Колотило, Марина Николаевна
Марина Николаевна Колотило | ||
[[Изображение:Марина Николаевна Колотило.JPG | ]] | |
Дата рождения: | 12.5.1963 | |
Место рождения: | Шаблон:МестоРождения, РСФСР, СССР | |
Гражданство: | Шаблон:USSR, | |
Научная сфера: | искусствоведение, культурология | |
Место работы: | председатель правления ТСЖ «Толстовский дом» | |
Альма-матер: | факультет теории и истории изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина | |
Науч. рук.: | искусствовед и педагог Валентина Николаевна Батажкова | |
Сайт: | http://m-kolotilo.narod.ru/ |
Мари́на Никола́евна Колоти́ло (р. 1963) — искусствовед и культуролог, член международного Творческого союза историков и художественных критиков Ассоциация искусствоведов<ref>Члены АИС — «К»</ref> с 2001 года, действительный член Русского географического общества с 2009 года, председатель правления ТСЖ «Толстовский дом» с 2009 года, член Союза писателей «Многонациональный Санкт-Петербург» с 2011 года, библиофил.
Биография и профессиональные интересы
Родилась 12 мая 1963 года в Ленинграде.
Окончила факультет теории и истории изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств (2000).
Ученица искусствоведа и педагога Валентины Николаевны Батажковой.
Теорию и историю архитектуры изучала у А. Л. Пунина и В. Г. Лисовского.
Технику и технологию живописи изучала у профессора М. М. Девятова<ref>По её просьбе М. М. Девятов написал три картины (холст, масло). Одна из них — «Портрет Тимы Колотило» (её сына).</ref>.
Проживает в Толстовском доме.
Область профессиональных интересов: история стиля модерн в России (архитектура жилых домов, дизайн интерьеров, женский костюм).
Занимается ландшафтным дизайном и дизайном интерьеров.
Женский костюм эпохи модерна в России
В 1999 году защитила дипломную работу: «Женский костюм эпохи модерна в России», подготовленную под руководством В. Н. Батажковой. Работа была рекомендована в печать, а М. Н. Колотило было предложено поступить в аспирантуру.
Некоторые положения исследования, развитые в дипломной работе 1999 года, предполагалось опубликовать в виде статей: «Женские журналы в России рубежа XIX—XX веков и проблемы моды»; «Женский костюм в живописных портретах русских художников конца XIX—XX веков»; «Модные аксессуары женского костюма эпохи модерна».
В 2001 году была начата работа над диссертацией «Женский костюм эпохи модерна в России» на соискание учёной степени кандидат искусствоведения, но работа была остановлена из-за трагической гибели В. Н. Батажковой.
Исследования по истории и культурологии Толстовского дома
Ещё студенткой 2-го курса начала исследования истории, архитектурных особенностей и дизайна интерьеров знаменитого доходного дома генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого<ref name="МПТ">Колотило М. Н. Толстовский дом и его первый владелец граф Михаил Павлович Толстой.</ref> (внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого).
Подготовила и защитила курсовую работу: «Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы» (1998) под руководством А. Л. Пунина<ref>Колотило М. Н. Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы/ Курсовая работа за 2-й курс/ Научный руководитель А. Л. Пунин. Факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб, 1997—1998 учебный год. — 45 с, илл. (рукопись).</ref>.
Архитектор Толстовского дома
Опубликовала две статьи о творчестве Ф. И. Лидваля, в которых поместила полный уточнённый перечень работ архитектора в Санкт-Петербурге — Петрограде<ref>Колотило М. Н. Архитектор Фёдор Лидваль и его петербургские постройки.</ref> <ref>Колотило М. Н. Петербургские постройки Фёдора Лидваля.</ref>.
Хозяева Толстовского дома
Исследовала и описала биографии первых владельцев Толстовского дома, о которых до её работ не было известно практически ничего, а в публикациях в большинстве случаев просто были многочисленные мифы.
О первом владельце Толстовского дома — графе Михаиле Павловиче Толстом, были опубликованы две специальные статьи М. Н. Колотило<ref name="Первый">Колотило М. Н.. Первый владелец Толстовского дома в Санкт-Петербурге.</ref> <ref name="МПТ">Колотило М. Н.. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф.Лидваля в Санкт-Петербурге и его первый владелец граф Михаил Павлович Толстой.</ref>, а о второй владелице Толстовского дома — графине Ольге Александровне Толстой, урождённой княжне Васильчиковой — одна статья<ref name="Вторая"> Колотило М. Н.. Вторая владелица Толстовского дома в Санкт-Петербурге.</ref>.
