Храм Андрея Первозванного

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Наш Век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует ...
Он к свету рвётся из ночной тени
И свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием полим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...

И сознаёт погибель он,
И жаждет веры - но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью.
«Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!...»

Фёдор Тютчев, 1851 год.


Содержание

Введение

Только в конце двадцатого века начался путь возврата российского общества к христианским ценностям. Многие мои друзья пытаются найти непростые ответы на жизненно важные вопросы: как понимать современный мир, его культуру, духовные начала, как созидать в этом мире. Читая книги о Творце, о Библии, о православном христианстве, я все больше проникалась интересом к истории моего государства, к христианской религии как хранительнице культуры русского народа. Большой интерес испытываю к изучению истории утверждения христианства на Северном Кавказе, истории Владикавказской епархии. Совершенно естественно мне хотелось узнать как обустроены христианские храмы. Почему души верующих рвутся в храм? Поэтому цель данной работы будет направлена на изучение истории российского храмостроительства на примере храма Святого Андрея Первозванного, расположенного в городе Ставрополе.

Эта тема актуальна для современной молодежи:

  • введение спецкурса «Основы православной культуры» открыли для меня неизвестную сторону исторического знания, и потому вызвали глубокий интерес к роли церкви в становлении Российского государства;
  • общение со священниками станичного храма Покрова Пресвятой Богородицы убедили меня в том, что христианская вера несет в мир проповедь Спасителя, проповедь мира и взаимной любви. Я все больше убеждаюсь, что религии могут сыграть миротворческую функцию на территории многонационального Северо-Кавказского региона;
  • в нашей станице четыре года ведется строительство храма Вознесения Господня, который уже стал украшением и главной ее достопримечательностью. Какие существуют традиции возведения храмов на Руси? Что символизирует внутреннее убранство храма? Какие чувства испытывают верующие, посещая храмы?

Чтобы ответить на эти вопросы я поставила перед собой следующие задачи:

- изучить церковно-историческую литературу по данной теме;

- посетить ближайший кафедральный собор – храм Святого Андрея Первозванного;

- познакомиться с архитектурой подворья Ставропольской и Владикавказской епархии;

-познакомиться с иконописью, украшающей стены этого храма и с порядком современного богослужения;

-создать учебный фильм с описанием Храма.

Глава I

Устройство православного храма

Есть особенные места, где удобнее совершать молитвы и где Господь находится особенным, благодатным образом.

Такие места называются храмами Божьими. Храм есть освященное здание, в котором верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. Храмы называются церквами, потому что в них собираются православные христиане для молитвы и для освящения себя таинствами. Храмы, в которые собирается духовенство из других ближайших церквей для торжественного богослужения, называются соборными.

Главный древнерусский храм - Десятинная церковь (храм Святой Богородицы), построенный мастерами из «греческой земли» и как архитектурное сооружение стало неординарным явлением. Она имела кресто-купольную планировку, но в оригинальном решении – своды храма опирались не на четыре, как это было в классическом византийском варианте, а на шесть столпов. По внешнему облеку была очень продольной, что значительно отличало ее от византийских храмов и напоминало болгарские базилики. Так рождался свой неповторимый русский храмовый стиль.

По своему наружному устройству Божии храмы отличаются от прочих обыкновенных зданий. Главный ход во храм всегда бывает с запада, т. е. с той стороны, где солнце заходит; а самая важная часть храма, алтарь, всегда обращена на восток, к той стороне, где солнце бывает утром. Так устроняются Божии храмы с тою целью, чтобы напомнить православным христианам, что с востока вера христианская распространилась по всей вселенной; на востоке от нас, в земле Иудейской, жил для нашего спасения

Господь Иисус Христос

Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. (Приложение 2)


Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица.


Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гробе и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.


Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.


Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.


