Тезаурус сетевой деятельности

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Тезаурус = онтология совместной сетевой деятельности

Содержание

Сеть

Сеть (сетевая структура) - любая совокупность объектов, некоторые пары которых соединены связями. Сеть документов (гипертекст), сеть компьютеров (Интернет), сеть веб-станиц (WWW), сеть сотрудников (социальная сеть) и т.д. в самом общем виде понятия «сеть», «сетевые структуры» используются в современном научном знании для обозначения взаимодействующей совокупности объектов, связанных друг с другом линиями связи.

Гипертекст

Гипертекст сеть документов, где документ содержит ссылки (гиперссылки) на блоки текста внутри самого документа или на другие документы.

Гиперссылка

Гиперссылка – hyperlink – выделенный объект (текст или изображение), устанавливающий связь с другим объектом.

Документ

Документ – объект на любом материальном носителе, где имеется информация, предназначенная для распространения в пространстве и времени. Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений.

Сеть Интернет - инфраструктура

Интернет - глобальная открытая коммуникационная инфраструктура, обеспечивающая доступ к удаленной информации и обмен информацией между компьютерами, построенная на использовании протокола TCP/IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей, образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть

Веб - Всемирная паутина WWW

Всеми́рная паути́на (англ. World Wide Web) — глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета и гипертекстовом протоколе передачи данных HTTP. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web). Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов сети Интернет, расположенных по всему миру. Веб-сервер является программой, запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные веб-серверы способны динамически формировать ресурсы в ответ на HTTP-запрос.

Страница (веб-страница)

Страница – page - документ, снабженный уникальным адресом, который можно открыть и посмотреть с помощью программы просмотра. Сеть страниц образует Всемирную Паутину. Как правило, страница включает текст, графику, звук, видео или анимацию, гиперссылки на другие страницы.

Веб 2.0 или Социальный Веб

Веб 2.0 - Социальный веб - термин, обозначающий платформу соучастия, основанную на втором поколении сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. Главный принцип веб 2.0. состоит в привлечении пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Создаваемые и изменяемые объекты выполняют связующую функцию и являются социальными объектами.

Например,
вики, блог, Фликр, делишес,

Социальный объект

Социальный объект - конкретный объект, служащий основой для формирования отношений и связей между людьми. Согласно концепции объектной социальности (Кнорр-Цетина) людей связывают не общие формы деятельности, а конкретные объекты совместной деятельности. Социальная сеть объединяет людей, но для объединения необходим катализатор, в роли которого выступает социальный объект, реальный и конкретный стимулятор связи. Энгестрём вслед за Латуром использует метафору мяча, объединяющего группу детей, играющих на берегу. Во всех успешных социальных сетях можно выделить этот паттерн присутствия социального объекта.

Например,
проект Scratch, модель NetLogo, документ Google

CAS

Комплексная адаптивная система. Теория сложных адаптивных систем (complex adaptive systems - CAS) описывает самые разные системы - природные и антропогенные, биологические и физические, большие и малые - в которых независимые агенты взаимодействуют между собой и обмениваться данными с другими агентами в системе, чтобы адаптироваться к изменениям в рамках системы. Сложные адаптивные системы имеют неиерархическую структуру, поэтому изменения, в них происходят, как правило, приводят к системным эффектам и эмерджентной самоорганизации. CAS имеют сетевую структуру - см. Думать как дерево. Базовые принципы CAS - сложность, эмерджентность, нелинейность и самоподобие.

  • Newell C. The class as a learning entity (complex adaptive system): An idea from complexity science and educational research // SFU Educational Review. 2008. № 1. C. 5–17.
  • http://www.ncte.org/college/briefs/complexity Issue Brief: Writing, Teaching and Learning as Complex Adaptive Systems
  • The Classroom as A Complex Adaptive System: An Agent-Based Framework to Investigate Students’ Emergent Collective Behaviors

Сложность

Сложность - система состоит из множество элементов, объединенных множеством связей и не может быть сведена к упрощенному описанию. См. Наука о сетях - связанность.

Например
Учебный класс не сводится к отношениям учитель - ученик.