Знаменитые жители Толстовского дома
Провела архивную и документальную работу по выявлению замечательных жителей Толстовского дома, опубликовав их первоначальный свод в трёх работах <ref>Колотило М. Н.. Толстовский дом и его знаменитые жители.</ref><ref> Колотило М. Н.. Замечательные жители Толстовского дома.</ref> <ref name="Сакр">Колотило М. Н. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как многокомпонентный историко-культурный феномен сакральной географии Санкт-Петербурга.// Научные труды РГО. Серия: научный туризм. Т. 1, вып. 1. 2009. С. 11-43. (Работа посвящена памяти Е. Ю. Паньженской).</ref>.
В настоящее время работает над монографией «„Толстовского дом“. Книга памяти».
Толстовский дом как историко-культурный организм
Разработала концепцию, согласно которой Толстовский дом является историко-культурным организмом<ref name="Культ">Колотило М. Н.. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как историко-культурный организм.</ref>.
Культурологические воззрения Н. П. Анциферова<ref>Анциферов Н. П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода. — Л.: Изд. «Сеятель», 1925. — 148 с.</ref> позволяют рассматривать город как цельный историко-культурный организм, выделяя «анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма». Санкт-Петербургский жилой комплекс Толстовский дом имеет множество признаков некоего самостоятельного организма, и в этом смысле представляет из себя «город в городе», то есть опираясь на теорию Н. П. Анциферова можно выделить его «анатомию», «физиологию» и «психологию (душу)», рассматривая генезис Толстовского дома как рождение историко-культурного организма.<ref name="Культ">Колотило М. Н.. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как историко-культурный организм.</ref>.
— Марина Колотило
Согласно концепции М. Н. Колотило жилой комплекс Толстовский дом как любой эволюционирующий организм является открытой динамической системой и находится в сложном взаимодействии с другими урбанистическими системами, входя на правах компонента в их иерархию. Толстовский дом занимает вполне определённый иерархический уровень в ряду пространственных и временных систем. У Толстовского дома существуют как вышестоящие в пространственной иерархии структуры: квартал, микрорайон, район, город, область и т. д., так и нижестоящие в пространственной иерархии структуры: двор (или корпус) жилого комплекса, подъезд (парадная), этаж, квартира…
М. Н. Колотило в своей работе заметила, что определённой заслугой Ф. И. Лидваля является перевод многоквартирного «доходного» дома на более высокий иерархический уровень и создание ранее неизвестного типа жилья — жилого комплекса. Биологи сказали бы, что он создал более высокий таксономический уровень жилья.
Кроме пространственной иерархии, как отметила М. Н. Колотило, Толстовский дом уже сто лет существует и во временной иерархии, состоящей из более-менее чётко выделенных периодов: долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных, годовых, сезонных и т. п.
Таким образом, как показала М. Н. Колотило, Толстовский дом представляет из себя некий организм, «город в городе», и может рассматриваться как урбанистическая структура, открытая саморазвивающаяся система.
С другой стороны, Толстовский дом представляет собой некую утилитарную вещь (правда вещь очень больших размеров), имеющую историко-культурную, художественную и сакральную ценность, то есть может рассматриваться с точки зрения концепции С. Т. Махлиной о вещи как феномене культуры. В любом случае, Толстовский дом и как историко-культурный объект, и как феномен культуры имеет огромное (в том числе и сакральное) значение, требует сохранения, консервации и реставрации<ref name="Сакр">Колотило М. Н. Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга.// Труды РГО. Серия: Научный туризм. Т. 1. 2009.</ref>
Дальнейшие перспективы использования Толстовского дома как историко-культурного объекта определяются исходя не столько из его утилитарного назначения (как просто жилого комплекса), а скорее с точки зрения концепции «центров общества», созданной Ш.Айзенштадтом. Согласно этой концепции Толстовский дом является не только и не столько феноменом пространственной или временно‘й локализации, а в значительной мере «феноменом мира ценностей и верований».
— Марина Колотило<ref name="Культ">Колотило М. Н.. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как историко-культурный организм.</ref>
Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга
Разработала концепцию о роли и месте Толстовского дома в сакральной географии Санкт-Петербурга.
В своей работе<ref name="Сакр"></ref> показала, что кроме основных архитектурных осей Санкт-Петербурга, образующих «Невский трезубец», существуют архитектурно-планировочные оси, связанные с Толстовским домом. От здания Адмиралтейства отходят три магистрали: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Там где «трезубец» пронзает реку Фонтанку, между Невским и Гороховой расположен Толстовский дом.
В своей работе<ref name="Сакр"></ref> М. Н. Колотило пишет:
Через Толстовский дом проходят некоторые архитектурно-планировочные оси, не столь известные и явные как «Невский трезубец», но несущие определённую городскую архитектурную нагрузку и имеющие в некотором смысле сакральное содержание.
— Марина Колотило
М. Н. Колотило выделяет основную, поперечную и две диагональные архитектурно-планировочные оси, проходящие через Толстовский дом<ref name="Сакр"></ref>.
