Субъектность

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Продуктивная субъектность (агентивность))
(Российская неагентивность)
 
(не показаны 15 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
Субъектность, агентивность - способности индивида выступать «агентом» (субъектом), т.е. активно действующим лицом, движущей силой действия. Одно из определений agency, пользующееся признанием, определяет это явление как «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость. Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения» (Inden R.B. Imagining India. C. Hurst & Co. Publishers, 2000. 316 p)
+
=== Определение субъектности ===
 +
Термин для обозначения экзистенциальной и деятельностной сторон бытия [[субъект]]а. Таким термином становится неологизм «[[субъектность]]», впервые использованный А.Н.Леонтьевым в работе «[[Деятельность]]. Сознание. Личность» (1977). А.Н.Леонтьев подчеркивает необходимость выбора именно такого термина, очерчивая семантическую пару «субъективизм–субъектность», и предлагает понимать под субъектностью определенный набор качеств,характеризующих сферу деятельностных способностей человека, его способность к самодетерминации, творческой активности и пр..
  
Высокий уровень субъектности характерен для студентоцентрированного, демократического обучения, когда учащиеся вовлечены в активную созидательную деятельность и сами контролируют эту деятельность. Низкий уровень субъектности характер для авторитарного процесса обучения, в центре которого находится учитель, а ученики пассивно наблюдают и воспроизводят программируемые учителем действия.  
+
Субъектность, агентивность - способности индивида выступать «[[агент]]ом» (субъектом), т.е. активно действующим лицом, движущей силой действия. Одно из определений agency, пользующееся признанием, определяет это явление как «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость. Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения» (Inden R.B. Imagining India. C. Hurst & Co. Publishers, 2000. 316 p)
 +
* Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 2010. № 3. P. 136–153.
 +
 
 +
 
 +
Высокий уровень субъектности характерен для студентоцентрированного, демократического обучения, когда учащиеся вовлечены в активную [[продуктивная деятельность|созидательную деятельность]], которую они же сами и контролируют. Низкий уровень субъектности характер для авторитарного процесса обучения, в центре которого находится учитель, а ученики пассивно наблюдают и воспроизводят программируемые учителем действия.
 +
 
 +
=== Характеристики субъектности ===
 +
 
 +
; Качества субъекта
 +
: Согласно С.Л.Рубинштейну, субъекта характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, [[самодетерминация|самодетерминации]], саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию.
 +
: Е.Н. Волкова определяет субъектность через категорию «отношение»: отношение к себе как к деятелю и такое же отношениек другим людям
 +
: И.В. Дуденкова указывает также на принцип автономии разума и принцип рефлексии.
 +
: С.Я.Дерябо выделяет три основных свойства человека, выражающих субъектность: самоупорядочивание, самопричинение и саморазвитие
 +
:Н.В.Богданович закрепляет за понятием «субъектность» значение особого личностного качества, связанного с активно - преобразующими свойствами и способностями, связывая ее с так называемыми«самостными процессами», происходящими внутри человека: самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией идр.
 +
: А.Г.Дугин подчеркивает, что, в классическом понимании западноевропейской философии субъект – это «волевое рациональное начало».
 +
: О.А.Коваль предлагает использовать для определения субъекта определение монады Лейбница: «всякое сущее определяется стремлением к чем - либо, чтобы осуществить себя и таким образом достичь присущей ему субстанциальной полноты»
 +
: А.Н.Ильин указывает, что субъектность находится в едином онтологическом пространстве со свободой и ответственностью.
 +
:С.С. Кашлев и С.Н. Глазачев определяют субъекта как «носителя предметно-практической деятельности и познания в той мере, в какой он включается посредством реальной деятельности впроцесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности»
 +
: И.А. Серегина предлагает четырехфакторную структуру субъектности, включающую сознательную творческую активность, способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого.
  
 
=== Российская неагентивность ===
 
=== Российская неагентивность ===
 
Формирование субъектности и агентивности имеет особое значение для России, поскольку самой русской культуре и русскому самосознанию на уровне языка присуща неагентивность. Это показала в своих работах Анна Вежбитская на основании огромного числа безличных предложений, свойственных русскому языку - «''ощущение того, что людям неподвластна их собственная жизнь, что их способность контролировать жизненные события ограничена; склонность русского человека к фатализму, смирению и покорности; недостаточная выделенность индивида как автономного агента, как лица, стремящегося к своей цели и пытающегося ее достичь''».
 
