Команда ЛПК города Лукоянова/Сетевой проект Святой витязь земли русской

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Эмблема Александр Невский.jpg

Святой витязь земли русской

Название команды

Команда ЛПК

Девиз

Мы пишем историю своих побед

Состав команды

Участники:

  1. Ильин Евгений
  2. Виола Чеснокова
  3. Николай Сорокин
  4. Надежда Архипова
  5. Анна Синицына

Руководитель: Табашина Ольга Николаевна

Наша школа

"Мы этой памяти верны" (Подготовительный этап)

30 октября-9 ноября

Создали личные страницы и страницу команды.

1. Команда заполнила входную on-line анкету

2. Команда обсудила стартовую презентацию

3. Загрузили статью в совместную on-line интерактивную газету «Патриоты земли русской» о Кузьме Минине и Дмитрие Пожарском.

4. Заполнили совместный документ «Кавалеры ордена Александра Невского» статьей о Солопаеве Борисе Павловиче.

5. Выполнили рефлексию в блоге проекта

"Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)

11-16 ноября

Вопросы для исследований

Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией?

Господство над Русью

С конца XIII в., точнее — с первой половины XIV в., татарские баскаки исчезают. Сбор татарской дани возлагается на русских князей под ответственностью великого князя. Власть хана по отношению к этим вассальным князьям формально выражалась еще и в том, что эти князья утверждались на своих княжеских столах ханами через вручение им ярлыков. Старший среди князей, или великий князь, тоже получал особый ярлык на великое княжение. Татарский “выход” должны были платить все. С этой целью татары и производили переписи населения. Для первой переписи и сбора дани Бату послал баскаков. Об этой первой переписи мы имеем глухие намеки. В повести о князе Михаиле сказано, что население от батыевых полчищ разбежалось, а оставшихся в городе Киеве “сочтоша... в число и начата на них дань имати” . Новая перепись была произведена, как мы видели, в 1257 г. при хане Берке, который прислал для этого уже специальных численников. Эти численники, согласно показанию Лаврентьевской летописи, поставили десятников, сотников, тысяцких и темников.

Господство в Средней Азии

Страны и народы, завоеванные монголами, были поделены между отпрысками Чингис-Хана. Каждому из них был выделен улус (удел) с определенным количеством войска и зависимыми людьми. Тулуй, младший сын Чингис-Хана, согласно обычаю, получил в удел Монголию - коренное владение (юрт) отца. Ему была отдана в подчинение 101 тыс. воинов из 129 тыс. человек регулярной армии. Угедею, третьему сыну Чингис-хана, был выделен улус в Западной Монголии с центром на верхнем Иртыше и Тарбагатае. После возведения на трон в 1229 г. он поселился в Каракоруме - столице Монгольской империи. Наследникам Джучи, старшего сына Чингис-хана, отдали земли, расположенные к западу от Иртыша и "от границ Каялыка (в Семиречье) и Хорезма до мест Саксин и Булгар (на Волге), вплоть до тех пределов, куда доходили копыта татарских коней". Другими словами, в этот удел вошли северная часть Семиречья и Восточный Дашти Кипчак, включая Нижнее Поволжье. Границы Джучиева улуса были расширены при Бату-хане, совершившем поход в Камскую Булгарию, на Русь и в Центральную Европу. После образования Золотой Орды центром улуса Джучидов стало Нижнее Поволжье. Чагатай, второй сын Чингис-хана, получил от отца 4 "тьмы" (или тумена, монг. "10 000", а также "бесчисленное множество"), включавшие территории племен барлас и кунграт, и земли от Южного Алтая и р. Или до Амударьи. Его владения охватывали Восточный Туркестан, значительную часть Семиречья и Мавераннахр. Основная территория его улуса называлась Иль-Аларгу, центром которой был г.Алмалык. Тем самым Средняя Азия была включена в состав Монголо-Татарского ханства, а Русь сохранила хоть какую-то независимость, хоть и платила дать хану.

Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси?

В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, пришло в упадок прикладное искусство. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом, торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у некоторых городов. Татаро-монгольское нашествие привело к резкому сокращению населения страны, особенно городского. Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель многих князей и дружинников, профессиональных воинов и феодалов приостановила развитие феодального земледелия.

