоанно – Предтеченского монастыря из с. Жерновогорья в сл. Кукарку его название сохранилось.
В архивных документах Покровской церкви имеется запись о перестройке в 1788 году Предтеченской церкви (ныне левый придел Покровской церкви) по причине разрушения алтарной стены и тесноты помещения. Придел был освящен иереем Вознесенской церкви села Ильинска Петром Иродионовым.
+
В архивных документах Покровской церкви имеется запись о перестройке в 1788 году Предтеченской церкви (ныне левый придел Покровской церкви) по причине разрушения алтарной стены и тесноты помещения. Придел был освящен иереем Вознесенской церкви села Ильинска Петром Иродионовым.
Можно заключить, что Кукарская Покровская церковь имела начало с Предтеченской (ныне северный придел во имя Иоанна Предтечи), она была теп-лой.  
+
Можно заключить, что Кукарская Покровская церковь имела начало с Предтеченской (ныне северный придел во имя Иоанна Предтечи), она была теп-лой.  
 
Гора, которую преодолевали, чтобы дойти до монастыря, стала называться Ивановской.
 
Гора, которую преодолевали, чтобы дойти до монастыря, стала называться Ивановской.
Нет точной даты переименования Иоанно-Предтеченского монастыря в По-кровский, но известно, что в 1719 году в летописи о Кукарской Успенской церкви монастырь уже назывался  Кукарским Покровским.
+
Нет точной даты переименования Иоанно-Предтеченского монастыря в По-кровский, но известно, что в 1719 году в летописи о Кукарской Успенской церкви монастырь уже назывался  Кукарским Покровским.
 
В 1725 году в монастыре случился пожар (что в нем пострадало, неизвестно).
 
В 1725 году в монастыре случился пожар (что в нем пострадало, неизвестно).
 
В 1764 году Кукарский Покровский мужской монастырь упраздняется (по-следним игуменом монастыря был Илларион). Все монашествующие переводятся в Истобенский монастырь. Покровская церковь преобразуется в приходскую в 1765 году. Определяются селения, входящие в Покровский приход: селения Под-монастырской  слободки и  в основном Петропавловского приказа (Самоделкино, Грехово, Городище,  Б. и М. Жаворонково и другие).
 
В 1764 году Кукарский Покровский мужской монастырь упраздняется (по-следним игуменом монастыря был Илларион). Все монашествующие переводятся в Истобенский монастырь. Покровская церковь преобразуется в приходскую в 1765 году. Определяются селения, входящие в Покровский приход: селения Под-монастырской  слободки и  в основном Петропавловского приказа (Самоделкино, Грехово, Городище,  Б. и М. Жаворонково и другие).
Правый придел Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца Можайского устроен после сгоревшей 6 сентября  1774 года надвратной деревян-ной Никольской церкви, ворота под которой вели в монастырскую ограду. Утварь и  иконы были  спасены.
+
Правый придел Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца Можайского устроен после сгоревшей 6 сентября  1774 года надвратной деревян-ной Никольской церкви, ворота под которой вели в монастырскую ограду. Утварь и  иконы были  спасены.
Священником Покровской церкви в это время был Тимофей Самарцев, а старостой - Петр Вшивцев.
+
Священником Покровской церкви в это время был Тимофей Самарцев, а старостой - Петр Вшивцев.
Ныне на месте престола сгоревшей церкви стоит памятный часовенный столп с нишей для иконы - в 1784 году он уже существовал (подобный кирпичный столп стоял и у нынешнего магазина по ул. оф. Смехова,  когда и по какому пово-ду установлен – неизвестно).
+
Ныне на месте престола сгоревшей церкви стоит памятный часовенный столп с нишей для иконы - в 1784 году он уже существовал (подобный кирпичный столп стоял и у нынешнего магазина по ул. оф. Смехова,  когда и по какому пово-ду установлен – неизвестно). 3 июня 1777 года, после сгоревшей надвратной Никольской церкви, была выдана Храмозданная грамота на строительство Никольского придела, который строится с правой стороны от Покровского придела, в виде палатки с куполом на столбах и четырьмя окнами. «Палатка» просуществовала до 1780-го года, потом ее разобрали и стали строить каменный придел с кирпичной главкой (такой же, как и  над Покровским приделом). В 1785 году он был достроен и освящен.
+
Получилось здание, как бы состыкованное из трех малых церквей, имеющее в каждую церковь отдельные входы с западной стороны (хотя традиционно входы в церкви устраивались крестообразно – с западной, южной и северной сторон).   
3 июня 1777 года, после сгоревшей надвратной Никольской церкви, была выдана Храмозданная грамота на строительство Никольского придела, который строится с правой стороны от Покровского придела, в виде палатки с куполом на столбах и четырьмя окнами. «Палатка» просуществовала до 1780-го года, потом ее разобрали и стали строить каменный придел с кирпичной главкой (такой же, как и  над Покровским приделом). В 1785 году он был достроен и освящен.
+
Получилось здание, как бы состыкованное из трех малых церквей, имеющее в каждую церковь отдельные входы с западной стороны (хотя традиционно входы в церкви устраивались крестообразно – с западной, южной и северной сторон).   
+
 
В 1836 году мастер  В.Ф. Кривошеин из Орловской округи в Предтеченском и Никольском приделах убрал алтарные столбы и сделал приличные арки.  
 
В 1836 году мастер  В.Ф. Кривошеин из Орловской округи в Предтеченском и Никольском приделах убрал алтарные столбы и сделал приличные арки.  
 
В Прибавлении №52 к «Вятских Губернских ведомостям» №26 от 30.12.1839 года о Кукарской Покровской  церкви пишется «…. стены её с южной стороны выложены не кирпичом, а бутовым отесанным камнем. Ряды камней в стенах лежат не по ватерпасу, а по положению земной поверхности, которая до-вольно поката на северо-запад».
 