Формирование субъектности и агентивности имеет особое значение для России, поскольку самой русской культуре и русскому самосознанию на уровне языка присуща неагентивность. Это показала в своих работах Анна Вежбитская на основании огромного числа безличных предложений, свойственных русскому языку - «''ощущение того, что людям неподвластна их собственная жизнь, что их способность контролировать жизненные события ограничена; склонность русского человека к фатализму, смирению и покорности; недостаточная выделенность индивида как автономного агента, как лица, стремящегося к своей цели и пытающегося ее достичь''».
  
It is also connected with what in linguacultural studies is defined as “non-agentivity” in the Russian cultural outlook: it is a tendency to resignation and submissiveness, lack of emphasis on the individual as an “achiever”, especially in the material, “external” sense.
+
It is also connected with what in linguacultural studies is defined as “non-[[agentivity]]” in the Russian cultural outlook: it is a tendency to resignation and submissiveness, lack of emphasis on the individual as an “achiever”, especially in the material, “external” sense.
  
 
Non-agentivity - the feeling than human being are not in control of their lives and that their control over events is limited; a tendency of fatalism, resignation, submissivenes; a lack of emphasis on the individual as an autonomous agent, "achiever", and controller of events.
 
Non-agentivity - the feeling than human being are not in control of their lives and that their control over events is limited; a tendency of fatalism, resignation, submissivenes; a lack of emphasis on the individual as an autonomous agent, "achiever", and controller of events.
Строка 18: Строка 37:
  
 
=== Продуктивная субъектность (агентивность) ===
 
=== Продуктивная субъектность (агентивность) ===
* Schwartz D.L. The productive agency that drives collaborative learning // In P. Dillenbourg (Ed.), Collaborative learning: Cognitive and computational approaches. : NY: Elsevier Science/Permagon, 1999. С. 197 – 218.
+
* Schwartz D.L. The [[productive agency]] that drives collaborative learning // In P. Dillenbourg (Ed.), Collaborative learning: Cognitive and computational approaches. : NY: Elsevier Science/Permagon, 1999. С. 197 – 218.
  
Д.Шварц связывает [[продуктивность]] [[и субъектность]] и разводит коммуникацию и взаимодейстие ([[коллаборация]] - Communication and collaboration are distinct.). По его мнению [[коммуникация]] не обязательна для того, чтобы произошла [[коллаборация]]. Даже если люди говорят на разных языках, они могут успешно сотрудничать. Хотя [[коммуникация]] и [[коллаборация]] коррелируют, они остаются разными сущностями.
+
Д.Шварц связывает [[продуктивность]] и [[субъектность]] и разводит коммуникацию и взаимодейстие ([[коллаборация]] - Communication and collaboration are distinct.). По его мнению [[коммуникация]] не обязательна для того, чтобы произошла [[коллаборация]]. Даже если люди говорят на разных языках, они могут успешно сотрудничать. Хотя [[коммуникация]] и [[коллаборация]] коррелируют, они остаются разными сущностями.
  
  
Строка 26: Строка 45:
 
* People are motivated to collaborate to the degree they get to exert their agency through productive behavior.
 
* People are motivated to collaborate to the degree they get to exert their agency through productive behavior.
  
Для М[[аркс]]а состоявшаяся личность не просто обладает доступом к материальным и интеллектуальным богатствам общества, но обладает правом (доступом) к [[продуктивная деятельность|продуктивной деятельности]].
+
Для [[Маркс]]а состоявшаяся личность не просто обладает доступом к материальным и интеллектуальным богатствам общества, но обладает правом (доступом) к [[продуктивная деятельность|продуктивной деятельности]]. Маркс не был сторонником государство всеобщего благосостояния, в котором люди только имел доступ к присвоению. Он выступал сторонником продуктивного государства, в котором люди могли бы вносить свой вклад и выражать себя, были бы строителями своего общества, а не просто получатели. Ключевой вопрос для Маркса - у кого средства производства. Работы Маркса отличало внимание к индивидуальной продуктивной деятельности. В дальнейшем это внимание стало менее заметным в рамках культурно-исторического подхода, развитого [[Выготский|Выготским]] и его последователями, которые большее внимание уделяли общению и социальным взаимодействиям. Очевидно воздействие идей Маркса о продуктивной деятельности и доступу к средствам производства на работы И.[[Иллич]]а и особенно на его концепцию дружественных или праздничных средств, согласно которой человек нуждается в средствах, которые человек может использовать в соответствии со своими намерениями - так как ему хочется, и которые он может видоизменять так, как ему хочется.  
+
Люди должны не только получить вещи, они должны получить прежде всего свободу производитьвещи, среди которых они могут жить, формировать эти вещи в соответствии с собственными вкусами, и использовать эти вещи в заботе о других людях. В богатых странах заключенные в тюрьмах зачастую имеют доступ к более дорогим вещам и сервисам, чем члены их семей на свободе, но заключенные не в праве решать вопрос о том, как могут быть использованы эти вещи. Их наказание заключается в том, что они деградированы до статуса простых потребителей и лишены того, что я называю "праздничность".
For Marx, the key to a complete person was not simply access to the material and intellectual wealth of a society, but also access to the means of production. Marx did not advocate a welfare state in which people only had access to appropriation. He advocated a productive state where people could contribute and impress themselves upon the world. Individuals are builders of their society, not simply recipients. For Marx, the key issue was always who had the means of production. The emphasis on individual production is an aspect of Marx that appears to have faded somewhat in the communitarian tradition that comes through Vygotsky
+
 
