Исследование Участок кладбища Богословского завода в Карпинске (некрополь) как объект культурного наследия

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Участок кладбища Богословского завода в Карпинске (некрополь) как объект культурного наследия

Содержание

Введение

В 2019 году город Карпинск отметил юбилейную дату – 260 лет со дня своего основания. Единственное здание, которое сохранилось с тех давних лет и является символом нашего города – Введенский собор – признан объектом культурного наследия народов Российской Федерации как памятник архитектуры и градостроительства. Мне стало интересно, а имеются ли другие объекты в городе, которые могут по праву считаться культурным наследием, например, Свердловской области?

В 1864 году русский археолог, граф Алексей Сергеевич Уваров (1824–1884) описал состояние памятников истории и культуры в России следующими словами: «Не только мы, но и наши предки не умели ценить важность родных памятников, и без всякого сознания, с полным равнодушием, безобразно исправляя старинные здания или восстанавливая их заново, они не понимали, что каждый раз вырывали страницу из народной летописи» [6]. Мне кажется, его слова не утратили своей актуальности и в наши дни. Примером забвения и отсутствия должного внимания может служить участок кладбища Богословского завода, расположенный на перекрёстке улиц 8-е Марта и Первомайской (Далее – некрополь). Это место захоронения жителей Богословского посёлка имеет множество интересных памятников и может хранить в себе богатейшую информацию. У меня появилась гипотеза, что некрополь может являться потенциальным объектом культурного наследия Свердловской области.

Я поставил перед собой цель – выявить историко-культурную ценность некрополя.

Объект моего исследования – некрополь.

Предмет исследования – историко-культурная ценность некрополя.

Задачи:

- выяснить историю создания и развития кладбища;

- выявить типы и художественные особенности надгробий;

- установить историю судеб похороненных на кладбище людей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты помогут получить дополнительную историко-культурную информацию, могут послужить обоснованием для придания некрополю статуса объекта культурного наследия. Публикация результатов исследования в сети Интернет поможет пользователям найти родоведческую или генеалогическую информацию. Материалы исследования можно использовать на уроках истории в школе, в объединениях историко-краеведческой направленности, для подготовки внеклассных мероприятий, проведения экскурсий.

Обзор литературных источников

По сведениям историка-архивиста М. С. Бессонова кладбище Богословского завода появилось с началом строительства завода на реке Турье. После открытия Введенской приходской церкви, христиане могли захоронить умершего в соответствии с православным обрядом. Очевидно, через 65 лет у заводских жителей появилась потребность в храме при кладбище. Поэтому в 1841 году на территории кладбища на собственные средства прихожан была построена каменная церковь, которая была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. За всю историю существования кладбища на нём нашли покой люди разных сословий: дворяне и духовенство, мастеровые и сельские обыватели, их жёны и дети [3].

По материалам метрических книг Введенского собора Богословского завода, которые находятся на хранении в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) в Екатеринбурге, М. С. Бессоновым был составлен список лиц, похороненных на кладбище при Казанской церкви в период с 1801 по 1917 год. В нём содержится более 18 тысяч имён. Найти его можно в сети Интернет [9].

Деятельность кладбищенской церкви не ограничивалась только преданием тел умерших земле. Во время церковного богослужения священники упоминали имена умерших в своих молитвах, прося Бога об упокоении их душ [9]. На фотографии 1950 года видно, что раньше территория кладбища была больше.

В 1938 году кладбище у церкви закрыли в связи с перегруженностью. Новое кладбище было открыто в северной части посёлка Богословска. В XX веке бóльшая часть кладбища по разным причинам была уничтожена. В начале 1980-х годов на территории бывшего кладбища был построен детский сад «Ёлочка» (в настоящее время структурное подразделение школы № 5). Со временем были утрачены многие надгробные сооружения, в том числе могила горного начальника Богословского горного округа Матвея Ивановича Протасова (1804–1846), благодаря стараниям которого была построена кладбищенская церковь [3].