Восстановление разрушенных городов и деревень в значительной степени затруднялось двумя долго действующими факторами. Во-первых, существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани. Во-вторых, по свидетельству крупного историка-исследователя, специалиста по истории Золотой Орды В.Л. Егорова, до середины XIV в. на земли северо-восточной и юго-западной Руси было совершено более 20 военных нападений различных по численности золотоордынских отрядов, и крайне ослабленная после разгрома Русь длительное время фактически в одиночку сдерживала постоянный натиск монголов и даже в значительной мере сковывала их дальнейшую экспансию, неся при этом немалые потери (Егоров В.Л. Золотая Орда: Мифы и реальность. М., 1990).

Страшным был ущерб, нанесенный монголотатарами крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне - пленные были важной статей "экспорта" из Золотой Орды на Восток. Разорение "глады" и "моры", постоянная угроза рабства - вот, что принесли завоеватели русской деревне. Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси монголо-татарским и завоевателями, не ограничивался опустошительными грабежами во время набегов. После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде "дани" и "запросов". Постоянная утечка серебра и других металлов имела тяжелые последствия для хозяйства. Серебра не хватало для торговли, наблюдался даже "серебряный голод". Трудно даже представить себе, как бы дорого обошлись человечеству походы монгольских ханов и сколько еще несчастий, убийств и разрушений они могли причинить, если бы героическое сопротивление русского народа и других народов нашей страны, измотав и обессилев противника, не остановило нашествия на границах Центральной Европы.

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси.

Каково влияние монгольского ига на политический строй Руси?

Если говорить о политическом влиянии со стороны Золотой Орды во время татаро-монгольского ига, то можно с уверенностью сказать, что традиционные взаимоотношения между монархией, демократией и аристократией, как тремя элементами власти, были совершенно разрушены монгольским нашествием. Прежнее равновесие их исчезло.

Одним из подтверждений этому может служить постепенное сокращение власти вече (одного из главных демократических институтов) и последующее его исчезновение. Князьям и боярам удалось приспособиться к требованиям завоевателей и установить с ними относительный мир. Горожане же и ремесленники особенно, вскипали негодованием при каждом очередном ограничении, вводимом новыми правителями. Поэтому монголы, со своей стороны, были полны решимости подавить сопротивление городов и ликвидировать вече как политический институт. Для этого, по всей видимости, они склонили русских князей к сотрудничеству, поскольку те сами опасались революционных тенденций вече в городах.

Совместными усилиями монголы и князья предотвратили общее распространение городских волнений во второй половине 13 в. и подавляли разгоравшиеся время от времени восстания. Власть вече, таким образом, резко сократилась, а к середине 14 в. оно прекратило нормальную деятельность в большинстве городов Восточной Руси и не может рассматриваться как элемент правления. «Само слово «вече» стало синонимом мятежа».

Боярский совет представлял в своем лице аристократический элемент власти. Несмотря на все свое влияние на ход государственных дел и рост собственных земельных владений, московскому боярству не удалось за монгольский период точно определить свои политические права. Какие факторы помешали им создать твердые конституционные гарантии работы их совета? Главным из них, по нашему мнению, было существование высшей монгольской власти. Поскольку власть русских князей, включая великого князя московского, исходила от ханского ярлыка, князь всегда мог обратиться к хану за помощью против внутренней оппозиции. Другим ограничением потенциальных политических устремлений бояр являлось отношение низших слоев, горожан. Несмотря на упадок вече как института, горожане, тем не менее, оставались элементом в русской политике. От них можно было ожидать яростного противодействия установлению аристократического строя любого рода. Хотя великий князь постоянно срывал их преждевременные попытки восстать против монголов, народ не выступал против княжеской власти в принципе, поскольку в великом князе, как главе вооруженных сил, они видели единственного лидера, способного в будущем возглавить успешную национальную борьбу с монголами. Простые люди тоже с подозрительностью относились к боярам как к группе, и не доверяли им. В любом случае, с точки зрения народа, князь представлял из себя меньшее зло, чем бояре.