В Прибавлении №52 к «Вятских Губернских ведомостям» №26 от 30.12.1839 года о Кукарской Покровской  церкви пишется «…. стены её с южной стороны выложены не кирпичом, а бутовым отесанным камнем. Ряды камней в стенах лежат не по ватерпасу, а по положению земной поверхности, которая до-вольно поката на северо-запад».
Церковь строилась не в один прием, поэтому в ней постоянно производи-лись какие-либо строительные работы:
+
Церковь строилась не в один прием, поэтому в ней постоянно производились какие-либо строительные работы:
1773 год – в алтаре Покровского придела сменили деревянный пол на опоч-ный;
+
1773 год – в алтаре Покровского придела сменили деревянный пол на опоч-ный;
1778 год  -  пробиты окна в холодную Покровскую церковь;
+
1778 год  -  пробиты окна в холодную Покровскую церковь;
 
1780 год - на строящемся Никольском приделе переложен восьмерик главки по пропорции;
 
1780 год - на строящемся Никольском приделе переложен восьмерик главки по пропорции;
 
1784 год – в главном приделе заменен каменный пол из серых плит, пони-жен уровне пола на ¼ и постелен новый из опочных строганных плит;  
 
1784 год – в главном приделе заменен каменный пол из серых плит, пони-жен уровне пола на ¼ и постелен новый из опочных строганных плит;  
Строка 28: Строка 26:
 
1822 год – Павел Морозов ремонтирует два ребра на шпице колокольни,          поврежденные громовым ударом. (Такой же ремонт будет произведен Иваном Семеновых и в 1845 году);
 
1822 год – Павел Морозов ремонтирует два ребра на шпице колокольни,          поврежденные громовым ударом. (Такой же ремонт будет произведен Иваном Семеновых и в 1845 году);
 
1827 год – штукатурятся внутри все три придела, карнизы и 25 клейм для изображения икон (мастера Братухин Иван Гаврилович и его сын Алексей);
 
1827 год – штукатурятся внутри все три придела, карнизы и 25 клейм для изображения икон (мастера Братухин Иван Гаврилович и его сын Алексей);
1834 год – Павел Морозов разбирает внутренние стены, своды, делает арки и соединяет  теплые приделы Предтеченский и Никольский.
+
1834 год – Павел Морозов разбирает внутренние стены, своды, делает арки и соединяет  теплые приделы Предтеченский и Никольский.
+
 
В церковной ограде при монастыре в сарайчике был устроен глубокий ко-лодец в 10 сажень с деревянным срубом на двух опорах с колесом. Вода из колод-ца  поднималась на поверхность двумя двухведерными бадьями, окованными же-лезными обручами. Колесо вращалось руками. Одна бадья опускалась вниз, а вто-рая, наполненная водой, поднималась вверх.  
 
В церковной ограде при монастыре в сарайчике был устроен глубокий ко-лодец в 10 сажень с деревянным срубом на двух опорах с колесом. Вода из колод-ца  поднималась на поверхность двумя двухведерными бадьями, окованными же-лезными обручами. Колесо вращалось руками. Одна бадья опускалась вниз, а вто-рая, наполненная водой, поднималась вверх.  
Деревянный сруб служил недолгое время. На его восстановление требова-лись  большие затраты, объявлялись денежные сборы.
+
Деревянный сруб служил недолгое время. На его восстановление требова-лись  большие затраты, объявлялись денежные сборы.
В 1839 году крестьянин Савва Иерофеевич Трегубов д. Ключевской Орлов-ского уезда Вятской губернии вычистил обвалившийся и заваленный сверху ко-лодец  до дна, срубил из леса новый, выделав горловину колодца.  
+
В 1839 году крестьянин Савва Иерофеевич Трегубов д. Ключевской Орлов-ского уезда Вятской губернии вычистил обвалившийся и заваленный сверху ко-лодец  до дна, срубил из леса новый, выделав горловину колодца.  
 
Позднее в колодце становится мало воды. В 1845 году крестьянин Максим Лежнин из д. Шуга Водозерского Приказа колодец углубил.  
 
Позднее в колодце становится мало воды. В 1845 году крестьянин Максим Лежнин из д. Шуга Водозерского Приказа колодец углубил.  
 
 
В эти же годы строится и 2-х этажный кирпичный дом для церковнослужи-телей.
 
В эти же годы строится и 2-х этажный кирпичный дом для церковнослужи-телей.
Из-за большого объема строительных работ по решению прихожан был взят на работу помощник старосты по строительству Павел Прокопьевич Пушкарев из д. Грехово.
+
Из-за большого объема строительных работ по решению прихожан был взят на работу помощник старосты по строительству Павел Прокопьевич Пушкарев из д. Грехово.
 
1846 год - на поверхности кровли были вырисованы и вызолочены 138 звезд разной величины: Яков и Александр Соловьевы вызолотили обе главки церкви;
 
1846 год - на поверхности кровли были вырисованы и вызолочены 138 звезд разной величины: Яков и Александр Соловьевы вызолотили обе главки церкви;
1857 год - Фёдор Бердинский из д. Б.Яснур вызолотил листовым золотом  и оба креста;
+
1857 год - Фёдор Бердинский из д. Б.Яснур вызолотил листовым золотом  и оба креста;
 
1863 год – Покровская церковь почти за 200 лет своего существования при-обрела современный внутренний вид. Церковь стала тепло-холодной.
 
1863 год – Покровская церковь почти за 200 лет своего существования при-обрела современный внутренний вид. Церковь стала тепло-холодной.
 
При строительных работах в церкви использовался местный строительный материал: лес, известь, кирпич, опочный камень. Одним из поставщиков опоки был Киприан Матвеевич Лапшин, который поставлял плиты для пола,  работу вы-полнял Петр Федотович Соснин.  
 