Основная ось: Адмиралтейский собор (находился в левом крыле здания Адмиралтейства) — Казанский собор — башенка со шпилем управления Октябрьской железной дороги — Толстовский дом — Владимирский собор — Единоверческая церковь (ныне не действующая, в ней расположен Музей Арктики и Антарктики) — Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Поперечная ось: Преображенский собор — разрушенная церковь подворья Троицко-Сергиевского монастыря — Толстовский дом — церковь в Подъездном переулке (ныне не действующая, без креста и сильно перестроенная). Эта ось также проходит через башенку на угловом доме Загородного проспекта и Звенигородской улицы.
Диагональные оси.
Первая диагональная ось: к сожалению полностью разрушена, так как «опиралась» на два красивейших и важнейших собора: Спас-на-Сенной и Знаменский, которые были взорваны коммунистическими властями. Продолжение этой оси опиралось на Вознесенский собор, также взорванный и разрушенный до основания.
Вторая диагональная ось: шпиль церкви в Михайловском замке — Толстовский дом — шпиль колокольни Крестовоздвиженского собора на Лиговке.
Относительно основной планировочной оси, проходящей через Толстовский дом, М. Н. Колотило указала, что эта ось, «опираясь на серьёзные архитектурные доминанты, „уравновешивает“ и „смягчает“ излом Невского проспекта в районе площади Восстания, „удерживая“ концы Невского, как тетива удерживает в напряжении лук. Хотя это абсолютно субъективное и даже иррациональное впечатление».
Определённую сакральную ауру Толстовского дома, как указано в работе<ref name="Сакр"></ref>, создают и культовые сооружения не попадающие на архитектурно-планировочные оси, но буквально «хороводом» стоящие на некотором расстоянии от Толстовского дома. Вместе с разрушенными и перестроенными в советское время церквями их несколько десятков.
В работе<ref name="Сакр"></ref> указана огромная роль, которую играет топонимика в сакральной географии, связанной с Толстовским домом.
Наверное, немаловажную роль в начальном периоде жизни дома играл тот факт, что дом официальный расположен был на Троицкой улице. Наверное, всеми уважаемый музыкант и педагог Антон Григорьевич Рубинштейн, живший на Троицкой улице, отнюдь не обрадовался бы, узнав, как современные экскурсоводы рассказывают, что он жил на улице Рубинштейна. (Впрочем, совсем не лучше: в городе Пушкине учился Пушкин или в городе Ломоносове неоднократно бывал Ломоносов). Топонимика — это элемент сакральной географии и истории культуры. Она не должна быть служанкой политической конъюнктуры. Представляется целесообразным возвращение исторического названия Троицкой улицы. Тогда будут соответствовать действительности фразы: А. Г. Рубинштейн жил на Троицкой; М. П. Толстой купил участок на Троицкой и по его заказу Ф. И. Лидваль построил жилой комплекс на Троицкой. При этом из обихода жителей исчезнут фразы, более уместные на концертах юмористов: въехал на Рубинштейна; встал на Рубинштейна; прорвало канализацию на Рубинштейна или дом в конце Рубинштейна.
— Марина Колотило
«Нехорошая квартира» в Толстовском доме
У «нехорошей квартиры» из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» по мнению литературоведов есть вполне определённый прообраз. Согласно «Булгаковской энциклопедии» Бориса Соколова, возможным прообразом нехорошей квартиры послужила квартира № 50 в доме № 10 по Б. Садовой улице в Москве, где Булгаков жил в 1921—1924 годах.
По мнению Марины Колотило существует и второй возможный прообраз нехорошей квартиры. В Толстовском доме в Санкт-Петербурге также существует легенда о нехорошей квартире<ref> Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.: илл. ISBN 978-5-98361-119-1 См.: С.274-276. </ref>.
Марина Колотило в одной из статей пишет:
Нехорошая «булгаковская» квартира имела № 50, семь комнат и была расположена на пятом этаже пятиэтажного дома. По иронии нечистой силы нехорошая «толстовская» квартира имеет № 60, восемь комнат и расположена на шестом этаже шестиэтажного дома.
— Марина Колотило<ref> М. Н. Колотило. Легенда Толстовского дома.</ref>
В легенде о нехорошей «толстовской» квартире, записанной М. Н. Колотило со слов нескольких пожилых жителей Толстовского дома, присутствуют некоторые реальные люди и события.
Например, в книге указано:
В суровые годы великого террора 1 октября 1937 года из квартиры исчез житель — консультант Ленинградского музея и внештатный консультант штаба РККА по дальневосточным вопросам. Он никогда больше не вернулся. Как стало известно гораздо позже — его расстреляли через месяц после исчезновения из «нехорошей квартиры»
— Марина Колотило<ref>Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.: илл. ISBN 978-5-98361-119-1 См.: С.275.</ref>
В этой же книге<ref>Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.: илл. ISBN 978-5-98361-119-1 См.: С.189 — 192.</ref> на стр. 189—192 рассказано о реальном жителе этой квартиры — знаменитом востоковеде Д. М. Позднееве<ref>Д. М. Позднеев. Биография.</ref>, арестованном 1 октября и расстреляном 30 октября 1937 года<ref name=autogenerated2>Жертвы политического террора в СССР. Позднеев Дмитрий Матвеевич</ref><ref name=autogenerated1>Возвращённые имена. Ленинградский мартиролог. Позднеев Дмитрий Матвеевич</ref>.