Кроме того, постепенно усиливалась и расширялась хозяйственная база князей. С ограничением политической власти монголами, им ничего не оставалось, как уделять больше времени руководству своими владениями. В результате великокняжеские владения превратились в главную основу и экономическую силу княжества. Земельные поместья не только являлись одним из основных источников дохода великого князя, но также они стали ядром его владений в административном смысле. Вся концепция княжеской власти была теперь изменена наследственными традициями. Теперь во всех княжествах главенствовал наследственный принцип передачи власти от отца к сыну. Следует здесь сразу отметить, что монголы с первых дней признали права династии Рюрика на великое княжение. В Москве семейная традиция обязывала каждого князя выделять удел всем его сыновьям, но, в отличие от других княжеств, он обычно делал долю старшего сына - наследника престола, больше доли остальных. Сначала материальное превосходство старшего сына была не сильно заметна. Но, как принципы, эта тенденция сыграла огромную роль, т.к. каждый последующий князь мог увеличить пропорцию в пользу своего старшего сына. Мотивом этого было, очевидно, желание надежно гарантировать каждому последующему правителю господствующее положение в своем роду, если не полное единство княжеского правления. Дмитрий Донской был первым, кто «благословил» своего старшего сына Василия Первого Великим княжеством Владимирским. В свою очередь, чтобы закрепить права своего старшего сына – Ивана Третьего, уже Василий Второй объявил его великим князем и соправителем в конце 1447 или начале 1449 года. А во второй половине его правления, Василий Второй без колебаний «благословляет» Ивана Третьего своей «отчиной», великим княжеством. Тот вступил на стол по этому благословению, не заботясь уже об утверждении хана.

Т.о., действия монголов по внесению раздора между князьями посредством перетасовки ярлыков на княжение, играя на политических амбициях последних – стали причиной, не «желая этого», кардинальных изменений в наследственной традиции.

С другой стороны, в Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения («бить челом»). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение чувств подданных.

Под влиянием специфически азиатских правовых форм и способов наказания, у русских развивалось традиционное родоплеменное представление о карающей власти общества и ограниченности княжеского права наказывать людей.

Теперь карающей силой стало не общество, а государство в лице палача. Именно в это время Русь узнала «китайские казни» - кнут («торговая казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей, языка), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с 10 веком, временем Владимира Святославовича.

В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIIIв. и какова роль Невского в нем?

Альтернативы цивилизационного развития и возможности их выбора Русью в середине ХIII в.

Западноевропейское рыцарство

  1. На завоеванных землях власть русских князей переставала действовать.
  2. Рыцари захватывали земли, подчиняли себе население, строили свои замки и укрепления.
  3. Вместо православных церквей возводились костелы, население насильственно обращалось в католичество

Монголы

  1. Власть хана не отменяла власти русских князей в их владениях. На покоренных русских землях сохранялась прежняя система управления.
  2. Условием сохранения власти князя было признание верховной власти хана и получение от него ярлыка на подтверждение своих прав.
  3. Во внутреннюю жизнь страны монголы не вмешивались.
  4. Православная церковь сохранила свое влияние на завоеванных монголами русских землях.
  5. Ежегодная выплата дани (ордынский выход)
  6. Участие в военных походах монголов


Выбор был сделан в пользу Орды. Выбор восточной цивилизационной альтернативы был вынужденной мерой, он был очень тяжел для страны. Но позволил сохранить свою духовную основу, территорию и саму государственность. Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой в которой погиб его отец, и западом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в политической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. В соборном мнении потомков выбор Александра получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли русская православная церковь признала князя святым.

Визуализация эпохи Александра Невского

SWOT-анализ ЛПК.jpg

Наш SWOT-анализ

Мы добавили обсуждения на страницы команд Команда НГПУ им. Козьмы Минина города Нижнего Новгорода и Команда Тамбовские Ярославны р.п.Сосновка Тамбовской области и провели рефлексию в блоге проекта.


"Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет" (2 этап «Александр Невский - полководец»)

18-23 ноября

Вопросы для исследований

Как вы думаете, почему давление рыцарей - крестоносцев на Русь усилилось в начале 40- х годов 13 века?

В отличие от русских, немцы своего шанса упускать не собирались. В 1237г. остатки ордена Меченосцев объединились с Тевтонским орденом в единый Ливонский орден. В том же году римский папа Григорий благословил немецких рыцарей на новый поход против русских земель. В 1238г. получили благословение на поход против Руси и шведы, которые к тому времени захватили Финляндию. Время для наступления было выбрано удачно -- Северо-Восточная Русь была ослаблена нашествием Батыя.