При строительных работах в церкви использовался местный строительный материал: лес, известь, кирпич, опочный камень. Одним из поставщиков опоки был Киприан Матвеевич Лапшин, который поставлял плиты для пола,  работу вы-полнял Петр Федотович Соснин.  
Строка 46: Строка 42:
 
1808 год - Василий Яковлев из Нолинска переливает треснутый колокол;
 
1808 год - Василий Яковлев из Нолинска переливает треснутый колокол;
 
1827 год - Иван Шмелев из г. Вятки позолотил иконостас Никольского при-дела и в клеймах написал лики святых;
 
1827 год - Иван Шмелев из г. Вятки позолотил иконостас Никольского при-дела и в клеймах написал лики святых;
1829 год - Фёдор Юрасов из г. Вятки обложил серебром два Евангелия;
+
1829 год - Фёдор Юрасов из г. Вятки обложил серебром два Евангелия;
1834 год - Петр Саврасов из Глазовского уезда написал иконы в клеймах;
+
1834 год - Петр Саврасов из Глазовского уезда написал иконы в клеймах;
1837 год - Григорий Романов из Владимирской губернии  отбелил ризу иконы Николая Можайского;
+
1837 год - Григорий Романов из Владимирской губернии  отбелил ризу иконы Николая Можайского;
1837 год - Яков Соловьев из Нижегородской губернии, дворовый крестья-нин  помещика Горихвастова,  по договору с  крестьянином В. И. Самоделкиным,  (который  оплатил работы живописца) написал иконы во все три иконостаса.
+
1837 год - Яков Соловьев из Нижегородской губернии, дворовый крестья-нин  помещика Горихвастова,  по договору с  крестьянином В. И. Самоделкиным,  (который  оплатил работы живописца) написал иконы во все три иконостаса.
 
+
В Никольском приделе  были написаны иконы на библейские темы: наверху в щите - «Тайную вечерю»; в навесе в клейме - «Нагорную проповедь»; на сере-дине царских дверей «Вседержитель»; в 4-х клеймах - четырех Евангелистов (сообразно теперешним чеканным).
В Никольском приделе  были написаны иконы на библейские темы: наверху в щите - «Тайную вечерю»; в навесе в клейме - «Нагорную проповедь»; на сере-дине царских дверей - «Вседержитель»; в 4-х клеймах - четырех Евангелистов (сообразно теперешним чеканным).
+
В Предтеченском приделе были написаны иконы: наверху в щите - «Моле-ние о чаше Иисуса Христа» с изображением в тени спящих апостолов и подходя-щего Иуду со спирою; в навесе – Саваоф ( Бог – отец) с надписью «Отче наш иже еси»; на середине царских дверей -«Благовещение», в 4-х клеймах - четырех Евангелистов; на Пономарских дверях - «местного Захарию - отца Предтечева»; на тумбе - «Смерть Захарии».
В Предтеченском приделе были написаны иконы: наверху в щите - «Моле-ние о чаше Иисуса Христа» с изображением в тени спящих апостолов и подходя-щего Иуду со спирою; в навесе – Саваоф ( Бог – отец) с надписью «Отче наш иже еси»; на середине царских дверей - «Благовещение», в 4-х клеймах - четырех Евангелистов; на Пономарских дверях - «местного Захарию - отца Предтечева»; на тумбе - «Смерть Захарии».
+
 
В среднем приделе:  на полукружии - «Распятие Христа», от него направо- «Суд пред Пилатом», «Суд пред Архиереем», «Предательство Иуды»; а налево - «Пригвождение ко кресту», «Несение креста», «Биение у столпа»; в клеймах - «Снятие со креста», «Положение во гроб»; на аналойных тумбах (высоких столи-ках с покатым верхом) - «Сошествие святого духа», «Покрова Б.Матери», «Свято-го Николая Можайского», «Иоанна Предтечи», две панагии (маленькие полукруг-лые иконки)  к царским дверям с изображением Спасителя и Богоматери.  
 
В среднем приделе:  на полукружии - «Распятие Христа», от него направо- «Суд пред Пилатом», «Суд пред Архиереем», «Предательство Иуды»; а налево - «Пригвождение ко кресту», «Несение креста», «Биение у столпа»; в клеймах - «Снятие со креста», «Положение во гроб»; на аналойных тумбах (высоких столи-ках с покатым верхом) - «Сошествие святого духа», «Покрова Б.Матери», «Свято-го Николая Можайского», «Иоанна Предтечи», две панагии (маленькие полукруг-лые иконки)  к царским дверям с изображением Спасителя и Богоматери.  
 
На церкви также работали мастера: Алексей Иванович Клевакин убирает в 1842 году старую ризу с иконы св. Николая Можайского и делает новую медную с позолотой; Евод Михайлович Портнягин из г. Мурома, мастер по золочению и резьбе по дереву (1843 год); Яков Прокопьевич и Александр Прокопьевич Со-ловьевы расписывают распятие, а на тумбе в 14 клеймах - жизнь Христа (1846 год); Андрей Иванович Вендельман - мастер по золочению церковной утвари  из Лифляндской губ. (1850 год).  
 
На церкви также работали мастера: Алексей Иванович Клевакин убирает в 1842 году старую ризу с иконы св. Николая Можайского и делает новую медную с позолотой; Евод Михайлович Портнягин из г. Мурома, мастер по золочению и резьбе по дереву (1843 год); Яков Прокопьевич и Александр Прокопьевич Со-ловьевы расписывают распятие, а на тумбе в 14 клеймах - жизнь Христа (1846 год); Андрей Иванович Вендельман - мастер по золочению церковной утвари  из Лифляндской губ. (1850 год).  
Строка 58: Строка 53:
 
Невозможно перечислить всех людей, которые принимали участие в пере-устройстве храма за его трехвековую жизнь.
 
Невозможно перечислить всех людей, которые принимали участие в пере-устройстве храма за его трехвековую жизнь.
 
В  1855 году церковь оштукатурили снаружи.
 
В  1855 году церковь оштукатурили снаружи.
Иконостасы в приделах заменялись неоднократно: так в 1866 году он заме-нен в главном приделе, а старый, изготовленный на средства В. И. Самоделкина, передан в Богословскую церковь с. Ситемка (Б. Богословское).
+
Иконостасы в приделах заменялись неоднократно: так в 1866 году он заме-нен в главном приделе, а старый, изготовленный на средства В. И. Самоделкина, передан в Богословскую церковь с. Ситемка (Б. Богословское).
 
В церкви имелись древние богослужебные книги - в 1917 году их было 139; в библиотеке хранились книги, газеты и журналы (722 наименования).
 
В церкви имелись древние богослужебные книги - в 1917 году их было 139; в библиотеке хранились книги, газеты и журналы (722 наименования).
Интересна история и колокольни.  
+
Интересна история и колокольни.  
 
Время возникновения неизвестно, но по её смежности со стеной Предтечен-ского придела можно заключить, что она построена раньше, чем Покровский при-дел, возможно одновременно с Предтеченским. Шпиц колокольни и главка, вы-полняющие роль кровли, цельнокирпичные, и швы кладки затирались специаль-ным составом, не пропускающим влагу.  
 
