Лушмарь, деревня (Уренский район, Нижегородская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Деревня Лушмарь Уренского района Нижегородской области


Стоит среди раздольного поля огромная липа :ствол в несколько обхватов ,испещренная временем грубая кора, раскидистая крона с зеленеющей летом листвой и свистящими в ней ветрами во время осенних стуж и зимних вьюг…. Трудно представить, сколько ей лет. Она оказалась молчаливым свидетелем многих событий. Теперь стоит как память о деревне Лушмарь.

Липа- единственное, что осталось от некогда шумной трудолюбивой деревни. Лушмарь- название не совсем привычное для слуха. Корни его –в марийском языке: «луш»-слабый, «марь»- мариец .Сложно соотнести это название с далеко не слабыми жителями деревни, но какие-то причины ,вероятно, были . Второе название у деревни –проще и понятнее- Костюнята.

В 1842 году облюбовал эту возвышенность, поросшую могучими елями, житель деревни Караваиха Новоуспенской волости Костромской губернии Костюнин.Места там были глухие, но красивые. Рядом протекала Темта и еще маленькая речушка. Дорогу в пять километров, по которой ему предстояло перевезти свое имущество, он выбрал накануне, сделав засеки на деревьях и определив, где можно протащить телегу. Эти километры он преодолел за двадцать семь часов. Вот такой непроходимой была местность.

Костюнины стали основателями деревни, и эта фамилия была в ней самой распространенной: Венеамин Павлович, Александр Иванович, Федор Алексеевич, Анатолий Павлович Костюнины.

Деревня жила 134 года. Последним ее покинул в 1976 году Василий Александрович Лебедев. Жаль было покидать просторный дом, где вырастили они с Александрой Ивановной семерых детей: Валю, Славу, Пашу,Валеру,Сашу,Катю,Люсю. Разъехались дети, большинство их друг за другом обосновались в Тюменской области. Знаменитая липа стояла недалеко от дома Лебедевых.

Деревня не отличалась особым богатством, хотя люди в ней жили трудолюбивые, дружные. В 1931 году объединили они свои хозяйства в колхоз «Победа», председателем которого был Алексей Николаевич Поспелов. Долгое время единоличником оставался Михаил Андреевич Горюнов.

Хотя коснулось деревни раскулачивание, она держалась: в 1940 году в 38 хозяйствах проживали 190 человек.

Отгремела война. Не вернулись в Лушмарь с фронта девять мужиков. А те, кто выжил и вернулся, стали работать за троих. Так, Николай Александрович Лебедев, награжденный орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу», стал бригадиром. Работал на совесть. До сих пор о нем тепло вспоминают земляки. Остался жив капитан Павел Иванович Беляев, но он вместе с женой остался служить в армии. Всю жизнь проработал в колхозе фронтовик Александр Леонидович Смирнов. Трудилась многочисленная семья Ивана Николаевича и Екатерины Яковлевны Поспеловых. Хозяйство в лушмарской бригаде объединенного колхоза «Родина» было солидное: ферма коров, конный двор, овчарня. Помнят животноводы Александра Павловна Костюнина (Румянцева), Вера Ивановна Поспелова (Соловьева), Зинаида Ивановна Горюнова, Зоя Ивановна Костюнина, как глубоки были колодцы на ферме, как возили воду с пруда, с какими старанием и любовью ухаживали за молодняком, пекли хлеб, варили картошку. А картошка на лушмарских полях родилась знатная.

Лушмарцы умели не только трудиться, но и веселиться. Евгений Лебедев с гармошкой мог прийти прямо на ферму, отчего веселей работалось молодым девчатам. Ну а престольный праздник – Троицу – помнят все жители. Плясали около домов Бровкиных и Горюновых. Исаак Поспелов и Евгений Лебедев играли на гармошке, Фаина Поспелова – на балалайке. Веселились вместе и гости из Бурлакова, Кротова, Зиневят. Без шуток и прибауток Вениамина Павловича Костюнина не обходился ни один праздник.

Жил в деревне и чудак, да еще вдобавок и мастер на все руки – Николай Григорьевич Бровкин. Однажды смастерил он велосипед на деревянных колесах самопрядки и катался по деревне. Все семейные неурядицы он превращал в смех. Все ждал, когда у него родится сын, а рождались в семье одна за другой дочки. Был он бесхитростным человеком, всё его немудрёное хозяйство было на виду. Были в истории деревни и горе, и потрясения. В 1936 году у Ивана Александровича Горюнова сгорел дом от попадания в него молнии. Позднее он строил другой, в одной половине которого размещалась контора.

В 1953 году два дня подряд выла собака. На это обратили внимание все. Выла так, что деревня замерла в ожидании беды. Действительно: умер Иван Васильевич Смирнов. Когда его хоронили, все жители были на кладбище, и в это время загорелся дом у Гусевых. Тушить было некому.

В 1979 году хулиганил Женька Галкин. Сжёг свой дом, сильно пил и погиб, замерзнув пьяным.

Трогательным было отношение жителей к глухонемой Сане, проживавшей в деревне. Всем миром ей поставили избушку, помогали с дровами, подкармливали. Зоя Ивановна Костюнина могла с ней «разговаривать» и служила «переводчиком». Когда деревня стала разъезжаться усадьбе, встал вопрос о том, куда деваться глухонемой одинокой старухе. Долгое время держали её в своих домах по очереди, жалея старость и одиночество. Но и сами-то последние жители деревни были в преклонном возрасте, поэтому отвезли глухонемую в дом престарелых. Разъехалась деревня, но не покинула самого беспомощного жителя. И осталась стоять на прежнем месте раскидистая липа. Приезжают иногда бывшие жители по старой памяти за ягодами или грибами, постоят около неё, вспомнят свою деревню Лушмарь. Побывала у этой липы и я со своими учениками-краеведами.

Персональные инструменты
Инструменты