Кожин, Александр Иванович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Страницы памяти о войне в моей жизни

«Твои глаза не видели разруху, Душа не попадала в сети зла, И мать к столу из лебеды краюху, Омытую слезами, не несла...» Эти строки о нас, не видевших войны. С ней мы знакомы по фильмам и книгам да ещё по рассказам тех людей, которые пережили страшные сороковые. Вот что я узнал из рассказов моей бабушки. Бабушка в те годы ходила в детский сад, где все дети играли только в войну. Девочки были санитарками, а мальчики - бойцами Красной Армии. Немцами не хотел быть никто - кидали жребий. Игрушек почти не было, кукол шили из тряпок, мячи тоже были самодельные.

Когда бабушка пошла в первый класс, ей сшили из старой юбки матери школьное платье и «портфель» из полотенца. Писали на обёрточной бумаге простыми карандашами, цветные карандаши были большой редкостью. Чувство голода мучило постоянно, как того мальчишку из рассказа Ю. Яковлева «Цветок хлеба». Коля ждал чуда, когда зацветёт хлеб, он думал, что цвести он будет голубыми цветами или алыми. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Когда мальчик нёс испечённый хлеб деду, он завидовал ему: ведь он будет есть тёплый, пахучий хлебушек! Я поразился. Зависть мальчишки была не к новому мячу, не к шикарной игрушке, а к хлебу! А ведь сегодня мы даже не всегда едим хлеб, ведь так много всего вкусного в наше мирное время!

Я считаю, что мы не должны забывать о жертвах войны, о её героях. Нет, наверное, ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Мой прадед по матери, Денисов Михаил Иванович, воевал на Втором Украинском фронте. Он был командиром танковой роты. Я не видел его никогда. Осталась мне на память одна маленькая фотография - молодой лейтенант в кожаных ремнях, а на груди орден Красной Звезды. Прадед Иван Григорьевич Корнев - отец моей бабушки до войны работал шофером на ГАЗе, летом 1942 года его призвали в армию. Провоевал прадед недолго - осенью 1942 года он погиб в тяжелых боях под Ржевом.

Прадед Александр Иванович Кожин был профессиональным военным, служил офицером в авиационным полку в Забайкалье. В 1939 году участвовал в боевых действиях с японскими войсками на реке Халхин-Гол. В боевых действиях с немецкими войсками участия не принимал, охранял воздушные рубежи Забайкалья от постоянных провокаций японских ВВС. После разгрома фашисткой Германии принимал участие в разгроме Квантунской группировки японской армии в Китае и Монголии. Мой прадед имеет боевые награды — два ордена «Красной звезды» и медаль «За боевые заслуги». После окончания войны он продолжил службу в ВВС. Умер до моего рождения.

Другой прадед по матери, Семенец Иван Яковлевич, был секретарём партийной организации на Горьковском автозаводе все годы войны. Завод выпускал санитарные машины, зенитки, снаряды. Прадедушка жил в цехе, дома его не видели по полгода. Я его тоже не видел никогда, он умер за год до моего рождения.

Письма с фронта - это сегодня бесценная реликвия. В нашей семье есть два письма с фронта. Они уже очень ветхие, с трудом можно прочитать строчки, написанные в 43 году прошлого века. Их даже страшно взять в руки из-за боязни повредить. Вот строки одного письма: «Добрый час! Здравствуйте, дорогие мои. Я жив и здоров. Живу пока ничего. Послал вам уже два письма, но ответа еще не получал не разу... Нахожусь в районе боевых действий. Нам пришлось совершить очень длинный марш (около 500 км), и на всём протяжении попадались одни только развалины от деревень и то совсем ничего, даже камней от печей и то не осталось. Впрочем, по дороге очень много убитых немцев, попадаются по 200-300 крестов».

Прадеды - это часть моей биографии. История нашей семьи, семьи бабушек и дедушек связана с Великой Отечественной войной, которую никогда нельзя забывать. Но встречаются сегодня такие люди, которые торгуют медалями своих дедов и прадедов, не помнят истории, оскверняют памятники. Им бы поучиться, как в рассказе «Друг капитана Гастелло» мальчик Серёжа, родившийся в послевоенные годы, защищал своего кумира - капитана Гастелло. Однажды он услышал, как приятель отца дядя Владя сказал: « ...Какой он герой? Ну, подбили его машину, упала она на шоссе случайно. Причём тут героизм?» Серёжа почувствовал, что от этих слов случилось что-то ужасное, вроде аварии или пожара. Он не мог допустить, чтобы о его любимом герое говорили такие слова. Он понял, что ему нужно где-то отыскать больших и сильных людей, которые могут постоять за погибшего героя. И такой человек нашёлся. Это был полковник Ростов. Он не воевал с Гастелло, не был его другом, но не позволил оскорбить его имени.

Много героев дала страна, среди них много и безымянных. Сейчас на месте боёв шелестят деревья, растут цветы, а мне вспоминаются строчки В.Сухомлинского:

- Алый Мак, почему ты вырос в поле один среди зелёной травы?

А цветок и говорит:

- Здесь во время Отечественной войны пролилась кровь героя. На этом месте я и вырос.

69 лет назад окончилась Великая Отечественная война, забывать которую нельзя. Это трагедия многих народов мира. Надо хранить уроки войны в памяти, как хранит их наша семья.

Персональные инструменты
Инструменты