Время возникновения неизвестно, но по её смежности со стеной Предтечен-ского придела можно заключить, что она построена раньше, чем Покровский при-дел, возможно одновременно с Предтеченским. Шпиц колокольни и главка, вы-полняющие роль кровли, цельнокирпичные, и швы кладки затирались специаль-ным составом, не пропускающим влагу.  
1864 год – на кирпичную кладку нашит деревянный каркас, «шпиц на коло-кольне обит белым аглицким железом с вызолоченными звездами» (так записано в летописи Покровской церкви).
+
1864 год – на кирпичную кладку нашит деревянный каркас, «шпиц на коло-кольне обит белым аглицким железом с вызолоченными звездами» (так записано в летописи Покровской церкви).
Известны два момента в ее истории, когда над колокольней висела угроза её уничтожения:
+
Известны два момента в ее истории, когда над колокольней висела угроза её уничтожения:
- в 1844 году священнослужители с прихожанами решили удлинить цер-ковь, при этом разобрать колокольню и некоторые внутренние стены. Удельный архитектор Салавкин обследовал здание и выявил  трещины: на стенах, своде Ни-кольского придела и за алтарной аркой Покровского придела, - и запретил пере-стройку церкви.
+
- в 1844 году священнослужители с прихожанами решили удлинить цер-ковь, при этом разобрать колокольню и некоторые внутренние стены. Удельный архитектор Салавкин обследовал здание и выявил  трещины: на стенах, своде Ни-кольского придела и за алтарной аркой Покровского придела, - и запретил пере-стройку церкви.
Прихожане и служители церкви высказали свои соображения по поводу по-явления трещин: с южной стороны Никольского придела вблизи стены произво-дились захоронения, а вешняя и дождевая воды,  проникая в глубину, расслабляли грунт, и стена садилась. Говорили, что тяжелая каменная колокольня давит на грунт, деформируя его, происходит подвижка грунта. И чтобы облегчить коло-кольню, предлагали разобрать её шпиц, к стене придела приложить быки (контр-форсы).  
+
Прихожане и служители церкви высказали свои соображения по поводу по-явления трещин: с южной стороны Никольского придела вблизи стены произво-дились захоронения, а вешняя и дождевая воды,  проникая в глубину, расслабляли грунт, и стена садилась. Говорили, что тяжелая каменная колокольня давит на грунт, деформируя его, происходит подвижка грунта. И чтобы облегчить коло-кольню, предлагали разобрать её шпиц, к стене придела приложить быки (контр-форсы).  
В 1852-1854 годах для выявления причины возникновения трещин из г. Вят-ки прибыли архитектор Ломакин и инженер Олехнович. Инженер Олехнович за-претил разбирать колокольню, прикладывать быки, т. к. испортится вид фасада. Распорядился закрепить своды и стены металлическими связками и заштукату-рить трещины. Все эти неисправности устранил мастер Марко Слободин из Ор-ловского уезда. Но быки у южной стены все же сложили, видимо железные связки не остановили разрушение. Кирпичное покрытие шпица от влаги и морозов про-должало разрушаться, в 1855 году покрыли железом выступы окон, а через 10 лет и весь шпиц. На колокольне было 17 колоколов: самый большой - 196 пудов (1136 кг), самый малый - 32 ½ фунта (128,2 кг).
+
В 1852-1854 годах для выявления причины возникновения трещин из г. Вят-ки прибыли архитектор Ломакин и инженер Олехнович. Инженер Олехнович за-претил разбирать колокольню, прикладывать быки, т. к. испортится вид фасада. Распорядился закрепить своды и стены металлическими связками и заштукату-рить трещины. Все эти неисправности устранил мастер Марко Слободин из Ор-ловского уезда. Но быки у южной стены все же сложили, видимо железные связки не остановили разрушение. Кирпичное покрытие шпица от влаги и морозов про-должало разрушаться, в 1855 году покрыли железом выступы окон, а через 10 лет и весь шпиц. На колокольне было 17 колоколов: самый большой - 196 пудов (1136 кг), самый малый - 32 ½ фунта (128,2 кг).
 
Колокольней, которой уже более трёх веков, мы любуемся и поныне.
 
Колокольней, которой уже более трёх веков, мы любуемся и поныне.
 
 
И хотя церковь перестраивалась неоднократно, в законченном виде она представляет собой единый архитектурный образ, выдержанный в традициях зод-чества XVII века.
 
И хотя церковь перестраивалась неоднократно, в законченном виде она представляет собой единый архитектурный образ, выдержанный в традициях зод-чества XVII века.
 
Архитектура того времени, исполненная редкой живописности, так назы-ваемым «дивным узоречьем», была тесно связана с народным творчеством, с де-ревянным зодчеством. От других храмов нашего края Покровскую церковь отли-чает величавая простота и лаконизм, что придает великую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двухцветного объекта с примыкающими к нему с запада Трапезной и шатровой колокольни, остается в рамках традиций Вятской школы зодчества «первой волны» его развития. Храм имеет приземистые пропорции, объемы его подчёркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках Вятского края. Наличники из гладких полуко-лонок несут простой по рисунку трехобъемный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема состав-ляют весь декоративный наряд церкви.
 