На сестре Д. М. Позднеева и А. М. Позднеева — Софье Матвеевне Позднеевой<ref>Булгакова Софья Матвеевна (урожд. Позднеева) (1866—1943)</ref> был женат дядя М. А. Булгакова — протоиерей Пётр Булгаков (Булгаков Пётр Иванович)<ref>Протоиерей Пётр Булгаков (Булгаков Пётр Иванович) (1861—1937)</ref>.
Во время посещения Ленинграда Михаил Булгаков всегда останавливался у родственников в «нехорошей квартире» Толстовского дома, реальный номер которой 660<ref name=autogenerated2 /><ref name=autogenerated1 /> (в Толстовском доме у квартир трёхзначная нумерация, где первая цифра обозначает этаж). Так что это действительно квартира № 60 на шестом этаже шестиэтажного дома и она имеет восемь комнат.
В ТСЖ «Толстовский дом»
Один из инициаторов создания и член правления ТСЖ «Толстовский дом» с 2007 года.
Председатель правления ТСЖ «Толстовский дом» с 2009 года.
В одной из работ М. Н. Колотило писала
Объективно существующая иерархия урбанистических структур требует и соответствующей иерархии структур управления и обслуживания, что в настоящее время соблюдается далеко не всегда. Подстройка внутригородских структур управления и обслуживания к реалиям иерархии урбанистических структур идёт, как правило, «методом тыка», без учёта какого либо научного анализа. Например, созданному в 2008 году ТСЖ «Толстовский дом» городские власти передали коммуникации, прилегающие территории и строения без учёта их единой «анатомии» и «физиологии» <ref name="Культ">Колотило М. Н.. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как историко-культурный организм.</ref>.
— Марина Колотило
По инициативе М. Н. Колотило при ТСЖ на общественных началах создаётся музей «Толстовский дом» и готовится программа празднования 100-летия Толстовского дома<ref name="Люди и судьбы">Колотило М. Н.Толстовский дом: Люди и судьбы /Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского.- СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.: илл. ISBN 978-5-98361-119-1</ref>.
К столетию начала строительства Толстовского дома издана книга «Толстовский дом. Люди и судьбы»<ref name="Люди и судьбы"></ref> и плакат с поздравлениями жителей с этой знаменательной датой.
В ТСЖ «Толстовский дом» создан интернет-сайт.
Изучение творчества художников
Изучение творчества Льва Богомольца
Занималась изучением творчества выдающегося художника Л. К. Богомольца.
Самые известные его работы — «Океан», «Волна», «Татарник», «Реквием», а цикл «Маки» фактически стал его «визитной карточкой»<ref name="Маки">Некролог Л. К. Богомольца в «Санкт-Петербург.ру»</ref>.
Наиболее значительным произведением Л. К. Богомольца является огромный холст «Маки», написанный в 1972 году. Картина хранится в собрании М. Н. Колотило.
Изучение творчества Всеволода Салищева
Занималась изучением творчества художника В. Б. Салищева, будучи первым искусствоведом и культурологом высоко оценившим его творчество.
Способствовала выставкам его работ и предоставляла для выставок его работы, хранящиеся в её собрании — шесть полотен и одна графическая работа.
Изучение творчества Анатолия Гаричева
Анато́лий Евла́мпиевич Га́ричев — актёр и художник, играл в БДТ им. А. М. Горького в Ленинграде, под управлением знаменитого режиссёра Г. А. Товстоногова. Самая известная театральная работа — в спектакле БДТ «Ханума».
Изучала графические работы А. Е. Гаричева. С 1985 по 1989 годы, покупала у художника его произведения, и таким образом поддерживала его в довольно сложный экономический период. Со слов А. Е. Гаричева записала многочисленные комментарии к его работам и его представления о живописных образах.
Талантливейший художник-самоучка, создавший целую галерею портретов и шаржей театральных деятелей и знаменитых людей. Свои художественные произведения писал карандашом, тушью, фломастером, углём, акварельными и масляными красками. «Толя рисовал и писал красками яркие портреты, точные шаржи и абстрактные композиции».<ref name="Serge">Сергей Юрский. «Игра в жизнь», глава «Гримёрка (Толя Гаричев)».</ref>
М. Н. Колотило собрала самую большую и интересную коллекцию графических работ А. Е. Гаричева — более трёхсот листов.
Русское географическое общество и научные путешествия
Совершила большое количество научных путешествий<ref name="Путешествия"> Маршруты путешествий М. Н. Колотило</ref> .