Материалы и методы

Для вычисления площади участка кладбища был использован интернет-сервис «Яндекс. Карты». На снимке из космоса видно, что территория кладбища имеет вид прямоугольной трапеции, состоящей из прямоугольника и прямоугольного треугольника. При помощи инструмента «Линейка» можно вычислить общую длину ограждения и площадь всей территории. Длина ограждения с северной стороны 70 м, с восточной – 40 м, с южной – 70 м, с западной – 70 м. Таким образом, общая длина ограждения составляет 250 м. Площадь прямоугольника равна 70×40=2800 м², площадь прямоугольного треугольника равна 1/2×(70–40)×70=1050 м². Таким образом, общая площадь территории составляет 2800+1050=3850 м², или 0,385 га.

При помощи интернет-сервиса nakarte.me установлено, что рельеф местности понижается с северо-западной точки (209,5 м) к юго-восточной точке (204,2 м), разница высот составляет 5 метров.

Описание внешнего вида церкви было выполнено по методу аналогии. В сети Интернет выполнялся поиск похожих изображений церкви, а также их описание. Установлено, что Казанская церковь внешне напоминает Смоленскую церковь в Санкт-Петербурге, построенную в 1790 году в стиле классицизма. Это прямоугольное в плане здание с колокольней, покрашенное в голубой цвет. Колокольня увенчана позолоченным шпилем с крестом, на нижнем ярусе располагается звонница. Храм увенчан позолоченным куполом на высоком барабане с арочными окнами. Купол венчает главка с крестом.

Поиск и фотографирование надгробий проходили в октябре 2016 и 2019 годов. В камеральных условиях устанавливались данные о захороненных лицах (фамилия, имя, отчество, дата смерти и прочее), затем полученная информация сравнивалась с данными из метрических книг Введенского собора Богословского завода. В случае расхождения данных, ставилась помета (?).

Все надгробия были поделены на 2 группы, в зависимости от материала, из которого они были изготовлены (металл, камень). В каждой группе фотографии с информацией были систематизированы по дате возникновения захоронения (в обратном хронологическом порядке). Затем был выполнен поиск информации об умерших людях в книге М. С. Бессонова «История Северного Урала в лицах» и в сети Интернет на предмет их роли в истории родного края.

К сожалению, каких-либо методик и источников по типологии надгробий обнаружить не удалось, поэтому описание сооружений было проведено методом наблюдения и сравнительного анализа.

Результаты исследований и обсуждение

В ходе полевых работ на участке кладбища обнаружено 112 надгробий разной степени сохранности, в которых захоронен 121 человек. Сопоставляя и сравнивая информацию на намогильных памятниках с информацией из метрических книг, удалось установить имена 115 захороненных лиц. Анализ информации из метрических книг показал, что среди захороненных, 26 человек (21 %) не являлись жителями Богословского завода, 29 человек (24 %) были детьми.

Условно все надгробия можно разделить на 2 группы по материалу, из которого они выполнены. Из 112 надгробий 62 изготовлены из металла (чугун), 50 – из камня (гранит, мрамор). Также обнаружены подлинные металлические ограды могил в количестве 7.

Присутствие большого количества чугунных надгробий на кладбище можно объяснить наличием производства таковых на местном заводе. На это указывает также их отсутствие на кладбищах близлежащих населённых пунктов.

Анализ внешнего облика чугунных надгробий показал, что с течением времени они претерпели изменения, трансформируясь от двухмерных прямоугольных плит к трёхмерным формам типа «голгофа». На плитах присутствует текст и изображение восьмиконечного православного креста. Текст на плите выполнен в дореформенном написании. В верхней части плиты практически всегда присутствуют слова молитвы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Её текст располагается горизонтально с обеих сторон, либо полукругом над крестом. В центральной части помещается текст с именем, отчеством, фамилией умершего, датой его кончины и возрастом. Внизу плиты до 1856 года встречается изображение черепа Адама со скрещенными костями, которое позднее уступило место стилизованному изображению в виде точки и двух горизонтальных линий справа и слева от неё. С 1891 года по периметру плиты появляется орнамент – греческий меандр. На некоторых плитах по углам присутствует растительный орнамент в виде листьев или розеток. С 1891 года небольшие по размеру плиты начали прикреплять к чугунным надгробиям в форме каменной горы с навершием в виде креста. Данный тип надгробия получил наименование «голгофа», по названию холма рядом с Иерусалимом (ныне Израиль). Согласно Новому Завету на Голгофе был распят Иисус Христос. Многие кресты в настоящее время утрачены.