Архитектура того времени, исполненная редкой живописности, так назы-ваемым «дивным узоречьем», была тесно связана с народным творчеством, с де-ревянным зодчеством. От других храмов нашего края Покровскую церковь отли-чает величавая простота и лаконизм, что придает великую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двухцветного объекта с примыкающими к нему с запада Трапезной и шатровой колокольни, остается в рамках традиций Вятской школы зодчества «первой волны» его развития. Храм имеет приземистые пропорции, объемы его подчёркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках Вятского края. Наличники из гладких полуко-лонок несут простой по рисунку трехобъемный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема состав-ляют весь декоративный наряд церкви.
Главка венчает оригинальную по форме крышу на четыре ската, несомнен-но, навеянную мотивами деревянного зодчества. Невысокая шатровая колокольня хорошо увязана с храмом, сливаясь с ним в общий гармоничный силуэт.
+
Главка венчает оригинальную по форме крышу на четыре ската, несомнен-но, навеянную мотивами деревянного зодчества. Невысокая шатровая колокольня хорошо увязана с храмом, сливаясь с ним в общий гармоничный силуэт.
С виртуозным мастерством древние мастера используют отношение про-порций, придающее силу и красоту облику скромного храма, рассказывающего нам об эстетических вкусах наших предков, тем самым, связывая жизнь совре-менную с бытовым укладом минувших лет. Это помогает полнее раскрыть богат-ство и неповторимое своеобразие культуры нашего современного края.
+
С виртуозным мастерством древние мастера используют отношение про-порций, придающее силу и красоту облику скромного храма, рассказывающего нам об эстетических вкусах наших предков, тем самым, связывая жизнь совре-менную с бытовым укладом минувших лет. Это помогает полнее раскрыть богат-ство и неповторимое своеобразие культуры нашего современного края.
+
Кроме самого здания церкви примечательна и ограда вокруг неё.
Кроме самого здания церкви примечательна и ограда вокруг неё.
+
 
Желание устройства ограды возникло у прихожан и служителей церкви в 1820 году при священнике этой церкви Василии Владимировиче Филимонове, ко-торый написал прошение Вятскому Преосвященному Амвросию об утверждении плана ограды (утвержден в апреле 1822 года). Старостой церкви в это время был крестьянин Самоделкин Василий Иванович (из д. Самоделкино), выбранный на мирском сходе 10. 04. 1817 года.  
 
Желание устройства ограды возникло у прихожан и служителей церкви в 1820 году при священнике этой церкви Василии Владимировиче Филимонове, ко-торый написал прошение Вятскому Преосвященному Амвросию об утверждении плана ограды (утвержден в апреле 1822 года). Старостой церкви в это время был крестьянин Самоделкин Василий Иванович (из д. Самоделкино), выбранный на мирском сходе 10. 04. 1817 года.  
 
  Строительство ограды проводилось на пожертвования и сборы с прихожан (по решениям мирских сходов от 19.04. 1821 года - по 1 руб. с каждой ревизской  души  и от  01. 06. 1821 года ещё по 1 руб. с каждой мужской души).
 
  Строительство ограды проводилось на пожертвования и сборы с прихожан (по решениям мирских сходов от 19.04. 1821 года - по 1 руб. с каждой ревизской  души  и от  01. 06. 1821 года ещё по 1 руб. с каждой мужской души).
 
100 тыс. штук кирпича, необходимого для строительства ограды, поставлял купец Герасим Васильевич Платунов (по 16 руб. за тысячу) из кирпичных сараев, находящихся около церкви; глину для изготовления кирпича брали неподалеку от церкви (ныне овраг на кладбище за стеной церковной ограды). Известь поставля-ли Иван и Кирилл Капустины. Работы по кладке кирпичной ограды и въездных ворот, согласно плана, произвел в 1822 - 1823 годах Павел Морозов из д. Чертихи Нижегородской губ. (дворовый крестьянин Урусова).  
 
100 тыс. штук кирпича, необходимого для строительства ограды, поставлял купец Герасим Васильевич Платунов (по 16 руб. за тысячу) из кирпичных сараев, находящихся около церкви; глину для изготовления кирпича брали неподалеку от церкви (ныне овраг на кладбище за стеной церковной ограды). Известь поставля-ли Иван и Кирилл Капустины. Работы по кладке кирпичной ограды и въездных ворот, согласно плана, произвел в 1822 - 1823 годах Павел Морозов из д. Чертихи Нижегородской губ. (дворовый крестьянин Урусова).  
На углах стены ограды четыре башенки, с калиткой на кладбище и в стене - в южную сторону, за которой прежде была кузница. Высота стены 3 ½ аршина, длина её 81 ½ сажень, на воротах четыре иконы. На лицевой стороне Деисус  (в центре Иисус Христос, слева Дева Мария, справа Иоанн Креститель). На задней – Святитель и Чудотворец Николай.
+
На углах стены ограды четыре башенки, с калиткой на кладбище и в стене - в южную сторону, за которой прежде была кузница. Высота стены 3 ½ аршина, длина её 81 ½ сажень, на воротах четыре иконы. На лицевой стороне Деисус  (в центре Иисус Христос, слева Дева Мария, справа Иоанн Креститель). На задней – Святитель и Чудотворец Николай.
Иконы в застеклённых овальных нишах ворот (в клеймах) написаны на лис-товом железе в 1829 году живописцем Иваном Ивановичем Шмелевым из г. Вят-ки.
+
Иконы в застеклённых овальных нишах ворот (в клеймах) написаны на лис-товом железе в 1829 году живописцем Иваном Ивановичем Шмелевым из г. Вят-ки.
 
Главку ворот вызолотили в 1846 году Яков и Александр Соловьевы, крест над воротами листовым золотом в 1857 году выполнил Фёдор Бердинский. На ко-лоннах ворот были установлены фонари, которые освещали вход в ограду. (Следы их креплений видны и сегодня - это хомуты из полосового железа.)  
 
Главку ворот вызолотили в 1846 году Яков и Александр Соловьевы, крест над воротами листовым золотом в 1857 году выполнил Фёдор Бердинский. На ко-лоннах ворот были установлены фонари, которые освещали вход в ограду. (Следы их креплений видны и сегодня - это хомуты из полосового железа.)  
 
Ограда, выполненная в стиле Византийской архитектуры, имеет и поныне впечатляющий вид, особенно проезжие ворота и бойницы.
 
Ограда, выполненная в стиле Византийской архитектуры, имеет и поныне впечатляющий вид, особенно проезжие ворота и бойницы.
 
 
В книге 1866 года Н. Золотницкого о Кукарке сообщается: «Покровская церковь с усыпальницей и другими церковными зданиями обнесена высокой камен-ной оградой, к которой примыкает обнесенное деревянной решеткой кладбище; внутренность ограды также служит кладбищем и наполнена надгробными па-мятниками, большей частью из опочного камня».
 
В книге 1866 года Н. Золотницкого о Кукарке сообщается: «Покровская церковь с усыпальницей и другими церковными зданиями обнесена высокой камен-ной оградой, к которой примыкает обнесенное деревянной решеткой кладбище; внутренность ограды также служит кладбищем и наполнена надгробными па-мятниками, большей частью из опочного камня».
 
