Из истории деревни Ашеваны Усть-Ишимского района Омской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(перенаправлено с «Я песнь пою о нашем Ашеване»)
Перейти к: навигация, поиск

История Ашеван


                                                          Я песнь пою о нашем Ашеване.
                                                          Хочу пройти по улицам его,
                                                          А может быть проехать на машине
                                                          И взять с собою внука своего.
                                                          Родимый край. Роднее нет и краше.
                                                          Каким он будет через много лет?
                                                          Нам строить будущее наше
                                                          И песни петь, как пел когда – то дед.

Хочу поделиться о любви к своей деревне и о ее истории. Год основания деревни Ашеваны - 1226. И это уже много о чем говорит. Великая Степь, простирающаяся на огромной территории от Минусинской впадины на востоке до Каспийского моря на западе, охватывает весь юг Западной Сибири. Здесь в 8 веке возникло первое государственное образование, впоследствии условно названое Ишимским ханством. Оно не имело точных временных и территориальных границ, как и сама Великая Степь. По материалам Тюменского археологического музея уже 5 – 8 тысяч лет назад до нашего времени в Западной Сибири жили люди. Территория Ишимского ханства протянулась по реке Ишим с ее верховьев до впадения в реку Иртыш. Река служила связующей нитью севера с югом. Много исторических событий прошло с тех пор. Менялась столица этого ханства, место ее положения. Менялись и правители. С приходом к власти хан Юваш, в целях защиты и охраны, столицу решил перенести за рекой и выбрал место современной деревни Ашеваны. Это произошло в 1224 году. «Ашеван» обозначает «Иши, живущий за водой. «Ван» - тюркское слово, обозначающее воду. Поэтому первоначальное название деревни произносилось как Ишеван, но постепенно трансформировалось в слово Эшеван или Ашеван по – русски. С возникновением Ашеван родовое племя, живущее в урочище Эдем басмас ( следы его крепостного рва все еще видны),постепенно слились с деревней. Оно и современное кладбище превратились в священные места. Деревня Ашеваны стала заслоном, воротами столицы Ишимского ханства. Если учесть три холма вокруг деревни, на которых, надо полагать, находились сторожевые посты, минуя деревню, ни по суше, ни по воде невозможно было попасть в столицу.Быть может, кто - нибудь возьмется исследовать происхождение этих холмов. Естественные они или искусственные- рукотворные? На увале сохранились два места обитания родовых племен. Это два остро выступающих мыса - увала. Каждый с двух сторон ограничен крутым обрывом в реку, с северной и северо - восточной сторон находились рвы, следы от которых хорошо сохранились. На этих мысах люди, может быть, жили и до основания столицы, но после ее основания они могли вполне выполнять роль застав, охраны. Уж больно удачно и обдуманно их расположение. Предположение, что предки ашеванцев пришли через озеро Большой Уват, историческими источниками не подтверждается. Сторонники этого мнения оперируют первой частью топонима "Аша", что в переводе обозначает "через". Но ведь деревня называется по-татарски Эшеван, что в татарском языке имеет совершенно другое значение, чем русское произношение "Ашеван". Шло время…Роды объединились в племена и окончательно заняли то место, где сейчас находится наше село. Жизнь пошла интенсивнее. Окончательно сложилась община. Появились новые предметы обихода и оружия. Словом, наши далекие предки прошли все те пути развития, которые известны другим народам. Жизнь в трудах и заботах проходила незаметно, поколение сменялось поколением. Появилось земледелие. Хлебопашеством татары занимались мало и плохо. Основными продуктами питания оставались мясо, молоко, рыба. Хлебопашество стало лучше развиваться с 1300-1400 годов, когда стали появляться русские племена. В отношении веры наши предки были язычниками: поклонялись солнцу, воде, огню и другим символам. После того, как в 630 году рабовладелец и торговец с большими способностями дипломата, организатора, военноначальника Мухаммед, позднее возведенный в ранг пророка, объединил арабов под флагом ислама, мусульманская религия постепенно дошла и до берегов Ишима. Сперва появились люди, проповедавшие учение пророка. Они обратили наших