Эмерджентность

Эмерджентность (системный эффект) - возникновение у системы новых свойств за счет взаимодействия составляющих эту систему узлов (независимых агентов). Характеристики эмерджнетных систем: Системы такого рода часто развиваются эффективно "сами по себе": относительно простые двунаправленные взаимодействия между относительно простых элементов порождает координацию и организацию без центрального управления. Некоторая степень автономии агентов и "случайности" в их поведении является важным элементом в развития и эволюции функции и продолжение эволюции упорядоченной сложности. Будущее таких систем не может полностью спрогнозировано заранее.

Например
Учебный класс, выполняющий письменное задание. В начале урока в этой системе собирается множество независимых агентов (учитель, ученики). Учитель обладает большими полномочиями, но не полностью контролирует действия учеников, так что эти независимые агенты начинают общаться друг с другом, чтобы преодолеть разного рода трудности, с которыми сталкиваются в классе. Некоторые из этих проблем напрямую связаны с задачами, которые поставил учитель, при совместном решении других проблем ученики могут больше узнать или об изучаемой теме или о письменной деятельности. В любом случае, направленное на решение проблем общение учеников является необходимой и ценной деятельностью. Время от времени эмерджентные группы самоорганизуются в классе и учитель не может полностью предсказать результаты, к которым приведет формирование таких групп.

Нелинейность

Нелинейность (эффект бабочки) - даже незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия. С другой стороны, большие изменения в окружающей среде может вообще никак не сказаться на системе. Причины и следствия в сложных адаптивных систем непредсказуемы.

Например
Смещение интересов участников деятельности может произойти внезапно - примеры в проектах MediaMoo или в Scratch

Самоподобие

Самоподобие в различных масштабах относится к фрактальным элементам, когда структуры или паттерны поведения повторяются на различных уровнях.

Например
Сетевое совещание может происходить между группой учеников, между учителями школы или между директорами школ. Во всех случаях организация будет примерно повторяться.

Среда

Совместная сетевая деятельность осуществляется цифровой среде, где объектами совместной деятельности являются цифровые объекты. Повсеместное использование информационно-коммуникационных сетей актуализировало исследовательский интерес к изучению сетей, сетевых принципов, сетевых структур. В научный оборот вошли понятия «сетевая структура», «социальная сеть», «сетевые сообщества», «сетевое общество», «сетевая культура», характеризующие происходящие в последние десятилетия социокультурные трансформации.

Информационная среда

Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Электронная среда

Электронная среда - среда технических устройств (аппаратных средств), функционирующих на основе физических законов и используемых в информационной технологии при обработке, хранении и передаче данных.

Цифровая среда

Цифровая среда - среда логических объектов, используемая для описания (моделирования) других сред (в частности, электронной и социальной) на основе математических законов (ГОСТ Р 52292-2004; Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения).

Бит

Бит – bit – наименьшая единица измерения информации в информационных системах. Термин является аббревиатурой выражения "binary digit"(двоичный разряд). Может принимать одно из двух значений – 0 и 1.

Байт

Байт – byte – основная единица количества информации в компьютерной технике, равная 8-ми битам. Производные единицы измерения: килобайт (210 байт), мегабайт (220 байт) или гигабайт (230 байт).

Цифровой объект

Цифровой объект - объект, состоящий из структурированной последовательности байтов, имеющий название, уникальный идентификатор и атрибуты, описывающие его свойства. Основные характеристики цифрового объекта: Редактируемость (изменяемость), Интерактивность, Открытость, Копируемость и распространяемость

  • Kallinikos J., Aaltonen A., Marton A. A theory of digital objects // First Monday. 2010. № 6 (15).


Цифровой учебный объект

Учебный объект - цифровой объект, пригодный для повторного использования в учебных целях. Небольшой компонент учебного материала, который может быть использован в различных контекстах обучения. http://edutechwiki.unige.ch/en/Learning_object

Цифровая история - цифровой рассказ

Принятый в мировой образовательной практике термин «цифровая история» (digital story) - создаваемый субъектом сетевой деятельности продукт(рассказ, нарратив), который может принимать различные формы цифрового объекта(текст, презентация, театральный спектакль, видеоигра, анимация, модель, сценарий будущего, нормативно-правовой акт). Цифровая история и составные элементы этой истории могут использоваться другими участниками совместной деятельности при создании новых историй.