Резные надгробные сооружения из местной опоки сохранили имена  резчи-ков -  Л. О. Бронникова, Зенцова и др., а также имена погребенных.
 
Резные надгробные сооружения из местной опоки сохранили имена  резчи-ков -  Л. О. Бронникова, Зенцова и др., а также имена погребенных.

Текущая версия на 23:23, 4 ноября 2009

Самое древнее здание города Советска. Первое письменное упоминание о ней относится к 1674 году (в летописи о Покровской церкви под датой 1674 года имеется запись: «Погребена в монастырской ограде девица Анна Кривских- над-пись на плите перед входом в церковь на площадке.») Предшественником этой церкви являлся Ионанно - Предтеченский мона-стырь, или Пустыня Жерновых гор (основанный предположительно между 1555 и 1568 годами). В 1594 году при монастыре существовал храм деревянный одно-предельный во имя Иоанна Предтечи. В 1609 году, в смутное время, монастырь был разорен, а Иоанно-Предтеченская церковь сожжена. Неоднократно монастырь подвергался нападе-нию и в последующие годы. После очередного разорения монастыря было решено перенести его в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости. Как сообща-ет в 1851 году священник Дмитрий Трапицын в «Статистическом описании церк-вей сл. Кукарки» – перевод монастыря произошел между 1668-1690 годах. Место было выбрано на высоком берегу реки Пижмы за речкой Кукаркой. Монастырь занимал значительную земельную площадь. Он был обнесен деревян-ным забором – оградой, со входом через деревянную надвратную церковь во имя Николая Можайского (на том месте ныне стоит часовенный памятный кирпичный столп на ул. Колхозной). Граница ограды проходила от угла нынешнего кладбища к магазину по улице оф. Смехова, от магазина в сторону р. Пижмы и по ее берегу до кладбища. После перевода Иоанно – Предтеченского монастыря из с. Жерновогорья в сл. Кукарку его название сохранилось. В архивных документах Покровской церкви имеется запись о перестройке в 1788 году Предтеченской церкви (ныне левый придел Покровской церкви) по причине разрушения алтарной стены и тесноты помещения. Придел был освящен иереем Вознесенской церкви села Ильинска Петром Иродионовым. Можно заключить, что Кукарская Покровская церковь имела начало с Предтеченской (ныне северный придел во имя Иоанна Предтечи), она была теп-лой. Гора, которую преодолевали, чтобы дойти до монастыря, стала называться Ивановской. Нет точной даты переименования Иоанно-Предтеченского монастыря в По-кровский, но известно, что в 1719 году в летописи о Кукарской Успенской церкви монастырь уже назывался Кукарским Покровским. В 1725 году в монастыре случился пожар (что в нем пострадало, неизвестно). В 1764 году Кукарский Покровский мужской монастырь упраздняется (по-следним игуменом монастыря был Илларион). Все монашествующие переводятся в Истобенский монастырь. Покровская церковь преобразуется в приходскую в 1765 году. Определяются селения, входящие в Покровский приход: селения Под-монастырской слободки и в основном Петропавловского приказа (Самоделкино, Грехово, Городище, Б. и М. Жаворонково и другие). Правый придел Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца Можайского устроен после сгоревшей 6 сентября 1774 года надвратной деревян-ной Никольской церкви, ворота под которой вели в монастырскую ограду. Утварь и иконы были спасены. Священником Покровской церкви в это время был Тимофей Самарцев, а старостой - Петр Вшивцев. Ныне на месте престола сгоревшей церкви стоит памятный часовенный столп с нишей для иконы - в 1784 году он уже существовал (подобный кирпичный столп стоял и у нынешнего магазина по ул. оф. Смехова, когда и по какому пово-ду установлен – неизвестно). 3 июня 1777 года, после сгоревшей надвратной Никольской церкви, была выдана Храмозданная грамота на строительство Никольского придела, который строится с правой стороны от Покровского придела, в виде палатки с куполом на столбах и четырьмя окнами. «Палатка» просуществовала до 1780-го года, потом ее разобрали и стали строить каменный придел с кирпичной главкой (такой же, как и над Покровским приделом). В 1785 году он был достроен и освящен. Получилось здание, как бы состыкованное из трех малых церквей, имеющее в каждую церковь отдельные входы с западной стороны (хотя традиционно входы в церкви устраивались крестообразно – с западной, южной и северной сторон). В 1836 году мастер В.Ф. Кривошеин из Орловской округи в Предтеченском и Никольском приделах убрал алтарные столбы и сделал приличные арки. В Прибавлении №52 к «Вятских Губернских ведомостям» №26 от 30.12.1839 года о Кукарской Покровской церкви пишется «…. стены её с южной стороны выложены не кирпичом, а бутовым отесанным камнем. Ряды камней в стенах лежат не по ватерпасу, а по положению земной поверхности, которая до-вольно поката на северо-запад». Церковь строилась не в один прием, поэтому в ней постоянно производились какие-либо строительные работы: 1773 год – в алтаре Покровского придела сменили деревянный пол на опоч-ный; 1778 год - пробиты окна в холодную Покровскую церковь; 1780 год - на строящемся Никольском приделе переложен восьмерик главки по пропорции; 1784 год – в главном приделе заменен каменный пол из серых плит, пони-жен уровне пола на ¼ и постелен новый из опочных строганных плит; 1805 год – Михайло и Иван Негановы из сл. Кукарки белят внутри Предте-ченского и Никольского теплых приделов, а также ремонтируют шпиц колоколь-ни; 1821 год – крыша Покровской церкви приобретает нынешний внешний вид. Переделаны деревянная кровля на металлическую (мастер П. Морозов) и стропила (мастера В.Максимов и К.Белобородов). Тогда и появляется этот свое-образный купол. При сооружении купола верхняя часть его была поднята, и за-крылся четверик основания главки с архитектурными деталями (видимо, тогда же и была разобрана главка над Никольским приделом). 1822 год – Павел Морозов ремонтирует два ребра на шпице колокольни, поврежденные громовым ударом. (Такой же ремонт будет произведен Иваном Семеновых и в 1845 году); 1827 год – штукатурятся внутри все три придела, карнизы и 25 клейм для изображения икон (мастера Братухин Иван Гаврилович и его сын Алексей); 1834 год – Павел Морозов разбирает внутренние стены, своды, делает арки и соединяет теплые приделы Предтеченский и Никольский. В церковной ограде при монастыре в сарайчике был устроен глубокий ко-лодец в 10 сажень с деревянным срубом на двух опорах с колесом. Вода из колод-ца поднималась на поверхность двумя двухведерными бадьями, окованными же-лезными обручами. Колесо вращалось руками. Одна бадья опускалась вниз, а вто-рая, наполненная водой, поднималась вверх. Деревянный сруб служил недолгое время. На его восстановление требова-лись большие затраты, объявлялись денежные сборы. В 1839 году крестьянин Савва Иерофеевич Трегубов д. Ключевской Орлов-ского уезда Вятской губернии вычистил обвалившийся и заваленный сверху ко-лодец до дна, срубил из леса новый, выделав горловину колодца. Позднее в колодце становится мало воды. В 1845 году крестьянин Максим Лежнин из д. Шуга Водозерского Приказа колодец углубил. В эти же годы строится и 2-х этажный кирпичный дом для церковнослужи-телей. Из-за большого объема строительных работ по решению прихожан был взят на работу помощник старосты по строительству Павел Прокопьевич Пушкарев из д. Грехово. 1846 год - на поверхности кровли были вырисованы и вызолочены 138 звезд разной величины: Яков и Александр Соловьевы вызолотили обе главки церкви; 1857 год - Фёдор Бердинский из д. Б.