Энцы

Материал из Letopisi.ru
Перейти к: навигация, поиск
Энцы
Общая численность: 300 (2002)
Расселение: Россия
Язык: русский, энецкий
Религия: анимизм
Родственные народы: ненцы


‘ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 человека). Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около 340 человек (в данных переписи часть Энцев записана ненцами и нганасанами). Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах Красноярского края.

Содержание

Численность

Энцы являются одним из наиболее малочисленных народов Севера. Ясачные документы 1614 г. учли их в количестве 1428 чел., 1640 — 940 чел., 1681 — 892 чел. Уменьшение численности энцев в течение ХУ11 в. связывается с эпидемией оспы 1630 — 1631 гг., после которой полностью исчезли некоторые энецкие роды, а также с событиями этнической истории конца ХУ11 — первой половины ХУ111 в., происходившими на территории Енисейского Севера. Численность энцев по официальным переписям демонстрирует следующую динамику: по переписи 1897 г., они были учтены вместе с нганасанами ("енисейские самоеды и тавгийцы") в количестве 1326 чел., современное уточнение материалов переписи устанавливает численность энцев на 1897 г. — 488 чел., 1926 г. — 482 чел., в переписях 1959, 1971, 1979 гг. энцы не учтены, поскольку на местах проживания, они отождествлялись то ненцами, то с нганасанми, 1989 г. — 209 чел.

Язык

Язык энецкий, диалекты - тундровый, или сомату, хантайский, и лесной, или пэ-бай, карасинский. Распространены также русский (свободно владеют 75%, считают родным - 38% Энцев) и ненецкий языки. Энецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, в которой он наиболее близок ненецкому, несколько отличаясь от последнего фонетическим строем и лексикой, по звуковому составу, фиксируется сходство с нганасанским. Он подразделяется на два диалекта: тундровый (маду бада) и таежный (бай бада), которые соответствуют двум территориальным подразделениям энцев. Характер языкового взаимодействия энцев, прежде всего с ненцами, в различных этнокультурных средах происходит по-разному. Возможна полная утрата языка, связанная с ассимиляцией (Байкаловский с/с), при сохранении в среде старшего поколения понимания энецкой речи. Малохетские и Воронцовские энцы практикуют двуязычие, причем ненецкий, наряду с русским, выступает в качестве языка межнационального общения. В Потаповском с/с почти все ненцы (1963 г., 8 семей), владели энецким языком. В целом, языковые процессы на Енисейском Севере можно охарактеризовать как интеграционные.

Расселение

В настоящее время энцы живут, в основном, в Воронцовском с/с Усть-Енисейского района, Потаповском с/с Дудинского района, а также в Авамском районе Таймырского автономного округа Красноярского края.

Традиционные занятия

Основное традиционное занятие - охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее - рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. Энецкие нарты были несколько отличны от ненецких. В 1930-х годах Энцы организованы в оленеводческий и промысловые хозяйства.

Традиционные верования

Особое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), более низкий уровень, составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто атрибутировались в антропо/зооморфном виде. С другой, основу традиционного мировоззрения энцев составляли представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его ипостасий, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п. Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому.

Самоназвание

Этноним "энцы" был введен в 30-е годы ХХ в. Г.Н.Прокофьевым. Как и в отношении ряда народов Севера, он имеет искусственный характер и является производным от энецкого энэтэ / эннэчэ — "человек", "мужчина". В более ранней традиции энцы известны под именем енисейских самоедов, которое использовалось в качестве официального, по территории проживания, языку и культуре, они делились на две этнотерриториальные группы.


История

В этногенезе Энцев приняли участие как местное население, охотники на северного оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы - пришельцы с юга Сибири и среднего Притомья. В русских источниках Энцы упоминаются с конца 15 века как молгонзеи - от названия рода Монгкаси, или Муггади (отсюда название русского острога Мангазея). В 18 - начале 19 века упоминаются как енисейские самоеды. Энцы делились на тундровых, или маду, сомату, хантайских самоедов, и лесных, или пэ-бай, карасинских самоедов. В 17 веке маду кочевали между низовьями Енисея и Таза, пэ-бай - на верхнем и среднем течении Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах рек Хантайка, Курейка и Нижняя Тунгуска. Численность Энцев в конце 17 века - около 900 человек. С конца 17 века под давлением ненцев с запада и селькупов с юга отступили на нижний Енисей и его восточные притоки. Часть Энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и лесных Энцев начинают кочевать вместе. Их общая численность в конце 19 века - 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино) территориальных общин.