 +
 
 +
Субъектность и агентивность - agency connected with learner learner autonomy
 +
Deci - liken this phenomenon to a situation where the learners are equipped and empowered to make autonomous decisions in the learning process given the accessibility and availability of “pertinent information and opportunities for choice”
 +
 
 +
[[Субъектность]] деятельности и [[автономность]] = [[самодетерминация]] как мотив деятельности.
  
 
=== Теория социальной агентивности ===
 
=== Теория социальной агентивности ===

Текущая версия на 12:36, 5 декабря 2018

Содержание

[править] Определение субъектности

Термин для обозначения экзистенциальной и деятельностной сторон бытия субъекта. Таким термином становится неологизм «субъектность», впервые использованный А.Н.Леонтьевым в работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1977). А.Н.Леонтьев подчеркивает необходимость выбора именно такого термина, очерчивая семантическую пару «субъективизм–субъектность», и предлагает понимать под субъектностью определенный набор качеств,характеризующих сферу деятельностных способностей человека, его способность к самодетерминации, творческой активности и пр..

Субъектность, агентивность - способности индивида выступать «агентом» (субъектом), т.е. активно действующим лицом, движущей силой действия. Одно из определений agency, пользующееся признанием, определяет это явление как «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость. Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения» (Inden R.B. Imagining India. C. Hurst & Co. Publishers, 2000. 316 p)

  • Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 2010. № 3. P. 136–153.


Высокий уровень субъектности характерен для студентоцентрированного, демократического обучения, когда учащиеся вовлечены в активную созидательную деятельность, которую они же сами и контролируют. Низкий уровень субъектности характер для авторитарного процесса обучения, в центре которого находится учитель, а ученики пассивно наблюдают и воспроизводят программируемые учителем действия.

[править] Характеристики субъектности

Качества субъекта
Согласно С.Л.Рубинштейну, субъекта характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию.
Е.Н. Волкова определяет субъектность через категорию «отношение»: отношение к себе как к деятелю и такое же отношениек другим людям
И.В. Дуденкова указывает также на принцип автономии разума и принцип рефлексии.
С.Я.Дерябо выделяет три основных свойства человека, выражающих субъектность: самоупорядочивание, самопричинение и саморазвитие
Н.В.Богданович закрепляет за понятием «субъектность» значение особого личностного качества, связанного с активно - преобразующими свойствами и способностями, связывая ее с так называемыми«самостными процессами», происходящими внутри человека: самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией идр.
А.Г.Дугин подчеркивает, что, в классическом понимании западноевропейской философии субъект – это «волевое рациональное начало».
О.А.Коваль предлагает использовать для определения субъекта определение монады Лейбница: «всякое сущее определяется стремлением к чем - либо, чтобы осуществить себя и таким образом достичь присущей ему субстанциальной полноты»
А.Н.Ильин указывает, что субъектность находится в едином онтологическом пространстве со свободой и ответственностью.
С.С. Кашлев и С.Н. Глазачев определяют субъекта как «носителя предметно-практической деятельности и познания в той мере, в какой он включается посредством реальной деятельности впроцесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности»
И.А. Серегина предлагает четырехфакторную структуру субъектности, включающую сознательную творческую активность, способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого.

[править] Российская неагентивность

Формирование субъектности и агентивности имеет особое значение для России, поскольку самой русской культуре и русскому самосознанию на уровне языка присуща неагентивность. Это показала в своих работах Анна Вежбитская на основании огромного числа безличных предложений, свойственных русскому языку - «ощущение того, что людям неподвластна их собственная жизнь, что их способность контролировать жизненные события ограничена; склонность русского человека к фатализму, смирению и покорности; недостаточная выделенность индивида как автономного агента, как лица, стремящегося к своей цели и пытающегося ее достичь».

It is also connected with what in linguacultural studies is defined as “non-agentivity” in the Russian cultural outlook: it is a tendency to resignation and submissiveness, lack of emphasis on the individual as an “achiever”, especially in the material, “external” sense.

Non-agentivity - the feeling than human being are not in control of their lives and that their control over events is limited; a tendency of fatalism, resignation, submissivenes; a lack of emphasis on the individual as an autonomous agent, "achiever", and controller of events.