На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (символ крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, и поставленные на дискос, чтобы покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о вознесении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей, царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовещения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

По таким традициям построен и храм Святого апостола Андрея Первозванного. Я выбрала для своего исследования этот храм, потому что он богат своей историей, великолепной архитектурой храмового комплекса, уникальными иконами, прославленными своими чудесами и имеющими всенародную известность. А также послушать хор Андреевского собора, который является лучшим церковным коллективом Юга России. (Приложение3)

Глава II

История создания храма Святого Андрея Первозданного

Ставропольская и Владикавказская епархия Русской Православной Церкви была учреждена в 1843 году с центром в городе Ставрополе.

Первоначально епархия именовалась Кавказской и Черноморской, позднее Кавказской и Екатеринодарской, Ставропольской и Екатеринодарской, Ставропольской и Бакинской и с 1998 года - Ставропольской и Владикавказской.

Все это время центром епархии был и остается город Ставрополь. Первоначально собор Святого Андрея Первозданного представлял собой небольшую деревянную церковь, которая была построена, как писал краевед и историк Северного Кавказа И. В. Бентковский, «за общественный счет под наблюдением Преосвященного епископа Иеремии, с той целью, чтобы основать здесь со временем Архиерейский дом и мужской монастырь».

В 1850 году епископ Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов, на кафедре с 1849-го по 1857-й год), поднял вопрос об устройстве в Андреевской церкви нового Архиерейского подворья, располагавшегося с 1843 года на территории Крестовоздвиженской церкви города.

Решение земельного вопроса затянулось и лишь в канун 900-летия Креще¬ния Руси (1888 г.) епископ Ставропольский и Екатеринодарский Владимир (Петров, на кафедре с 1886-го по 1889-й год) пишет ставропольскому губернатору: «Имею честь препроводить к рассмотрению в техническом отношении смету на постройку дома с подвалами, присоединяемого к существующей Крестовой церкви во имя св. Андрея Первозванного».

Глава III

Архитектура храмового комплекса Ставропольской и Владикавказской епархии

Храм Святого Андрея Первозванного здесь называется крестовой церковью потому, что вообще всякая домовая Архиерейская церковь, в честь какого бы свя¬того или священного события ни была называема, именуется Крестовой. В плане прямоугольная, с плоскими ризалитами. Фасад здания разделен карнизами на три яруса. В декоре широко использован руст и келевидные кокошники. Украшением здания стали полукруглые окна с арычными наличниками. Церковь перекрыта системой лотковых вспарушенных сводов, опирающихся на шесть столбов сложной конфигурации. Центральная часть перекрыта восьмилотковым сводом со световым отверстием. Венчает здание купол с позолочненным крестом, установленный на восьмигранном барабане с большими полукруглыми окнами, капителями. Внутренние своды опираются на двенадцать колонн. Они декорированы пилястрами с вазами и капителями. Между западными столбами храма помещены хоры. Иконостас резной, золоченный, вмещающий более полусотни икон. В росписи храма принимал участие осетинский поэт и иконописец Коста Хетагуров.

План домовой церкви был составлен губернским инженером Федором Кнорре. Здание церкви подвергалась несколько раз переустройству. Над проектом этого переустройства, а по существу - строительства нового храма, работали известные ставропольские архитекторы. Но именно благодаря архитектору Григорию Кускову внешний и внутренний облик храма вобрал в себя лучшие черты русского церковного зодчества.

Доныне фасад здания Андреевского собора, разделенный карнизами украшают полукруглые окна с декоративными коваными решетками и арочными наличниками. Восьмигранный барабан храма венчается куполом из штампованных железных пластин, увен¬чанных вызолоченным крестом на удлиненной луковице, который как бы парит в голубизне неба. Внутренние своды опираются на колонны, декорированные пиля¬страми. На хоры ведут узорчатые чугунные ступени винтовой лестницы.