В 2016 году по инициативе и на средства предпринимателя М. Э. Бураева 46 надгробий из чугуна были впервые очищены от следов коррозии и восстановлены жителем города Илдаром Гильфановичем Мубаракшиным [13].

Самая старая чугунная плита, сохранившаяся на кладбище, датируется 1830 годом. Она имеет форму трапеции, которая напоминает крышку гроба. Плита служила надгробным памятником надворному советнику Григорию Максимовичу Громницкому. По наблюдениям М. С. Бессонова несколько лет назад чугунная плита ещё была цела. Потом он видел её уже расколотой. А в 2019 году нижняя часть плиты пропала. Есть опасения, что оставшаяся часть плиты тоже будет утрачена.

Григорий Максимович Громницкий (1753–1830) окончил в 1784 году Киевскую академию, затем поступил в Санкт-Петербургский сухопутный госпиталь лекарским учеником. С 1797 года работал штаб-лекарем госпиталя Богословского завода. Затем смотрителем горных школ и богадельни Богословских заводов, и медицинским инспектором Богословских заводов [1]. Конец его жизни трагичен. Он был убит в почтенном возрасте 77 лет, о чём свидетельствует надпись на надгробии – эпитафия с обращением к прохожему: «Помолись, прохожий, о добром и благодетельном страдальце». Примечательно, что это захоронение появилось задолго до строительства кладбищенской церкви.

Уникальным типом надгробия является чугунный саркофаг с эпитафией на могиле Марьи Ивановны Батмановой (1819–1843). Она была дочерью протоиерея Введенского собора Ивана Денисовича Луканина и женой унтершихтмейстера Александра Ильича Батманова [1]. Скончалась в возрасте 23 лет от туберкулёза. На восточной стороне саркофага начертано обращение к душе умершей «Прими, милый друг мой, моление мое душе твоей», а на западной – фрагмент из Библии «Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя» (Псалом 114:6).

Каменные надгробия можно условно разделить на следующие типы (количество): аналой (2), колонна (1), крест (2), «голгофа» (3), обелиск (1), плита (11), срубленное дерево (4), «часовня» (14). Аналой представляет собой высокий столик с покатым верхом, покрытый пеленой, на который в церкви кладут иконы или книги. Изображение колонны, как и изображение креста или дерева, символизирует устойчивость и постоянство. Для выражения скорби и окончившейся, «надломленной» земной жизни на могиле устанавливают надломленную колонну или дерево со срубленным стволом и корнями. Массивный памятник в форме каменной горы с навершием в виде креста служит напоминанием о Голгофе.

Символическое изображение трёхвершинной Голгофы можно встретить в верхней части каменных плит. Голгофа изображена в виде трёх плоских полукружий (два в один ряд, а третий в середине над ними), выбитых на плоскости камня. На Голгофе восьмиконечный крест. На одном из оснований креста можно наблюдать изображение шестиконечной звезды, так называемой «звезды Давида», а также растительный орнамент в виде цветов тюльпана. У памятников типа «часовня» часто имеются ниши для установки икон. В качестве материала для постаментов служили гранит и мрамор. К сожалению, многие венчавшие постаменты кресты утрачены.