Сетевое общество

В понятиях «сетевое общество», «сетевая организация» и «сетевая культура», которыми активно пользуется современная социологическая и организационная наука, понятия «сеть» и «сетевой» противопоставляется понятиям «иерархия» и «иерархический» и соотносится с концепцией «со-управления» и концепцией децентрализации управления.

Сетевая культура

Понятие Сетевая культура указывает, что единое пространство современной культуры поддерживается благодаря развитию коммуникационных сетей, включает множество сетевых структур и основывается на таких принципах как асинхронность, нелинейность и децентрализация.

Сетевая наука

Понятие сетевая наука - network science активно использует в своих работах Ласло Барабаши


Социальная информатика

Социальная информатика – наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе.

Деятельность

Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность — присущая только человеку форма активности, идеальное и/или предметно-практическое взаимодействие индивида с миром, опосредствованное элементами социокультурного опыта поколений, зафиксированного в знаково-символических, орудийных и образных формах. Отдельные звенья деятельности могут быть делегированы другим людям или искусственным устройствам. В структуре деятельности прежде всего выделяются субъект деятельности, объект (предмет) деятельности и сам процесс деятельности, который связывает субъекта и объект (предмет) деятельности. Основными характеристиками деятельности являются ее предметность и субъектность.

Понятие деятельности было введено для характеристики человеческой активности в классической немецкой философии (Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте) в XVIII в., а в советской психологии XX в (А.Н.Леонтьев,С.Л.Рубинштейн) оно стало ключевым объяснительным понятием. Вводя понятие деятельности в теорию познания, Маркс придавал ему строго материалистический смысл: для Маркса деятельность в ее исходной и основной форме - это чувственная практическая деятельность, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них, подчиняясь их объективным свойствам.

Совместная деятельность

В отношении социальной сферы известно высказывание К. Маркса: «Человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди». Не отдельные индивиды создают и производят деятельность, а она сама «захватывает» их и заставляет людей действовать определенным образом».

Сетевая деятельность

Совместная сетевая деятельность

Совместная сетевая деятельность - совместные действия нескольких агентов в среде электронных коммуникаций, направленные на получение общего результата. В процессе совместной сетевой деятельности создаются и видоизменяются цифровые объекты. Участники совместной сетевой деятельности всегда объединены общими объектами (статьями, фотография, диаграммами, программами), в отношении которых они совершают свои действия.


Субъект сетевой деятельности

Объект сетевой деятельности - цифровой объект

Всякий объект есть объект деятельности. Вообще когда мы говорим «объект», то это означает, что нечто принадлежит деятельности, именно деятельность очерчивает границы объекта.

Продукт сетевой деятельности

Результат сетевой деятельности

Образовательный результат совместной сетевой деятельности



Субъект деятельности

Субъектность

Субъектность, или осмысленность деятельности — принадлежность субъекту, который осуществляет посредством деятельности свои отношения с миром и накладывает на ее протекание индивидуальный отпечаток своих мотивов, целей, характера, способностей и личности в целом.

Продуктивная субъектность

Инструмент

Инструментом (или устройством производства записей) Латур называет называть любую установку, вне зависимости от ее размера, устройства или стоимости, производящую визуальный продукт, который используется в научных текстах.

Умения совместной деятельности

В основании динамической концепции совместной деятельности находится концептуальный «треугольник», объединяющий три направления: • предметно-направленное взаимодействие (взаимодействие, направленное на изменение предмета совместной деятельности); • субъектно-направленное (взаимодействие, направленное на изменение характеристик индивидуального субъекта совместной деятельности); • организационно-направленное (взаимодействие изменяющее способы и стиль выполнения деятельности).

Умения для предметно-направленных взаимодействий

Умения для субъектно-направленных взаимодействий

Умения для организационно-направленных взаимодействий

Сообщество

Сообществом является такое подмножество вершин С от V, что для всех вершин принадлежащих к подмножеству C существует, по крайней мере, столько же связей с вершинами подмножества C, сколько их связывает с другими элементами множества V.

Например,
Документы принадлежат одному и тому же сообществу, если они содержат больше перекрестных ссылок между собой, чем ссылок на внешние к сообществу документы.
  • Flake G.W., Lawrence S., Giles C.L. Efficient identification of Web communities KDD ’00 / New York, NY, USA: ACM, 2000. 150–160 с.