дедов в мусульман. Чтобы продолжить контроль нужен был мулла, для которого нужна была замена. Появилась надобность обучения. Так люди начали учиться. Мулла в деревне был администратором, судьей, учителем. Их готовили в медресе, где основным предметом был закон божий и шариат. То малое количество книг было на непонятном арабском языке. Время шло вперед. С 1700-1800 годов у ашеванцев появился новый вид побочного заработка – с осени до самой весны заготовка и вывозка дров для частных речных пароходов. Ранней весной, во время половодья, шла погрузка этих дров на баржи. Заготовка велась в 8-10 километрах от берега на участках Буган, Ашеванский увал. Это занятие научило людей мастерскому обращению с лесом. Появились плотники, пильщики теса, плах, столяры. Частые стихийные бедствия причиняли очень большой вред населению: через каждые 5-10 лет бушевало наводнение. Реки Иртыш и Ишим разливались, затопляли пастбища, поля, деревни, уносили постройки и скот. Жизнь меняется. С середины 1800 годов стало стекаться население с Европейской части страны. В деревне появились несколько семей казанских татар. В округе появились новые населенные пункты: Малая Ашеванка, Граковка, Фреганка. Население в Ашеванах быстро росло. Вести о мировых событиях доходили до нашей деревни очень поздно и часто в искаженном смысле. Радио, газет, телефона не было, а связь поддерживали через частных лиц. К 1917 году у нас появились свои активисты, потом коммунисты и комсомольцы. Велась разъяснительная работа среди населения. Что из себя представляла деревня? Были маленькие домики, расположенные где попало и как попало. Окончательно встряхнула пробуждающихся ашеванцев гражданская война. Резко начали выделяться кулаки, середняки и бедняки. По нашим краям, преследуя колчаковцев, прошли отдельные части легендарной 51 дивизии Блюхера. К счастью, больших кровопролитных боев не было. За Ишимом были свободные земли, местность не затоплялась. В 1923-24 годах из Ашеван 18 семей переселились на участок Кара куль и назвали свое поселение Кучум. Наряду со скотоводством быстро поднялось хлебопашество. В 1900 годах засевали по 6-7 десятин разных культур: ржи, ячменя, овса, сеяли лен и коноплю. Развивалось промысловая отрасль: добывали деготь и смолу, драли лыко, производили мочало, распиливали пиломатериалы-тес, плахи, делали сани, колеса для телег, телеги, выделывали кожу-сыромятину, шили сбрую для конской упряжи, занимались подледным рыболовством. Для продажи этой продукции и для обмена выезжали в другие места. Часто появлялись скупщики и на месте производилась торговля –обмен. 1929-30 годы в стране началась коллективизация и ликвидация кулачества как класса. С этой задачей ашеванцы тоже справились. Были раскулачены и отправлены в Васюган несколько семей. Советская власть круто изменила жизнь народа. Передовыми людьми вместо старой медресе открылась советская школа. Первыми советскими учителями были Алев Зинатула, Рахматуллин Хафиз, Шугуров Начметдин, Исанбаев Сафар. Они учили детей, разъясняли народу политику Советской власти. Началась работа по утверждению советской власти в деревне. Государство помогло бедным крестьянам в приобретении скота, семян, сельхозинвентаря. Три хозяйства работали сообща. Вскоре создали крестьянский комитет из нескольких хозяйств, на базе которого позднее был создан ТОЗ( товарищество по совместной обработке земли). Началась работа по вовлечению крестьянства в артель. Сельхоз артель в Ашеванах была названа колхозом «Новый путь». Мирный труд был нарушен войной. На войну из деревни ушли около 80 лучших сынов. 47 человек не вернулись. Многие из тех, кто вернулся, умерли от ран и болезней. В настоящее время их только трое. Тыл крепко помогал фронту. Вся деревня платила займы, собирали вещи для фронта. Колхоз давал мясо, молоко, масло, хлеб, лошадей. Ашеванцы внесли достойную лепту для победы. С победой вернулись солдаты. Колхоз стал заново расти. В 1957 году Тюрметякский колхоз «Красное знамя», Кучумский «Красная заря» и Ашеванский «Новый путь» объединились и образовали один крупный колхоз «Путь к коммунизму». Председателем был избран Мухаметов Мухаметчан. Ашеваны сейчас большое культурное развитое село. В селе есть библиотека, детский сад, сельский дом культуры. Есть средняя школа, где обучаются и воспитываются 78 ученика, работают 14 учителей и 13 человек обслуживающего персонала. Облик села постоянно меняется. В настоящее время (2009г.) население нашей деревни 352 человек, которые проживают в 110 домах.

Участник:Лиля Вагитова

Инструменты