Занимая в ситуации центральную позицию, человек вместе с тем может быть над ней не властен. Безличные предложения фиксируют когнитивные модели, сформировавшиеся в национальном сознании и соответствуют следующему положению дел: способность контролировать события ограничена, склонность к фатализму, смирению, покорности. Вследствие этого недостаточная выделенность индивида как автономного агента.

  • Но не писалось ему на этот раз.
  • Женщины не всегда любят, когда мужчинам не стреляется, не пишется, не любится, не строится.
  • Хорошо нам с тобой живется.
  • Не получилось
  • Нам представляется ...

[править] Продуктивная субъектность (агентивность)

  • Schwartz D.L. The productive agency that drives collaborative learning // In P. Dillenbourg (Ed.), Collaborative learning: Cognitive and computational approaches. : NY: Elsevier Science/Permagon, 1999. С. 197 – 218.

Д.Шварц связывает продуктивность и субъектность и разводит коммуникацию и взаимодейстие (коллаборация - Communication and collaboration are distinct.). По его мнению коммуникация не обязательна для того, чтобы произошла коллаборация. Даже если люди говорят на разных языках, они могут успешно сотрудничать. Хотя коммуникация и коллаборация коррелируют, они остаются разными сущностями.


Люди мотивированы к коллаборации постольку поскольку они могут проявить свою субъектность через участие в продуктивной деятельности.

  • People are motivated to collaborate to the degree they get to exert their agency through productive behavior.

Для Маркса состоявшаяся личность не просто обладает доступом к материальным и интеллектуальным богатствам общества, но обладает правом (доступом) к продуктивной деятельности. Маркс не был сторонником государство всеобщего благосостояния, в котором люди только имел доступ к присвоению. Он выступал сторонником продуктивного государства, в котором люди могли бы вносить свой вклад и выражать себя, были бы строителями своего общества, а не просто получатели. Ключевой вопрос для Маркса - у кого средства производства. Работы Маркса отличало внимание к индивидуальной продуктивной деятельности. В дальнейшем это внимание стало менее заметным в рамках культурно-исторического подхода, развитого Выготским и его последователями, которые большее внимание уделяли общению и социальным взаимодействиям. Очевидно воздействие идей Маркса о продуктивной деятельности и доступу к средствам производства на работы И.Иллича и особенно на его концепцию дружественных или праздничных средств, согласно которой человек нуждается в средствах, которые человек может использовать в соответствии со своими намерениями - так как ему хочется, и которые он может видоизменять так, как ему хочется. Люди должны не только получить вещи, они должны получить прежде всего свободу производитьвещи, среди которых они могут жить, формировать эти вещи в соответствии с собственными вкусами, и использовать эти вещи в заботе о других людях. В богатых странах заключенные в тюрьмах зачастую имеют доступ к более дорогим вещам и сервисам, чем члены их семей на свободе, но заключенные не в праве решать вопрос о том, как могут быть использованы эти вещи. Их наказание заключается в том, что они деградированы до статуса простых потребителей и лишены того, что я называю "праздничность".


Субъектность и агентивность - agency connected with learner learner autonomy Deci - liken this phenomenon to a situation where the learners are equipped and empowered to make autonomous decisions in the learning process given the accessibility and availability of “pertinent information and opportunities for choice”

Субъектность деятельности и автономность = самодетерминация как мотив деятельности.

[править] Теория социальной агентивности

Robinson E.H. A Theory of Social Agentivity and its Integration into the Descriptive Ontology for Linguistic and Cognitive Engineering: // International Journal on Semantic Web and Information Systems. 2011. Т. 7. № 4. С. 62–86.

[править] Литература

  • Вежбитская. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 412 p.
    • Анна Вежбицкая настаивает на тотальном различии ментальных структур англо- и русскоговорящих. Вежбицкая исходит из того, что каждый язык образует свою "семантическую вселенную"... Не только мысли могут быть "подуманы" на одном языке, но и чувства могут быть испытаны в рамках одного языкового сознания, но не другого. Иными словами, есть понятия, фундаментальные для модели одного мира и отсутствующие в другом" http://www.situation.ru/app/j_art_793.htm
    • англоязычное сознание “перелагает часть ответственности за успех или неуспех некоторого предприятия на лицо, которое его затевает”, в то время как русскоязычное сознание “полностью освобождает действующее лицо от какой бы то ни было ответственности за конечный результат”;
  • БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ http://old.kpfu.ru/fil/kn1/index.php?sod=26
    • Русский язык отражает и всячески поощряет преобладающую в русской культурной традиции тенденцию рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причём эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем хорошими.
Персональные инструменты
Инструменты