Церковь соединена с архиерейским домом. Двухэтажная пристройка схематична выглядит как прямоугольник с двумя ризалитами на северном фасаде. У входа в дом крыльцо, оформленное в виде пилонов. Композиционное решение главного южного фасада восходит к традициям классицизма. Однако общий облик памятника эклектичен. Боковые части главного фасада флан¬кированы сдвоенными колоннами. Над карнизом установлены крепованные аттики. В средней части нижние пря¬моугольные окна разделены рустован¬ными пилястрами, доходящими до междуэтажного пояса с зубчиками. Верхние окна с лучковыми перемыч¬ками вписаны в полукруглые ниши, обрамленные профилированными ар¬хивольтами с тяжелыми замками. Вен¬чает здание мощный карниз простого профиля. Верхние окна других фаса¬дов объединены навершиями в виде ло¬манной профилированной тяги. Пла¬нировка дома коридорная. Приемный зал первого этажа перекрыт зеркаль¬ным сводом.

Колокольня расположена в одной ограде с церковью Святого Андрея Перво¬званного. Входит в комплекс Архиерей¬ского дома. На основе стилистическо¬го анализа и даты постройки церкви ко¬локольня может быть отнесена к 90-м годам XIX века. В плане представляет собой прямоугольник, несколько вытя¬нутый по оси восток-запад, с неболь¬шим ризалитом на южном фасаде. Вход расположен в северном фасаде. Помещения перекрыты системой кре¬стовых вспарушенных и коробовых сводов. Северные комнаты имеют плос¬кие потолки. Декоративная обработка фасадов различна. Главный южный фасад выдержан в эклектичных фор¬мах с преобладанием деталей древнерусской архитектуры. Наиболее характерный мотив — аркатурно-колончатый пояс. Гладкие плоскости других фасадов членятся по вертикали лопатками, а по горизонтали - междуэтажным карнизом. Северный фасад прорезан узкими арочными окнами. Большинство окон имеют первоначальную расстекловку с рамами в виде трифолиев.В интерьере сохранились первоначальные лестницы с деревянными точеными балясинами. Сохранилось несколько светильников в стиле модерн.

14 декабря 1897 года совершилось торжественное освящение храма еписко¬пом Агафодором (Преображенским, на кафедре с 1893-го по 1919-й год).

С восточной стороны храма находилось небольшое кладбище. В ограде подворья хоронили Архиереев, священников и достойных жителей Ставрополя. Здесь нашли последний приют генерал-губернатор - Николай Егорович Никифораки, национальная героиня Римма Иванова - сестра милосердия, удостоенная посмертно высшей офицерской награды - ордена Святого Георгия Победоносца IV степени. Внутри Владимирской церкви был захоронен митрополит Агафодор (Преображенский).

В послереволюционные годы кладбище было упразднено, надгробия выве¬зены в неизвестном направлении. Только в 90-е годы центральная часть этого памятника была случайно обна¬ружена и поступила в Ставропольский краеведческий музей. В конце 90-х годов, откликнувшись на просьбу греческой диаспоры о воссоздании надгробия генерал-губернатора Н. Е. Никифораки в ограде Андреевского собора, митрополит Гедеон (Докукин, + 2003 г., на кафедре с 1990 по 2003 гг.) благословил благое начинание, освятив вскоре восстановленное надгробие. (Приложение 4)

С церковью святого апостола Андрея Первозванного связана не одна стра¬ница истории Русской Православной Церкви периода гражданской войны. Самая яркая и трагическая - это проведенный здесь в мае 1919 года Юго-Восточный церковный Собор, собравший духовенство чуть ли не со всей России.

В 30-е годы XX века храм был превращен в архивное хранилище. Это со¬провождалось уничтожением купола и внутренней перепланировкой. Пострадал и Владимирский храм-звонница, лишившийся трех ярусов. Храм вновь начал действовать в августе 1942 года. Особую роль в этом сыграл протоиерей Николай Польской (могила которого сохранилась с восточной стороны собора). С этого времени Андреевский храм стал приходской церковью до 1962 года, когда архиепископ Михаил (Чуб), возведет его в ранг кафедрально¬го собора.

В 1975 году Ставропольским Архиереем становится выпускник Ставро¬польской Духовной Семинарии архиепископ Антоний (Завгородний). При нем обновляется храмовая роспись, устанавливается новый иконостас, новый купол с крестом на удлиненной луковице, возводится трехэтажный корпус для возрож¬денной Духовной Семинарии.