Яснур вызолотил листовым золотом и оба креста; 1863 год – Покровская церковь почти за 200 лет своего существования при-обрела современный внутренний вид. Церковь стала тепло-холодной. При строительных работах в церкви использовался местный строительный материал: лес, известь, кирпич, опочный камень. Одним из поставщиков опоки был Киприан Матвеевич Лапшин, который поставлял плиты для пола, работу вы-полнял Петр Федотович Соснин. Множество мастеров выполняли в церкви живописные, столярные и архи-тектурные работы: 1790 год - Илларион Гущин из Суны делает к иконам киоты и клейма с резь-бою; 1795 год - Петр Жилин из Устюга делает ризы из серебра; 1808 год - Василий Яковлев из Нолинска переливает треснутый колокол; 1827 год - Иван Шмелев из г. Вятки позолотил иконостас Никольского при-дела и в клеймах написал лики святых; 1829 год - Фёдор Юрасов из г. Вятки обложил серебром два Евангелия; 1834 год - Петр Саврасов из Глазовского уезда написал иконы в клеймах; 1837 год - Григорий Романов из Владимирской губернии отбелил ризу иконы Николая Можайского; 1837 год - Яков Соловьев из Нижегородской губернии, дворовый крестья-нин помещика Горихвастова, по договору с крестьянином В. И. Самоделкиным, (который оплатил работы живописца) написал иконы во все три иконостаса. В Никольском приделе были написаны иконы на библейские темы: наверху в щите - «Тайную вечерю»; в навесе в клейме - «Нагорную проповедь»; на сере-дине царских дверей «Вседержитель»; в 4-х клеймах - четырех Евангелистов (сообразно теперешним чеканным). В Предтеченском приделе были написаны иконы: наверху в щите - «Моле-ние о чаше Иисуса Христа» с изображением в тени спящих апостолов и подходя-щего Иуду со спирою; в навесе – Саваоф ( Бог – отец) с надписью «Отче наш иже еси»; на середине царских дверей -«Благовещение», в 4-х клеймах - четырех Евангелистов; на Пономарских дверях - «местного Захарию - отца Предтечева»; на тумбе - «Смерть Захарии». В среднем приделе: на полукружии - «Распятие Христа», от него направо- «Суд пред Пилатом», «Суд пред Архиереем», «Предательство Иуды»; а налево - «Пригвождение ко кресту», «Несение креста», «Биение у столпа»; в клеймах - «Снятие со креста», «Положение во гроб»; на аналойных тумбах (высоких столи-ках с покатым верхом) - «Сошествие святого духа», «Покрова Б.Матери», «Свято-го Николая Можайского», «Иоанна Предтечи», две панагии (маленькие полукруг-лые иконки) к царским дверям с изображением Спасителя и Богоматери. На церкви также работали мастера: Алексей Иванович Клевакин убирает в 1842 году старую ризу с иконы св. Николая Можайского и делает новую медную с позолотой; Евод Михайлович Портнягин из г. Мурома, мастер по золочению и резьбе по дереву (1843 год); Яков Прокопьевич и Александр Прокопьевич Со-ловьевы расписывают распятие, а на тумбе в 14 клеймах - жизнь Христа (1846 год); Андрей Иванович Вендельман - мастер по золочению церковной утвари из Лифляндской губ. (1850 год). На строительство церкви самые крупные суммы вложили Самоделкины Ва-силий и Андрей (за 20 лет - 10 860 руб.), которые и в последующее время дарили церкви утварь: сосуды, серебряные кресты, позолоченные потиры, дискосы; а также прихожане: Иван Филиппович Самоделкин, Евдокия Елькина, Афанасий Взоров – лекарь, Максим Терехов, Смоленцев, Петр Чертищев, Иван Александро-вич Дмитриевых, Василий Васильевич Жаровцев, Лукиных – капитан, купцы: Димитрий Якимов, Александра Константиновна Александрова, Михаил Васильев, Стефания Якимова и многие другие. Невозможно перечислить всех людей, которые принимали участие в пере-устройстве храма за его трехвековую жизнь. В 1855 году церковь оштукатурили снаружи. Иконостасы в приделах заменялись неоднократно: так в 1866 году он заме-нен в главном приделе, а старый, изготовленный на средства В. И. Самоделкина, передан в Богословскую церковь с. Ситемка (Б. Богословское). В церкви имелись древние богослужебные книги - в 1917 году их было 139; в библиотеке хранились книги, газеты и журналы (722 наименования). Интересна история и колокольни. Время возникновения неизвестно, но по её смежности со стеной Предтечен-ского придела можно заключить, что она построена раньше, чем Покровский при-дел, возможно одновременно с Предтеченским. Шпиц колокольни и главка, вы-полняющие роль кровли, цельнокирпичные, и швы кладки затирались специаль-ным составом, не пропускающим влагу. 1864 год – на кирпичную кладку нашит деревянный каркас, «шпиц на коло-кольне обит белым аглицким железом с вызолоченными звездами» (так записано в летописи Покровской церкви). Известны два момента в ее истории, когда над колокольней висела угроза её уничтожения: - в 1844 году священнослужители с прихожанами решили удлинить цер-ковь, при этом разобрать колокольню и некоторые внутренние стены. Удельный архитектор Салавкин обследовал здание и выявил трещины: на стенах, своде Ни-кольского придела и за алтарной аркой Покровского придела, - и запретил пере-стройку церкви. Прихожане и служители церкви высказали свои соображения по поводу по-явления трещин: с южной стороны Никольского придела вблизи стены произво-дились захоронения, а вешняя и дождевая воды, проникая в глубину, расслабляли грунт, и стена садилась. Говорили, что тяжелая каменная колокольня давит на грунт, деформируя его, происходит подвижка грунта. И чтобы облегчить коло-кольню, предлагали разобрать её шпиц, к стене придела приложить быки (контр-форсы). В 1852-1854 годах для выявления причины возникновения трещин из г. Вят-ки прибыли архитектор Ломакин и инженер Олехнович. Инженер Олехнович за-претил разбирать колокольню, прикладывать быки, т. к. испортится вид фасада. Распорядился закрепить своды и стены металлическими связками и заштукату-рить трещины. Все эти неисправности устранил мастер Марко Слободин из Ор-ловского уезда. Но быки у южной стены все же сложили, видимо железные связки не остановили разрушение. Кирпичное покрытие шпица от влаги и морозов про-должало разрушаться, в 1855 году покрыли железом выступы окон, а через 10 лет и весь шпиц. На колокольне было 17 колоколов: самый большой - 196 пудов (1136 кг), самый малый - 32 ½ фунта (128,2 кг). Колокольней, которой уже более трёх веков, мы любуемся и поныне. И хотя церковь перестраивалась неоднократно, в законченном виде она представляет собой единый архитектурный образ, выдержанный в традициях зод-чества XVII века. Архитектура того времени, исполненная редкой живописности, так назы-ваемым «дивным узоречьем», была тесно связана с народным творчеством, с де-ревянным зодчеством. От других храмов нашего края Покровскую церковь отли-чает величавая простота и лаконизм, что придает великую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двухцветного объекта с примыкающими к нему с запада Трапезной и шатровой колокольни, остается в рамках традиций Вятской школы зодчества «первой волны» его развития. Храм имеет приземистые пропорции, объемы его подчёркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках Вятского края. Наличники из гладких полуко-лонок несут простой по рисунку трехобъемный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема состав-ляют весь декоративный наряд церкви. Главка венчает оригинальную по форме крышу на четыре ската, несомнен-но, навеянную мотивами деревянного зодчества. Невысокая шатровая колокольня хорошо увязана с храмом, сливаясь с ним в общий гармоничный силуэт. С виртуозным мастерством древние мастера используют отношение про-порций, придающее силу и красоту облику скромного храма, рассказывающего нам об эстетических вкусах наших предков, тем самым, связывая жизнь совре-менную с бытовым укладом минувших лет. Это помогает полнее раскрыть богат-ство и неповторимое своеобразие культуры нашего современного края. Кроме самого здания церкви примечательна и ограда вокруг неё. Желание устройства ограды возникло у прихожан и служителей церкви в 1820 году при священнике этой церкви Василии Владимировиче Филимонове, ко-торый написал прошение Вятскому Преосвященному Амвросию об утверждении плана ограды (утвержден в апреле 1822 года). Старостой церкви в это время был крестьянин Самоделкин Василий Иванович (из д. Самоделкино), выбранный на мирском сходе 10. 04. 1817 года.