В 2009 году на заседании комиссии научного туризма избрана действительным членом Русского географического общества (основанного в 1845 году).
В 2009 году в Русском географическом обществе на конференции по сакральной географии сделала доклад: «Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга». Доклад опубликован в «Трудах Русского географического общества», в серии «Научный туризм»<ref name="Сакр"></ref>.
В 2009 году, 8 декабря в Русском географическом обществе на конференции «Природное и культурное наследие Северо-запада России. Аспекты внутреннего туризма» сделала доклад «Толстовский дом — как объект исторического наследия СПб»<ref name="РГО">Конференция РГО </ref>
Научные путешествия<ref name="Путешествия"> Маршруты путешествий М. Н. Колотило</ref>
- Австрия г. Зальцбург (с замком Хоэнзальцбург), Циллертальская долина.
- Бельгия г. Антверпен (с музеем Рубенса, замком Стен и собором), г. Брюссель.
- Германия г. Гамбург, замок и усадьба Линдерхоф, замок Нойшванштайн, замок Хоэншвангау.
- Голландия
- Дания г. Копенгаген, замок Эльсинор («замок принца Гамлета»)
- Доминиканская республика (о. Гаити).
- Египет г. Каир (с Музеем египтологии), г. Гиза (с пирамидами), г.Луксор (с храмами), г. Карнак (с храмами), Долина царей (с подземными гробницами), Долина цариц, Храм Хатшепсут, г. Хургада, курорт Шарм-эль-Шейх.
- Испания: дворцовый комплекс Альгамбра, г. Барселона, провинция Гранада, г. Мадрид, г. Севилья, г. Толедо, замок Эскориал.
- Италия г. Венеция, г. Катанья (о. Сицилия), г. Палермо (с монастырским комплексом Монреаль) на о. Сицилия, г. Рим, , г. Римини, г. Флоренция.
- Маврикий пос. Гранд Бэй, пос. Курепипе, пос. Памплемус, г. Порт Луи.
- Монако.
- Португалия г. Лиссабон.
- Россия (и СССР): г. Адлер, г. Баку (ещё в составе СССР), г. Великий Новгород, г. Вологда, г. Волгоград, г. Выборг (с крепостью), г. Киев (ещё в составе СССР) (в том числе Киево-Печерская лавра, Софийский собор, Владимирский собор), крепость Копорье, г. Минск (ещё в составе СССР), г. Москва, пригороды Москвы (усадьба Архангельское, усадьба Останкино, усадьба Царицыно), г. Мурманск и населённые пункты Мурманской области (пос. Гаджиево, пос. Западная Лица, пос. Полярный, г. Североморск), г. Рига (ещё в составе СССР), пригороды Санкт-Петербурга (музеи-заповедники Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин, Гатчина, Павловск, Стрельна; пос. Вырица, пос. Репино с музеем «Пенаты»), г. Севастополь (ещё в составе СССР), г. Симферополь (ещё в составе СССР), г. Сочи, г. Старая Ладога, г. Старая Русса, г. Таллин (ещё в составе СССР), г. Тарту (ещё в составе СССР), г. Тихвин, г. Тула, Юрмала (ещё в составе СССР), раскопки г. Херсонес, усадьба Ясная Поляна.
- Сан-Марино
- Сейшельские острова.
- Таиланд: Аютия (древняя столица Сиама), г. Бангкок, о. Пхукет.
- Тунис: г. Бордо (с музеем мозаики), г. Бу-Саид, раскопки г. Карфаген, г. Порт-эль-Кантауи, г. Сусс, г. Тунис, г. Эль-Джем (с древнеримским цирком).
- Турция: г. Стамбул, г. Эрзерум и горнолыжный курорт Паландакен, курорт Анталия.
- Финляндия: г.Лаппенранта, г. Котка, г. Турку, усадьба Хайко Картано, г. Хамина, г.Ханко, г. Хельсинки, г. Эспоо.
- Франция: г. Авиньон (с папским дворцом-замком), замок Амбуаз (с капеллой Св. Губерта, где похоронен Леонардо да Винчи), г. Арль (с древнеримским амфитеатром и древнеримским цирком), замок Блуа, королевская резиденция Версаль, парк аттракционов Диснейленд (в предместье Парижа), замок Кло-Люссе (где жил Леонардо да Винчи), г. Ним (с древнеримским цирком и домом Нострадамуса), г. Ницца, г. Оранж, г. Париж, г.Страсбург, королевская резиденция Фонтенбло, замок Шенонсо, замок Шомон.
- Чехия: г. Прага, г. Карловы Вары, курорт Марианские Лазни, монастырь Тепла.
- Швеция: г. Мальмё, г. Стокгольм, г. Хельсинборг.
Подводные путешествия (дайвинг)<ref name="Путешествия"> Маршруты путешествий М. Н. Колотило</ref>
- Египет: Шарм-эль-Шейх, Хургада.
- Доминиканская республика: побережье о. Гаити.