Новый натиск был уже скоординирован. В 1239г. немцы и шведы начали переговоры о совместных действиях против северной Руси, которую они стремились завоевать одновременным двусторонним натиском с запада и севера. Переговоры отчетливо обозначили сферы германо-шведского влияния в завоеванных землях. Немцам отходил Изборск и Псков, шведам -- бассейн Невы. Условная граница между зонами действий германских и шведских крестоносцев проходила в районе Новгорода -- главной цели похода захватчиков.

Первыми начали поход против Новгорода шведы. В июле 1240г. их войско под командованием зятя шведского короля Ярла Биргера (5 тыс. чел.) на 100 судах вошло в Неву со стороны Финского залива и расположилось лагерем у речки Ижора. О значении похода для римской церкви свидетельствует тот факт, что в войске Биргера находились католические епископы. Шведы намеревались захватить устье Невы, а в случае успеха идти на Новгород.

Встав лагерем у Ижоры, Биргер отправил новгородскому князю Александру Ярославичу надменное послание со словами: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже здесь, воюю твою землю». Получив известие о появлении шведов, Александр Ярославич решил действовать быстро, чтобы не дать захватчикам овладеть инициативой. Он не стал дожидаться подкреплений от своего отца -- великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, или ждать, пока новгородское вече объявит мобилизацию, Александр выступил в поход лишь со своей дружиной, усиленной новгородскими добровольцами. Перед выступлением князь обратился к воинам и сказал, что хоть их и немного, но они должны победить, поскольку «не в силе Бог, а в правде».

На рассвете 15 июля 1240г. русские, воспользовавшись туманном, атаковали шведский лагерь «в ярости мужества своего». Согласно легенде, воин Пелгусий видел, как по реке плыли в ладье святые мученики Борис и Глеб на помощь «сроднику своему» Александру. Во время битвы Александр сразился с Биргером и ранил его копьем в голову. В жестокой схватке шведы были разбиты и изгнаны из российских пределов. Гибель многих шведов, согласно той же легенде, русские приписали помощи ангельского воинства, поскольку значительное число трупов иноземцев было найдено там, где сражения не было. Во время битвы было потоплено три шведских корабля. Благодаря внезапности нападения и ратному умению, русские потеряли всего 20 человек. Урон шведов был гораздо более значительным. В битве на Неве пало более 200 знатных воинов, а прочих «без числа».

Победа на берегах Невы принесла Александру Ярославичу громкую славу и почетное прозвище Невский. Она сыграла огромную роль в подъеме морального духа русских. Ведь это был их первый крупный успех после нашествия Батыя. Битвой на Неве началась многовековая борьба России за сохранение выхода к Балтийскому морю, столь важного для будущего страны. О высоком значении этого сражения в сознании русского народа свидетельствует и тот факт, что многие высшие фамилии российской знати выводили своих предков именно от героев Невской битвы.

Ледовое побоище. Почти одновременно со шведами, летом 1240г. перешли в наступление и ливонские немцы. Они взяли штурмом Изборск, разгромив посланное на подмогу изборцам псковское войско. Преследуя беглецов, немецкие рыцари подошли к стенам Пскова, где местные бояре открыли ворота захватчикам. На этом первый поход немцев закончился. Тем временем в конце 1240г. из-за распрей с новгородским боярством покинул Новгород Александр Невский, который вернулся во Владимиро-Суздальское княжество, в родной город Переяславль-Залесский. Видимо, узнав об отъезде знаменитого полководца, немцы возобновили натиск. Зимой 1241г. они взяли Тесово, Лугу, Копорье. Передовые отряды рыцарей стали появляться в 35км от Новгорода. Папа уже передал побережье Невы и Карелию Эзельскому епископу, который теперь с нетерпением ждал, когда рыцари овладеют дарованной ему территорией.