После кончины архиепископа Антония, с декабря 1989 года, на Ставрополь¬скую кафедру был назначен митрополит Гедеон (Докукин), который способство¬вал дальнейшему возрождению собора. Церкви возвращается здание Архиерей¬ского подворья, где разместилось затем Епархиальное управление. Помимо этого в июне 2002 года по благословению Владыки Гедеона начинается восстановление звонницы Владимирской церкви.

Преосвященный Феофан (Ашурков, на кафедре с мая 2003 года), нынешний епископ Ставропольский и Владикавказский, с первых дней своего служения про¬явил себя как мудрый архипастырь. Продолжая восстановление звонницы, Вла¬дыка явился также поборником церковного благолепия: в короткий срок были об¬новлены центральный и два придельных иконостаса Андреевского собора и рас¬ширены помещения для продажи духовной литературы и церковной утвари.

Жизнь Андреевского кафедрального собора сегодня представляет собой, без преувеличения, образец приходского служения, богатого и насыщенного деятельностью, способствующий укреплению внутренней жизни прихода. Это, без сомнения, связано с неутолимыми трудами настоятеля собора - Владыки Феофана и соборного духовенства.

Действующая Воскресная школа при кафедральном соборе имеет три класса, в которых обучается около семидесяти детей. Здесь воспитанники получают азы духовного образования, а также имеют возможность непосредственного общения со священником, который готов ответить на все вопросы подрастающего поколения.

В течение последних лет в Андреевском кафедральном собор в среднем за год совершается до ста венчаний и 1200 крещений.

На территории собора находится старейшее учебное заведение города Ставрополя - Ставропольская Духовная Семинария. Нынешние семинаристы, чьё рукоположение и первые шаги в священном сане совершаются в Андреевском храме.


Глава IV

Живопись и музыка

В Андреевском храме, чудом уцелевшем в эпоху гонений, находятся многие чтимые иконы. По учению церкви, каждая икона чудотворна. Из икон, заслуживших особое внимание, следует отметить те, которые написаны в Афонском Русском Пантелимоновом монастыре. Особо почитаемой иконой храма является образ Божией Матери «Троеручица» и «Утоли моя печали». Эти большие образа - ещё и свидетельство благочестия наших предков, поскольку принесены они были на руках с далёкого Афона.
Икона благоверного князя Александра Невского отличается хорошим письмом, основательностью. Она прошла страшную эпоху гонений и могла погибнуть просто от неблагоприятных условий. Но икона выстояла!

В главном храме епархии находятся много и более поздних икон. Они создавались в военное и послевоенное время. Кто писал эти иконы? По сути те, кто умел хотя бы немного держать в руках кисточку, - ведь большинство иконописцев погибли вместе со своими произведениями, разделив их участь. К иконам того времени относится ростовая икона Спасителя, икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

В храме находится целый ряд новонаписанных икон. Одна из них икона Божией Матери «Свято - Крестовская» - нововосозданная, связана с событиями, происшедшими в 1995 году на территории Ставропольской епархии в городе Будённовске. Участники этих событий свидетельствуют, что видели над захваченной боевиками больницы молящуюся Богородицу. Особо почитают прихожане кафедрального собора Владимирскую икону Божией Матери,- благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Среди икон Андреевского храма – шитый образ Пресвятой Троицы работы монахинь Ставропольского Иоанно – Мариинского монастыря.

В соборе находится частица нетленных мощей святого апостола Андрея Первозванного, вложенная в икону Апостола. В дни Престольного праздника, других епархиальных торжеств, эта икона выносится из алтаря для поклонения. Верующие имеют возможность соприкоснуться с первым апостолом Христа.
С возрождением в 1987 году Ставропольской Духов¬ной Семинарии был воссоз¬дан хор преподавателей и сту¬дентов. Первоначально руко¬водителями хора были препо¬даватели Семинарии, имев¬шие музыкальное образова¬ние (Александр Субботин, Михаил Гришечко и священник Владимир Сафонов). Хо¬ристы участвовали в богослужениях Андреевского Кафедрального собора. Репертуар составляли лишь обиходные песнопения и неко¬торые сочинения, написанные самими регентами. Вся нотная библио¬тека хора того времени помещалась в одну небольшую папку.
Продолжившие обучение в Московской Духовной Академии вы¬пускники Ставропольской Духовной Семинарии, сохранив привитую за годы учебы в Духовной школе любовь к церковному пе¬нию, пополнили репертуар род¬ного хора нотным богатством Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

