Швецов, Геннадий Назарович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Воспоминания бывшего фронтовика, моего прадедушки, Швецова Геннадия Назаровича.

Я служил в разведывательном отряде капитан-лейтенанта Савича. Был у нас в отряде пятнадцатилетний паренек Боря Волков, которого разведчики подобрали где-то во время отступления. За короткое время он сумел превратиться в настоящего рядового бойца. Тихий мальчик был тверд в своих словах и поступках так, как не всегда бывает тверд взрослый. Он был спокойно смел. Потихоньку его стали брать с собой в операции. Выяснилось, что лучшего связного и наблюдателя не найти. Его ласково прозвали «Волчонок».

Однажды случилось страшное: Мы, часть отряда, нарвались на минное поле. Заминированный участок был расположен между двумя поленницами старых березовых дров, на поляне под небольшим пригорком. Полянка эта выглядела очень мирно. Хуже всего было то, что первая мина взорвалась в тот момент, когда все люди были уже на поляне. Звук получился из-за первого снега странный, глухой, как будто ручная граната взорвалась, поэтому мы не сразу поняли, что это мины. А когда поняли, было уже поздно – четверо серьезно ранены. Мне повредило кисть правой руки и колено правой ноги. Капитан-лейтенанта контузило. Что нужно предпринять ему было ясно. Надо было тотчас же шаг за шагом, как можно скорее прощупать обратную дорогу между минами. Значит надо было ползти, останавливаться, замирать, ощупывать снег… А кто из нас пятерых был способен на это?

Раненые в ноги не могли идти, контуженный не мог сгибаться; тот, кому повредило руку, не годился для ощупывания мин. Но и оставаться под носом у немцев в лунную ночь было тоже совершенно невозможно. Капитан-лейтенант осмотрелся еще раз и увидел на пригорке Борьку. Мальчику было приказано задержаться у развилки. Догнать отряд он должен был по знаку, после того как все пересекут открытую поляну. Когда грянул взрыв, мальчик понял, что на поляне были мины. В этот миг он увидел условный сигнал и побежал на поляну. Капитан-лейтенант сомневался, сможет ли ребенок проползти через минное поле в полутьме, ежесекундно рискуя жизнью, проложить единственную «живую» тропку по полю смерти, но другого выхода не было.

Капитан-лейтенант объяснил Боре, что нужно аккуратно проползти через поляну, нащупывая и отмечая мины. И хотя мальчику было очень страшно, он все равно пополз спасать пятерых взрослых. Единственной мины было достаточно для того, чтобы превратить Борю Волкова в ничто. А их были десятки. Отмечая мины клочками газет, Боря полз по поляне странным зигзагом. Все расстояние составляло каких-нибудь метров. Все время, которое мальчик потратил на свое страшное дело, не превысило и минут. Но когда он прошел последние два поворота и молча встал рядом с командиром – всем показалось, что минули долгие недели. Капитан-лейтенант крепко прижал мальчика к груди. Через минуту Волчонок пополз в обратный путь. Все молча, потихоньку потянулись за ним – дорогой, проложенной через зону смерти.

Когда выбрались к опушке, и все страшное было позади. Капитан- лейтенант сказал: «Ну, Волчонок, спасибо тебе! Ордена тебе за это мало!» Боря Волков ответил: «Не надо мне ордена, только Вы, товарищ командир, Вы смотрите, не помирайте от контузии».


Гимназия №176 Екатеринбурга/Проект Память сердца,,

Персональные инструменты
Инструменты