Тогда новгородцы опять обратились за помощью к Невскому. Роль посредника взяла на себя православная церковь. Сам владыка новгородский поехал просить Ярослава Всеволодовича отпустить сына. Ярослав, осознавая масштабы опасности, отбросил в сторону личные обиды и благословил сына на ратные подвиги. В 1241г. Александр вернулся в Новгород со своей дружиной и возглавил новгородское войско. Первым своим ударом он отбил у немцев Копорье и восточный берег Финского залива. Ранней весной 1242г. Александр Невский, получив в подкрепление дружину своего брата Андрея Ярославича, овладел Псковом. Затем русские двинулись на север в сторону Дерпта (Юрьева), где к тому времени сосредоточились основные силы ливонских рыцарей. Александр со своими полками (15 тыс. чел.) достиг восточного берега Чудского озера и встал против войск Ливонского ордена (12--14 тыс. чел.), преградив им прямую дорогу на Новгород.

На рассвете 5 апреля 1242г. между русской дружиной и армией Ливонского ордена произошло знаменитое сражение, которое вошло в историю под названием «Ледовое побоище». Ударной силой в войске Ордена были немецкие рыцари-крестоносцы. Они использовали традиционное для них построение «клином» - глубокой колонной, позволявшей закованной в латы рыцарской кавалерии таранить и сокрушать противника. Однако «великая свинья», наводившая ужас на прибалтийские племена, оказалась бессильна перед военным гением Невским.

Учтя традиционную для немцев тактику, князь Александр уделил главное внимание расположению своего войска и фланговому маневру. Князь сосредоточил ударные силы на флангах, в виде клещей.

В центре же, где обычно располагались самые боеспособные части, Александр напротив, поставил ополчение, в задачу которого входило сдержать наиболее тяжелый удар. Позади русских позиций находился крутой берег. Он мешал рыцарям в случае прорыва совершать маневр и обойти русское войско с тыла.

В начале битвы рыцарский «клин» атаковал центр русских войск и вскоре увяз в боевых порядках. Тогда Александр нанес фланговые удары по «великой свинье», смешав её построение. По словам летописи, «и быть сеча жестокая.…и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Пало 400 одних только немецких крестоносцев. Ещё больше полегло бывших с ними пехотинцев, набранных из числа покоренных народов (эстов, ливов). Рыцари потерпели полное поражение и бежали на запад. Русская конница преследовала их 7 верст до противоположного берега. Ледовое побоище решило исход войны, остановив продвижение крестоносцев на восток. Ливонский орден был вынужден заключить мир и отказаться от захваченных новгородско-псковских территорий.

Эта битва стала для русских вечным символом справедливого торжества над агрессией со стороны Запада. Летопись сохранила молитву Александра Невского перед сражением: «Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не приступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидевшими меня, побори борющихся со мною». Интересно, что спустя семь столетий текст этой молитвы князя, обращаясь к восточным славянам митрополит Тихон 22 июня 1941г. в день вторжения немецко-фашистских войск в русскую землю.

Ледовое побоище открыло новую страницу русского военного искусства. Это был один из первых примеров, когда тяжелая рыцарская конница потерпела жестокое поражение в полевом бою от войска, состоявшего из преимущественно из пехоты. Новым было и то, что восточные славяне впервые преследовали разбитого противника, а не остались праздновать победу на поле боя, как бывало раньше. Это усилило эффект разгрома крестоносцев.

Историческое название Невской битвы и Ледового побоища заключается не в масштабах этих сражений, а в сдерживании крайне опасной агрессии. Ведя войну, рыцари ставили целью не только администрирование, но и духовное подчинение побежденных народов. Крестоносцы стремились обратить их в католическую веру и навязать им идею превосходства германской нации. О последствиях их экспансии свидетельствует пример завоеванных прибалтийских народов, который превратились в людей «второго сорта» на своей земле. Хозяевами (высшим классом) там стали захватчики. Прибалтийское племя пруссов, например, было почти полностью уничтожено агрессорами.

Какие черты вы считаете наиболее существенными для характеристики Александра Невского как полководца?