Заслуживает внимания личность врача Ивана Ивановича Белавина (1852–1930), надгробный памятник которому взамен деревянного креста был установлен в 2014 году. В июне 1886 года Белавин был приглашён в Богословский завод на должность врача Богословского горного округа. По его чертежам, под его личным наблюдением была выстроена больница в Богословском заводе, по своему оборудованию, по санитарно-техническому оснащению одна из лучших заводских больниц Урала того времени. Иван Иванович сумел создать образцовую больницу, которая на протяжении многих десятков лет обслуживала почти весь северный край. Количество произведенных им операций исчисляется многими тысячами, им ежедневно на протяжении многих лет производилось от двух до четырёх операций. За его вклад ему была присуждена степень доктора медицины. В советское время трижды выдвигался на присвоение звания Героя труда [1]. На его могиле высажен кедр, как дань памяти и напоминание о кедровой роще, высаженной у заводской больницы.

Нельзя обойти вниманием один из самых старых памятников из камня, установленный на могиле Апполинарии Ивановны Миславской (1833–1856). Она родилась в семье потомственного дворянина Ивана Константиновича Кокшарова и грузинской княжны Глафиры Степановны Эристовой. В 1853 году вышла замуж за молодого врача Александра Андреевича Миславского (1828–1914). Оставив родительский дом в Сысерти, Апполинария поехала с мужем в далёкий посёлок Турьинские рудники, где тот работал в больнице Богословского завода. В 1854 году она родила ему сына Николая. А в 1856 году, во время родов дочери Марии, она скончалась в возрасте 23 лет.

Её сын Николай Александрович Миславский (1854–1928) стал впоследствии выдающимся физиологом, профессором Казанского университета, членом-корреспондентом АН СССР, заслуженным деятелем науки РСФСР. Её дочь Мария Александровна Миславская вышла замуж за Дмитрия Павловича Сабанеева, брата известного зоолога Леонида Павловича Сабанеева (1844–1898) [10].

В 2016 году прапраправнучка Апполинарии Миславской Ольга, проживающая в Нижней Туре, узнала от Михаила Бессонова о сохранившейся могиле своей прапрапрабабушки. С того времени она с семьёй часто бывает здесь, а в 2019 году присутствовала на церемонии освящения надгробного креста, который был восстановлен на памятнике [12].

Могила семьи Пономаревых примечательна тем, что расположена с восточной стороны ближе к алтарной части церкви, что говорит о том, что эта пара пользовалась заслуженным уважением прихожан. Пономарев Рафаил Гавриилович (1860–07.10.1885, Богословский завод) был псаломщиком Введенского собора Богословского завода и сыном Гавриила Стефановича Пономарева, священника Петропавловской церкви одноимённого села Верхотурского уезда. В 1876 году он окончил 2 класса Екатеринбургского духовного училища. С этого же года служил на второй должности псаломщика во Введенском соборе Богословского завода. Жена Александра Ивановна Пономарева (1860–27.03.1915) родила Рафаилу Гаврииловичу 3 девочек (Анимаиса, Филонида и Августа) и 2 мальчиков (Аристарх и Аверкий). Скончался Рафаил на 25 году жизни. Его сын Аристарх Рафаилович Пономарев (1881–1967) окончил в 1904 году Пермскую духовную семинарию. Служил диаконом. Участвовал в Поместном Соборе Православной Русской Церкви 1917–1918 гг. После революции эмигрировал в Харбин, где продолжил служить священником. В 1927 году окончил юридический факультет в Харбине, а в 1939 году - богословский факультет Института св. Владимира в Харбине со степенью кандидата богословия. Доцент богословского факультета Института св. Владимира в Харбине (1934–1945). Ректор Харбинской духовной семинарии (1938–1945). Переехал в Париж, где служил протоиереем в местечке Шалофер. Затем переехал в США, где умер в возрасте 86 лет [11].