За несколько десятилетий до этого с проблемой почти полного отсутствия нот церковных песнопений столкнулся выпускник Ставропольской Духовной Семинарии, тог¬да послушник Лев Мормыль, а теперь архимандрит Матфей. В своей работе по воссозданию традиционного пения в Лавре, он использовал знания и опыт, полученные в Ставропольской Семинарии, где пение преподавал известный тогда регент В. Пестрицкий. Он так же имел возможность приобщиться к наследию таких известных в то время композиторов, как В. Беневский, К. Пигров, диакон Павел Звонник.

В настоящее время хором СтДС управляет священник Сергий Рыбин. Его работа направлена на сохранение преемственности тех традиций, которые складывались за время существования коллектива. Изменилось качество подготовки хористов. Теперь они стали заниматься пением со специалистами по вокалу, изучать сольфеджио.

В настоящее время, благодаря заботам Владыки-ректора - Преосвященного Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, имеется все необходимое для нормальной работы хора. Во время многочисленных поездок Владыки по епархии его всегда сопровождает хор, что способствует распространению православной музыкальной культуры.

Заключение

В процессе работы над данной темой я прониклась идеей великой русской земли, начала понимать значение слов «духовное служение Родине и народу». Гордость за нашу историю, верность православию, духовному единству и соборности убедило меня, что только великий народ способен создать такую могучую философию, культуру. Постулаты православия вносили всегда в российский народ идеи коллективного движения к лучшему будущему. Важнейшей аспект Православия – духовно-нравственная направленность. Не вызывает у меня сомнения, что человек культуры должен знать учение Христа и следовать ему.
Отец Николай, семинарист Ставропольской Духовной семинарии сейчас решает очень большую задачу: закончить строительство местного храма. Строится он на общие средства жителей и предприятий станицы. Это говорит о том, что духовность просыпается в каждом из нас и появляется потребность очиститься душой и приобщиться к великим Таинствам.
Изучение истории и архитектуры храма Святого Андрея Первозванного помогли мне прикоснуться к православной религии, ее самобытности, опыта, мудрости, истоков развития. Мое сердце возвысилось, оно наполнилось чувством патриотизма, уважения к предкам к историческому прошлому и настоящему нашей страны и государства. Я нашла ответ на вопрос: почему души верующих рвутся в храм? - Что бы молиться Тебе, Господи!

Совесть, Благородство и Достоинство вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь как человек. (Б.Окуджава)

Список литературы

  1. Андрей (Мороз), игумен. История Владикавказской епархии./ Андрей (Мороз) – Элиста: АОр «НПП «Джангар»,2006.- 240 с.
  2. Алексеев Сергей Владимирович Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы Издательство «Сатисъ», лицензия ИД №05426 от 20.07.2001г. межрегиональный фонд «Держава», лицензия ИД №02981 от 06.10.2000г. 199034, Санкт-Петербург, В.О., Большой пр.,8/4 2, лит.А.
  3. Николай Блохин, Татьяна Блохина Ермоловский бульвар: вчера, сегодня, завтра.-Фонд развития, архитектуры, градостроительства, создания, охраны и реставрации памятников культуры, истории и архитектуры г.Ставрополя.-Ставрополь, 2002.-208 с.
  4. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к Росси. Издательский отдел штаб-квартиры всецерковного молодежного движения (Москва). Штаб-квартира регионального отделения всецерковного православного молодежного движения Ставропольской – Бакинской епархии (Пятигорск) 1992 г.


В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд — это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

Персональные инструменты
Инструменты