Жизнь Александра Невского оборвалась рано. Ему даже не исполнилось сорока трех лет. Но эта жизнь с подросткового возраста была наполнена крупными событиями, сложными дипломатическими переговорами, смелыми походами, решительными битвами. Как полководец Александр Невский едва ли имеет себе равных среди других князей средневековой Руси. Но он был человеком своей эпохи, в характере которого причудливо сочетались жестокость к изменникам и ослушникам с отрицанием усобной княжеской борьбы и стремлением облегчить положение покоренного чужеземными завоевателями народа. Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что Александр в отличие от деда, отца, родных братьев, даже собственных детей ни разу не участвовал в кровавых междоусобных схватках. Внутренние конфликты были; чтобы решить их, Александр собирал войска, однако до открытых действий дело не доходило, решала угроза применения силы, а не собственно сила. Вполне очевидно, что это была сознательная политика Александра Невского, прекрасно понимавшего, что в условиях после батыева погрома русских земель и чужеземного господства внутренние войны, даже в случае полной победы одной из сторон, могут привести только к общему ослаблению Руси и уничтожению ее трудового и военноспособного населения

Какое значение имели победы Александра Невского?

Русский народ воспринял Невскую победу как, прежде всего, победу религиозную: русские люди, имея небольшое войско, с Божьей помощью, отстояли своё православие. Летопись о сражении упоминает о видении, явившемся перед битвой начальнику сторожевого поста у устья Невы финну Пелгусию. Он видел, как по реке плыли в ладье святые князья Борис и Глеб и как Борис говорил Глебу: "Брат Глеб, прикажи гребцам грести побыстрее – поспешим на помощь сроднику нашему Александру".

Другое важное значение этой победы было в том, что она показала правильность русского подхода к строительству многонационального государства. Инородцы финны, только что начинавшие принимать православие, считали себя полностью русскими. Духовно они уже слились с Русью и добровольно всячески помогали русским. Человеческое отношение русских к инородцам являлось полной противоположностью отношения других европейцев к завоёванным народам. Славяне и другие народности, жившие по берегам Балтийского моря, жестоко обращались в рабов своими тевтонскими (немецкими) и шведскими завоевателями-феодалами и пытались от них освободиться.

В результате победы Александра Невского на Чудском озере Орден вынужден был прислать в Новгород послов и отказаться от агрессивных замыслов по отношению к Руси. Победа над крестоносцами имела и иное значение: она положила предел попыткам навязать Руси католицизм. Александр Невский выступил как защитник православия. В его «Житии» впервые была сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу. Это во многом сделало его одним из главных героев русской национальной истории.

On-line лент времени «Невская битва» и «Ледовое побоище»

Лента времени

Мы добавили обсуждения на страницы команд Команда "Заступник", Команда «Русич» и провели рефлексию в блоге проекта.

"Святый благоверный княже Александре Невский, моли Бога о нас!" (3 этап «Александр Невский - святой»)

23-30 ноября

Вопросы для исследований

Почему победа над крестоносцами имела не только военно-политическое значение, но и духовное?

XIII век был одним из самых тяжелых и страшных периодов в истории Руси: с востока на нее хлынули, разорили, опустошили и поработили полчища воинственных, беспощадных и жестоких татар; с северо-запада постоянно угрожал под знаменем западного католичества воинственный немецкий орден крестоносцев. Немцы издавна теснили славянские племена, порабощая их и углубляясь все дальше на восток. Они распространяли среди славян-язычников христианство с подчинением папскому престолу. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III-IV вв. н.э.) привело к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе необычайно вырос авторитет главы церкви - папы римского. Постепенно накапливавшиеся разногласия между западной (римско-католической) и восточной (греко-православной) церквами привели в 1054 году к формальному разрыву между ними. Крестоносцы не только крестили язычников, но стремились также обратить православных русских в римско-католическую веру .

С чем связана канонизация Александра Невского в 16 веке?

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной (сохранилось 15 редакций). В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского - одну из высших наград России, существовавших до 1917. Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

Каково значение святого благоверного князя Александра Невского для современного православия?

Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.

Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя.

Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

Расшифрованные Qr коды

  1. Отметить места земной памяти Благоверного князя Александра Невского на карте Google.
  2. Проложить наиболее оптимальный маршрут следования по местам земной памяти Александра Невского, начиная со своего населенного пункта.

Оптимальный маршрут

  1. Разместить карту на странице своей команды.
  1. На странице команды в Летописи.ру ответить на вопрос, с какими событиями земной и небесной жизни Александра Невского связаны каждый из этих пунктов исследования.

"Солнце земли руссской" (4 этап «Александр Невский - имя России»)

"Я люблю тебя, Россия" (заключительный этап «Мы – патриоты России»)

Персональные инструменты
Инструменты