- Сейшельские острова
- Таиланд: побережье о. Пхукет.
- Турция: Кемер.
Горнолыжные путешествия<ref name="Путешествия"> Маршруты путешествий М. Н. Колотило</ref>
- Австрия: Циллерталь.
- Россия: Охта парк, Туутари парк.
- Турция: Паландакен.
Членство в научных обществах
- 2001 — член международного Творческого союза историков искусства и художественных критиков «Ассоциация искусствоведов» (АИС)<ref name="АИС">Члены АИС — «К»</ref>
- 2009 — действительный член Русского географического общества (РГО) <ref name="РГО">Конференция РГО </ref>
- 2011 — член Союза писателей «Многонациональный Санкт-Петербург»
Спорт
- 1979 — кандидат в мастера спорта СССР по лёгкой атлетике
- с 1998 года занимается дайвингом
- с 2002 года занимается горные лыжи
Публикации М. Н. Колотило
Монография
- Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.: илл. ISBN 978-5-98361-119-1 (Работа посвящена памяти Е. Ю. Паньженской).
Печатные работы
- Колотило М. Н. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как многокомпонентный историко-культурный феномен сакральной географии Санкт-Петербурга.// Научные труды Русского географического общества. Серия: научный туризм. Т. 1, вып. 1. 2009. С. 11-43. (Работа посвящена памяти Е. Ю. Паньженской).
- Колотило М. Н. Толстовский дом в Петербурге. Известный и неизвестный. К 100-летию постройки // Новый Приорат (Приложение к информационному историко-краеведческому бюллетеню «Русский краевед»). № 17, 2010, С.4.
- Колотило М. Н. Растрелли тоже строил «небоскрёб» // Петербургский дневник. Еженедельное издание Правительства Санкт-Петербурга. № 15(279). 26 Апреля 2010.
Работы на правах рукописей
- Колотило М. Н. Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы/ Курсовая работа за 2-й курс/ Научный руководитель А. Л. Пунин. Факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.- СПб, 1997—1998 учебный год.- 45 с, илл. (рукопись).
- Колотило М. Н. Женский костюм эпохи модерна в России / Дипломная работа /Научный руководитель В. Н. Батажкова. Факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб., 1998—1999 учебный год. — 170 с, 98 илл. (на правах рукописи).
Статьи в Интернете
- М. Н. Колотило. «Доходный дом М. П. Толстого» в каталоге «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» на сайте «Информационно-справочные ресурсы Министерства культуры РФ»
- М. Н. Колотило. Доходный дом графа Михаила Павловича Толстого (по улице Рубинштейна). «Толстовский дом». Статья на сайте «Сitywalls»
- М. Н. Колотило. Доходный дом графа Михаила Павловича Толстого (по набережной Фонтанки). «Толстовский дом». Статья на сайте «Сitywalls»
- М. Н. Колотило. Герой Шипки — граф Михаил Павлович Толстой (1845—1913). Статья на сайте «Wdrus»
- М. Н. Колотило. Послужной список героя Шипки графа Михаила Павловича Толстого. Статья на сайте «Кata-log».
- М. Н. Колотило. Первый владелец Толстовского дома в Санкт-Петербурге. Статья на сайте «Кata-log».
- М. Н. Колотило. Вторая владелица Толстовского дома в Санкт-Петербурге. Статья на сайте «Кata-log».
- М. Н. Колотило. Легенда Толстовского дома. Статья на сайте «Кata-log».
- М. Н. Колотило. Архитектор Фёдор Лидваль и его петербургские постройки. Статья на сайте «Кata-log».
- М. Н. Колотило. Замечательные жители Толстовского дома. Статья на сайте «Кata-log».
- М. Н. Колотило. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф.Лидваля в Санкт-Петербурге и его первый владелец граф Михаил Павлович Толстой. Статья на сайте «Stateyki».
- М. Н. Колотило. Толстовский дом и его знаменитые жители. Статья на сайте «Stateyki».
- М. Н. Колотило. Петербургские постройки Фёдора Лидваля. Статья на сайте «Stateyki».
- М. Н. Колотило. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как историко-культурный организм. Статья на сайте «Stateyki».
Публикации и материалы о М. Н. Колотило
Рецензии
- М.Соболев. Григорий Распутин захаживал сюда в гости. (Рецензия на книгу М. Н. Колотило «Толстовский дом. Люди и судьбы») // Газета «Вечерний Петербург». 18 января 2011 года.
- С.Глезеров. Перекресток культурных дорог. (Рецензия на книгу М. Н. Колотило «Толстовский дом. Люди и судьбы») // Газета «Санкт-Петербургские ведомости». Выпуск № 015 от 28.01.2011 года.
- Н. Шкуренок. Толстовский дом открывает секреты. (Рецензия на книгу М. Н. Колотило «Толстовский дом. Люди и судьбы») // Газета «Культура». Выпуск № 3 (7763) 27 января — 2 февраля 2011 года.