Ремёсла

Общая динамика хозяйства энцев состоит в переходе от промысловой экономики, "культура охотников на дикого оленя", к домашнему крупностадному оленеводству у тундровых энцев и сохранении в среде лесных, таежного промыслового хозяйства с элементами домашнего оленеводства, в основном, транспортной направленности. Хозяйственный комплекс энцев наиболее выразительно демонстрирует традиционный промысловый календарь, в названиях месяцев которого, отражен тот или иной род занятий. В нем отражена охота на дикого оленя: март сойдадюнг уладири "хорошей охоты на дикого месяц" (лесные энцы), период промысла оленя загоном и скрадыванием, ноябрь кэдэроирио (тундровые энцы), кэдэркорадири (лесные энцы) "гон дикого оленя", период охоты с оленем-маньщиком. Охота на водоплавающую птицу в период линьки в августе у тундровых энцев называлась месяцем кануирио "птенцов месяц", у лесных, дедюдири "лебедя месяц". С рыболовством связаны названия летних месяцев: июнь наардири "лов рыбы" (лесные энцы). В хозяйстве энцев незначительную роль играл пушной промысел. Охота на песца имела скорее ситуационный характер и не нашла отражения в календаре северных самодийцев. Усиление роли оленеводства в хозяйстве энцев, а в низовьях Енисея самое значительное поголовье домашних оленей было сосредоточено в правобережной группе именно у них, нашло отражение в традиционном промысловом календаре. Апрель тундровые энцы называют надииро "первые телята родятся", октябрь, могодиирио "месяц, когда пороз-олень роняет рога" или кораирио "оленя-самца месяц". Май в календаре лесных энцев надидири "рождение оленьих телят", сентябрь отудайдири "гон оленей", октябрь могудидири "конец оленьего гона.


Традиционные поселения

Традиционное жилище - конический чум, близкий к нганасанскому и отличавшийся от ненецкого деталями конструкции и покрытия. В 20 веке переняли ненецкий тип чума, у долган - нартяной чум-балок. Современные Энцы живут в основном в стационарных посёлках.


Традиционный костюм

Зимняя мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками, трубочками - на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек для огнива и др. Женская обувь была короче мужской. Женская зимняя шапка также шилась в два слоя: нижний - мехом внутрь, верхний - мехом наружу. Со 2-й половины 19 века лесные Энцы и с 20 века - тундровые восприняли ненецкую одежду.


Пища

Традиционная пища - свежее и мороженое мясо, летом - свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу.

Семья

До 18 века у Энцев существовали роды (у тундровых Энцев - Малк-маду, Сазо, Солда и др., у лесных - Ючи, Бай, Муггади). С конца 17 века в связи с переселением на восток и разрушением традиционного родового землепользования, они распадаются на более мелкие экзогамные группы. До 19 века сохранялись большие семьи, многожёнство, левират, брак с уплатой калыма. С конца 19 века основной формой социальной организации становятся соседские общины-стойбища.

Фольклор

В христианство официально обращены лесные Энцы. Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм. Фольклор включает мифологические и исторические предания, сказки о животных, былички. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.

Библиография и источники

  • Бытовые рассказы энцев // Тр. ин-та этнографии. 1962. Т.75.;
  • Васильев В.И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера. М., 1982. С.48-81;
  • Васильев В.И. Ненцы и энцы Таймырского национального округа (очерки хозяйства, быта и этнические процесы, протекающие на Енисейском Севере) // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.,1970. С.106-163;
  • Васильев В.И. Проблемы формирования северосамодийских народностей М., 1979; Его же. Система оленеводства лесных энцев и ее происхождение // КСИЭ. 1962. Вып.37.
  • Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1983;
  • Долгих Б.О. Колхоз им. Кирова Таймырского национального округа // Сов. этнография. 1949. № 4. С. 75-93;
  • Долгих Б.О. Мифологические сказки и исторические предания энцев // Тр. ин-та этнографии. 1961. Т.66;
  • Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М., Л., 1970. Одежда народов Сибири. Л., 1970;
  • Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976.
Персональные инструменты
Инструменты