Сообщество практики

Легитимное периферийное участие

Граничный объект

Сетевое сообщество

Сетевое сообщество это - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную сетевую деятельность.

Сетевой анализ

Сетевой анализ - исследовательский инструментарий, который применяется в самых разных областях: в биологии, экономике, логистике, физике и т. д. Сетевой анализ, используемый в социальных науках, носит официальное название «Social Network Analysis» («анализ социальных сетей»), однако во многих работах социальных аналитиков его обозначают просто как «сетевой анализ». При анализе социальных сетей внимание уделяется связям, а не самим действующим лицам. Как правило, социальная сеть описывается графом или матрицей взаимоотношений.

Динамический сетевой анализ

Динамический сетевой анализ - сетевой анализ, когда изучается не просто структура связей между узлами, но и то как эти связи образуются и изменяются во времени.

Например,
Как возникают и распадаются связи внутри учебной группы.
  • Moody J., Mcfarl D., Bender-demoll S. Dynamic Network Visualization // American Journal of Sociology. 2005. № 4 (110). C. 1206–1241.

Граф

В математической теории графов и информатике граф — это совокупность объектов со связями между ними. Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи — как дуги, или рёбра. Для разных областей применения виды графов могут различаться направленностью, ограничениями на количество связей и дополнительными данными о вершинах или рёбрах.

Двумодальный граф

Двудо́льный граф или бигра́ф — это математический термин теории графов, обозначающий граф, множество вершин которого можно разбить на две части таким образом, что каждое ребро графа соединяет какую-то вершину из одной части с какой-то вершиной другой части, то есть не существует ребра, соединяющего две вершины из одной и той же части. Бимодальные социальные сети, построенные по критерию участия акторов в одних и тех же событиях или принадлежности к социальным группам. В отличие от традиционных сетей, бимодальные графы включают два множества элементов - акторов и события. Отношения между элементами одного множества обусловлены их связями с элементами другого. Основное предположение, лежащее в основе анализа биграфов, состоит в том, что совместное участие в событиях создает условия для возникновения социальных связей другого типа - знакомств, дружбы, конкуренции.

Например,
Ученые пишут совместные статьи. Одна часть графа состоит из ученых, а вторая из статей. Ученики разделены на группы и связаны с группами.
  • Если взять черный ящик и сделать "стоп-кадр", синхронный снимок, образующую его систему союзов можно будет рассматривать двумя способами: во-первых, с точки зрения того, кого в соответствии с дизайном он должен вовлекать; во-вторых с точки зрения того, с чем именно он связан, чтобы вовлекать сторонников максимально надежно. С одной стороны, можно представить все происходящее в виде социограммы, а с другой в виде технограммы. При этом каждый фрагмент информации об одной системе является, в то же самое время, и информацией о другой системе
    • Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Б. Латур, Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 413 c. (с 225)

Одномодальный граф

Граф, который получается в результате сведения графов большей модальности к узлам, принадлежащим только к одной группе.

Например,
из двумодального графа авторов и статей при преобразовании получается граф авторов, где связаны те, кто совместно редактировал статьи.

Социограмма

Социограмма - способ представления, межличностных и межгрупповых отношений в виде системы связей (графа) между индивидами или социальными группами.


Сетевые метрики

Сетевые метрики - показатели, которые используются при анализе социальных сетей.

Плотность

Чем больше связей, тем активнее осуществляется взаимодействие между узлами. Плотность - показатель активности

Центральность

Чем выше индивидуальный показатель сетевой центральности по посредничеству, тем выше вероятность того, что данный участник контролирует информационные потоки внутри системы совместной сетевой деятельности. Групповой индекс центральности по посредничеству равен нулю в том случае, когда все индивидуальные показатели равны, и 100, если в графе доминирует одна вершина. Чем ниже групповой индекс, тем ниже централизация.

Кластеризация

Коэффициент кластеризации достигает высокого уровня у тех узлов, которые включены в состав групп. Чем выше значение группового (глобального) показателя коэффициента кластеризации, тем выше вероятность того, что между участниками осуществляется взаимодействие.

Дизайн

Дизайн это - деятельность человека по формированию объектов в определенных целях. По мнению Г.П.Щедровицкого дизайн - проектирование системы «человек — вещь».

Педагогический дизайн

Дизайн, направленный на получение педагогического результата

Персональные инструменты
Инструменты