- Л.Щукина. ТСЖ с судьбою в век. (Рецензия на книгу М. Н. Колотило «Толстовский дом. Люди и судьбы») // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. 17.01.2011.
- Н. Шкуренок. Толстовский дом открывает свои секреты. (Рецензия на книгу М. Н. Колотило «Толстовский дом. Люди и судьбы») // Агентство культурной информации. 19.01.2011.
- Л.Щукина. О жителях «Толстовского дома» написали книгу. (Рецензия на книгу М. Н. Колотило «Толстовский дом. Люди и судьбы») // Балтийское информационное агентство. 16.01.2011.
- Председатель ТСЖ «Толстовский дом», расположенного по улице Рубинштейна, 15-17, Марина Колотило, выпустила книгу о своем доме. // Интернет-радио «Град Петров». Новости культуры. 17.01.2011.
- Мая Миланова. Излезе книга за граф Толстой, героя от Шипка / Газета «Искра» (Болгария), 3 марта 2011 года. (на болгарском языке)
Интервью
- А.Захаров. «Охта центр» разгрузит исторический центр от офисов. Интервью с М. Н. Колотило // Сайт «Оhtacenter».
- То же // Сайт «В Кризис. Ру»
Документальный фильм
Печатные работы
- В. Д. Миленко. Аркадий Аверченко. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 327 с (Серия: «Жизнь замечательных людей», вып. 1226). (См. стр. 8 — благодарность М. Н. Колотило за помощь в работе, стр. 320 — рассказ о деятельности М. Н. Колотило по изучению истории Толстовского дома).
Статьи в Интернете
- Ю. Ф. Тарасюк. Хранитель Толстовского дома (Искусствовед и культуролог Марина Колотило). Статья на сайте «Кata-log».
- Ю. Ф. Тарасюк. На страже Толстовского дома (Искусствовед и культуролог Марина Николаевна Колотило). Статья на сайте «Stateyki».
- «Колотило, Марина Николаевна», вики-страница на сайте «Родовод»
- «Колотило Марина Николаевна» на сайте «КТО ЕСТЬ КТО в России»
- «Колотило (Савинова) Марина Николаевна» на сайте «Wikigrain»
- Авторы — дарители Российской национальной библиотеки. Январь-декабрь 2010 года. Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.
Дочь — Екатерина Паньженская
Шаблон:Якорь Екатерина Юрьевна Паньженская (22 января 1984, Ленинград — 23 июня 2009, Санкт-Петербург) — российский дизайнер и фотограф, создавшая серию фотографий о Толстовском доме, множество фотопортретов художников и музыкантов (например, Никас Сафронов и МС Вспышкин) и ряд книжных обложек.
Биография Екатерины Паньженской
Образование. В 2000 году окончила санкт-петербургскую 207-ю школу с углублённым изучением английского языка. В 2006 году окончила факультет информационных технологий и медиадизайна Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПБГУКИ), кафедра прикладной информатики в дизайне, дневное отделение.
Проживала в Санкт-Петербурге, в знаменитом Толстовском доме<ref>М. Н. Колотило. Замечательные жители Толстовского дома</ref><ref> М. Н. Колотило.Толстовский дом и его знаменитые жители</ref>.
Умерла дома от внезапной остановки сердца.
Похоронена на Волковском православном кладбище, на Глазуновской дорожке.
Художественное творчество Екатерины Паньженской
На её художественное становление значительное влияние оказали мать — искусствовед Марина Николаевна Колотило и отчим — Леонид Григорьевич Колотило, по заказу которого она начала делать прекрасные книжные обложки ещё будучи студенткой.
Одна из книг с её обложкой получила премию Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) и Российской книжной палаты за оформлениеШаблон:Тчк<ref>Премия Ассоциации книгоиздателей России и Российской книжной палаты за оформление книги: Колотило Л. Г. Военные моряки Байкала. — СПб.: Наука, 2004. — 560 с ISBN 5-02-025048-1 (Обложка Е. Ю. Паньженской)</ref>
В 2004—2006 годах управляла собственной фотостудией «Студия Один» (имиджевые съемки для наружной рекламы и в СМИ)
В 2006—2007 годах работала дизайнером в фирме «Омега».<ref>Омега-принт</ref>
С 2007 года была начальником дизайнерского отдела медиа-холдинга «Империя»Шаблон:Тчк<ref>Медиагруппа «Империя»</ref>
Её фотоработы — это модные показы одежды, выступления музыкантов и портретыШаблон:Тчк<ref>Модельер Евгения Малыгина. Коллекция «Pirosmani». 2007 год. Фотографии Е. Ю. Паньженской.</ref><ref>Дневник «Дефиле на Неве». День второй. 2006 год. Фотографии Е. Ю. Паньженской.</ref><ref>Дневник «Дефиле на Неве». День третий. 2006 год. Фотографии Е. Ю. Паньженской.</ref>
Наиболее известна серия портретной фотосъёмки художника Никаса Сафронова.
