Никишины, Степан Иванович и Анна Павловна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Фото Никишиных.jpg

В нашем семейном альбоме бережно хранится всеми любимая фотография 1950 года семьи Никишиных, проживавшая в селе Шеменеевка. Фотографировались мои предки в день прихода из армий старшего сына Ивана. В армию его призвали в 1946, сразу после войны, прослужил он 4 года. С этой фотографии ласковым и добрым взглядом смотрят на нас мои прабабушка Анна Павловна и прадедушка Степан Иванович Никишины. Мальчик в фуражке – это мой дедушка Костя. Ему здесь 13 лет. На заднем плане дедушкин младший брат Володя, ему 12 лет. Между прабабушкой и прадедушкой сидит их младший сынишка Саша. Ему, наверное, лет шесть.

Я очень люблю рассматривать фотографию, сравнивать лица с неё со своими тетями, дядями и находить сходства. Какие взрослые и взгляды у детей! Они не по - детски серьезны и задумчивы. Из рассказов своего дяди я много узнала об их жизни, ведь он их всех видел живыми. Ему приходилось с ними общаться. Я видела только дядю Сашу, живет в Донецке, на Украине. Всю свою жизнь Александр Степанович проработал в шахте имени XXll създа КПСС. А попал туда не случайно. Старший Иван его забрал к себе. Там отслужил армию, да и остался жить. Дядя Володя жил в Новосибирске, работал водителем автобуса. Сейчас его уже нет в живых, остались дети и внуки. С ними мы поддерживаем связь. В прошлом году к нам приезжали в гости его сын и дочь. Всем нашим большим семейством мы сходили на кладбище, побыли на могилках прадеда и прабабушки и моего деда. Мой дедушка Костя рано ушел из жизни, ему всего было пятьдесят лет, оставив сиротами восьмерых своих детей. Чуть подольше прожил дядя Володя.

Почему так рано они покинули этот мир? Наверное, на нездоровье повлияла война, которую им пришлось пережить. Многое пришлось повидать детям войны: голод, холод, тяжкий труд, нищету. Прабабушка работала в поле, а вместе с ней и дети. Не боялась она никакой работы. По ночам они бегали на картофельное поле соседнего колхоза « Алга» собирать остатки картошки, ведь есть было нечего. А днём поля охранялись. Дети пухли от голода. Мой дедушка не мог ходить до 7 лет. У него болели ноги. Но он не отставал от ребятишек, вдогонку бегал за ними на четвереньках. В ногах не было силы. А откуда ей было взяться? Питались конёвником, лепешками из отрубей и крахмала, супом из лебеды. Вот и вся еда.

Моя мама часто вспоминает рассказы деда о военном времени. Дедушка об этом рассказывал своим детям, едва сдерживая слёзы. Его раздражало, когда ребятишки бросали кусочки хлеба, не доедали суп или кашу. В своей жизни он ценил всё вещи и предметы. Как ребёнок радовался удачам, детскому смеху, которого в доме было много. До женитьбы шесть лет работал на целине. Вернулся в родное село, обзавёлся семьёй, работал шофером в колхозе « Новая жизнь». В уборочную страду на комбайне в родном колхозе. Старался побольше заработать, ведь ребятишек нужно было и обувать, и одевать. Много раз он ездил от колхоза в Прибалтику, на Кубань на заработки. Сколько было радости, когда дед возвращался с подарками и сладостями. Своим детям он старался дать всё, чего не было в детстве у самого.

В войну много приходились детям работать. Дрова на зиму заготавливали сами, да какие там дрова – хворост. Избенка у Никишиных была маленькая, но прочная, тёпло держало долго. Дедушка Степан сам её строил. Прабабушка Анна вместе со всеми женщинами работала в поле. Она и жала и молотила, да ещё детей успевала воспитывать. Много испытаний приготовила ей судьба. В войну ей пришлось похоронить двух своих уже взрослых детей - сына и единственную дочку. Два брата: Досаев Александр Павлович и Досаев Григорий Павлович пропали без вести, но ничто не сломало эту сильную женщину.

Началась другая жизнь, когда с фронта в 1943 году вернулся прадед Степан. Он получил ранение в ногу и его демобилизовали. На фронте он был сапёром. Всё тело прадеда было в шрамах. Он ночами стонал и не спал, его мучили боли. Он мог всю ночь просидеть на завалинке родного дома. Не унывал и не жаловался он на здоровье. Во всём поддерживал жену. Вскоре они обзавелись хозяйством, завели козу, кур. За курами дедушка ездил в Шумерлю. Жизнь стала потихоньку налаживаться. Подрастали сыновья- помощники. Избытки продукции: яйца, творог, цыплят носили в Андреевку на базар. Продукты меняли на одежду, ткань, посуду. Прабабушка и прадед прожили долгую семейную жизнь. Прадед умер в семьдесят лет. Прабабушка в восемьдесят три года. Она успела увидеть и понянчить всех своих внуков, а их четырнадцать. Но до девятнадцати правнуков и одного праправнука она не дожила. Вот какое большое наше семейство сейчас!

Мне очень жаль, моих прабабушку и прадедушку, глядящих с фотографии, их нет с нами. Я, думаю, что если бы они увидели нас всех: внуков, правнуков и праправнуков, то, наверное, сказали: « Мы жизнь прожили не зря!». У меня есть крёстная тётя Анна Константиновна и крёстный дядя Степан Константинович, а названы они в честь и прадеда, и прабабушки. Наши родственники считают, что у них много с ними сходства. Я очень благодарна всем своим предкам за то, что они мне подарили жизнь, мир. Я их никого не видела, но всех очень сильно люблю!

Персональные инструменты
Инструменты