Строительство ограды проводилось на пожертвования и сборы с прихожан (по решениям мирских сходов от 19.04. 1821 года - по 1 руб. с каждой ревизской  души  и от  01. 06. 1821 года ещё по 1 руб. с каждой мужской души).

100 тыс. штук кирпича, необходимого для строительства ограды, поставлял купец Герасим Васильевич Платунов (по 16 руб. за тысячу) из кирпичных сараев, находящихся около церкви; глину для изготовления кирпича брали неподалеку от церкви (ныне овраг на кладбище за стеной церковной ограды). Известь поставля-ли Иван и Кирилл Капустины. Работы по кладке кирпичной ограды и въездных ворот, согласно плана, произвел в 1822 - 1823 годах Павел Морозов из д. Чертихи Нижегородской губ. (дворовый крестьянин Урусова). На углах стены ограды четыре башенки, с калиткой на кладбище и в стене - в южную сторону, за которой прежде была кузница. Высота стены 3 ½ аршина, длина её 81 ½ сажень, на воротах четыре иконы. На лицевой стороне Деисус (в центре Иисус Христос, слева Дева Мария, справа Иоанн Креститель). На задней – Святитель и Чудотворец Николай. Иконы в застеклённых овальных нишах ворот (в клеймах) написаны на лис-товом железе в 1829 году живописцем Иваном Ивановичем Шмелевым из г. Вят-ки. Главку ворот вызолотили в 1846 году Яков и Александр Соловьевы, крест над воротами листовым золотом в 1857 году выполнил Фёдор Бердинский. На ко-лоннах ворот были установлены фонари, которые освещали вход в ограду. (Следы их креплений видны и сегодня - это хомуты из полосового железа.) Ограда, выполненная в стиле Византийской архитектуры, имеет и поныне впечатляющий вид, особенно проезжие ворота и бойницы. В книге 1866 года Н. Золотницкого о Кукарке сообщается: «Покровская церковь с усыпальницей и другими церковными зданиями обнесена высокой камен-ной оградой, к которой примыкает обнесенное деревянной решеткой кладбище; внутренность ограды также служит кладбищем и наполнена надгробными па-мятниками, большей частью из опочного камня». Резные надгробные сооружения из местной опоки сохранили имена резчи-ков - Л. О. Бронникова, Зенцова и др., а также имена погребенных.

Персональные инструменты
Инструменты