Книжные обложки Екатерины Паньженской
- Библиографический указатель публикаций Леонида Григорьевича Колотило за 1981—2001 гг. — СПб.: РГО, 2001. — 46 с.
- Колотило Л. Г. Проблемы физико-географического изучения озера Байкал: гидрографический аспект / Под ред А. А. Комарицына и Ю. Ф. Тарасюка. — СПб.: РГО, 2001. — 310 с.
- Иванов-Ростовцев А. Г., Колотило Л. Г., Тарасюк Ю. Ф., Шерстянкин П. П. Самоорганизация и саморегуляция природных систем / Под ред., с предисловием, комментариями и заключением академика РАН К. Я. Кондратьева. — СПб.: РГО, 2001. — 216 с ISBN 5-900786-51-Х
- Колотило Л. Г. Военные моряки Байкала. — СПб.: Наука, 2004. — 560 с ISBN 5-02-025048-1
- Колотило Л. Г., Андриенко В. Г. Трансбайкальский перекрёсток. — СПб.: Наука, 2005. — 520 с ISBN 5-02-025060-0
- Труды Русского географического общества. Серия: Научный туризм. — СПб.: РГО, с 2009 года.
Дизайн рекламы
- Реклама «Пепси»
Фотоработы
- Фотопортреты Никаса Сафронова
- Фотопортреты МС Вспышкина
- Фотографии группы Братья Грим
- Серия фотографий: «Толстовский дом»
- Серия фотографий: Спектакль «Дни Турбиных» в Молодёжном театре
Память о Екатерине Паньженской
Ей посвящены:
- монография: «Толстовский дом: Люди и судьбы»<ref>Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.: илл. ISBN 5-98361-119-1</ref>
- статья: «Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга»<ref>Колотило М. Н. Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга // Труды РГО. Серия: Научный туризм. Т. 1. 2009.</ref>
- интернет-статья: «Толстовский дом и его знаменитые жители». Сайт «Stateyki»<ref> М. Н. Колотило. Толстовский дом и его знаменитые жители.</ref>
- интернет-статья: «Замечательные жители Толстовского дома». Сайт «Кata-log»<ref> М. Н. Колотило. Замечательные жители Толстовского дома.</ref>
- интернет-статья: «Доходный дом графа М. П. Толстого». Сайт «Сitywalls»<ref>Доходный дом графа М. П. Толстого. Сайт «Сitywalls»</ref>
Публикации и материалы о Екатерине Паньженской
Печатные издания
- Статья о Е. Ю. Паньженской в монографии: Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.: илл. ISBN 5-98361-119-1
- Заметка о Е. Ю. Паньженской в статье: Колотило М. Н. Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга // Труды РГО. Серия: Научный туризм. Т. 1. 2009. С. 11-43.
Публикации в Интернете
- Статья: «Екатерина Юрьевна Паньженская» на сайте «Wikigrain»
- Заметка о Е. Ю. Паньженской в статье: «Доходный дом графа М. П. Толстого» на сайте «Сitywalls»
- Заметка о Е. Ю. Паньженской в статье: «Толстовский дом» на сайте «Википедия»
- Заметка о Е. Ю. Паньженской в статье: «Доходный дом М. П. Толстого» в каталоге «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» на сайте «Информационно-справочные ресурсы Министерства культуры РФ»
- Заметка о Е. Ю. Паньженской в статье: М. Н. Колотило. «Замечательные жители Толстовского дома» на сайте «Кata-log»
- Заметка о Е. Ю. Паньженской в статье: М. Н. Колотило. «Толстовский дом и его знаменитые жители» на сайте «Stateyki»
- Фотографии Е. Ю. Паньженской с показа моды «Дефиле на Неве», день второй. 2006 год.
- Фотографии Е. Ю. Паньженской с показа моды «Дефиле на Неве», день третий. 2006 год.
- Фотографии Е. Ю. Паньженской с показа коллекции Евгении Малыгиной «Pirosmani». 2007 год.
Дополнительные материалы
- Фотодия. Профиль Екатерины Паньженской
- О Е. Ю. Паньженской в статье: «Колотило, Леонид Григорьевич». (Википедия)
- Премия Ассоциации книгоиздателей России и Российской книжной палаты за оформление книги: Колотило Л. Г. Военные моряки Байкала. — СПб.: Наука, 2004. — 560 с ISBN 5-02-025048-1 (Обложка Е. Ю. Паньженской)
- Е. Ю. Паньженская. Архив рассылки резюме «Maillist»
- Сайт «Омега-принт»
- Сайт медиагруппы «Империя»
Примечания
{{Толстовский дом}}
Категория:Искусствоведы России
Категория:Культурологи России
Категория:Историки России
Категория:Учёные Санкт-Петербурга
Категория:Историки искусства