Могила горного инженера Константина Николаевича Прахова (1869–1907) отличается от других тем, что над каменным памятником возведена железная ограда, выполненная в виде часовни с православным крестом сверху. Судьба этого человека трагична и напрямую связана с историей того времени. В период революции 1905–1907 годов неотъемлемой частью повседневной жизни Пермской губернии, в состав которой входил Верхотурский уезд, стали выстрелы и взрывы. Террористической деятельностью активно занимались партии социалистов-революционеров и социал- демократов, а также близкие ей по духу подпольные организации. Одна из таких подпольных банд под предводительством Лбова, совершила 22 августа 1907 года покушение на директора Надеждинского завода – Константина Николаевича Прахова и заведующего хозяйственной частью завода Г. О. де Кампо-Сципио. От полученных огнестрельных ран оба скончались. Это преступление заставило руководство Богословского горного округа временно остановить деятельность завода. Многие рабочие были принудительно выселены в места постоянной прописки [5]. В Богословский округ, где находился завод, было стянуто неимоверное количество войск: две роты солдат, 80 конных ингушей, 3 десятка стражников [7]. Рост радикальных настроений и склонность части уральских рабочих к применению крайних мер воздействия на представителей заводской администрации явились тем горючим материалом, который позднее был использован для разжигания гражданской войны [5].

Интересен памятник в виде «часовни» на могиле Капитона Матвеевича Шадрина (05.03.1827–27.11.1894, Богословский завод). Капитон родился в семье верхотурского купца 3-й гильдии Матвея Дмитриевича Шадрина. Женился на дочери верхотурского купца Александре Евдокимовне Выборовой, от которой у него было 5 детей. Вместе с братьями Прокопием и Иваном перебрался в Богословский округ. Прокопий и Иван обосновались в Турьинских рудниках, а Капитон стал проживать в Богословском заводе, где торговал мануфактурой, бакалейными, галантерейными товарами, колониальными (чай, сахар), мукой и хлебом, вином. В 1882 году был избран почётным мировым судьёй по Верхотурскому уезду. В начале 1890-х годов на протяжении несколько лет был членом Богословского отделения Екатеринбургского епархиального училищного совета [4].

Выводы

По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Кладбище Богословского завода возникло в конце XVIII века и просуществовало до середины XX века, когда его большая часть была уничтожена. В 1841 году на территории кладбища была построена церковь, которая продолжает свою работу в настоящее время. Сохранившийся участок кладбища с церковью (некрополь) имеет площадь 3850 м², или 0,385 га. На нём обнаружено 112 надгробий, сооружённых в период с 1830 по 1931 годы. Всего в могилах захоронен 121 человек, из них 26 человек (21 %) не являются уроженцами Богословского завода, 29 человек (24 %) – дети. Удалось установить имена 115 человек. 9 могил имеют мемориальную ценность, в них увековечена память таких жителей Богословского завода, как доктор медицины Иван Иванович Белавин, надворная советница Елена Яковлевна Гельм, жена аптекаря Павла Густавовича Гельма Еликонида Гельм, лекарь Григорий Максимович Громницкий, лесничий Александр Васильевич Демидов, мать физиолога Николая Миславского Апполинария Ивановна Миславская, родители протоиерея Аристарха Пономарева Рафаил Гавриилович и Александра Ивановна Пономаревы, горный инженер Константин Николаевич Прахов, купец Капитон Матвеевич Шадрин.

Из 112 надгробий 62 выполнены из чугуна, 50 – из камня. Чугунные надгробия менялись со временем от двухмерных прямоугольных плит к трёхмерным формам типа «голгофа», которая не встречается больше нигде в России. Уникальными являются чугунный саркофаг с эпитафиями по боковым сторонам и металлическая ограда, выполненная в виде часовни. Каменные надгробия представлены различными формами: аналой, «голгофа», колонна, крест, обелиск, плита, срубленное дерево, «часовня». Они представляют историко-культурный интерес для специалистов как редкие образцы уральской некрополистики.

В результате проведённого исследования установлено, что участок кладбища Богословского завода в Карпинске (некрополь) обладает признаками объекта культурного наследия и имеет историко-архитектурную и мемориальную ценность.

Историко-архитектурная ценность определяется архитектурным ансамблем, состоящим из здания православного храма и прилегающего к нему огороженного участка кладбища, на котором сохранились чугунные и каменные надгробия середины XIX – начала ХХ веков. Мемориальная ценность связана со значением кладбища для увековечивания памяти известных в своё время жителей Богословского завода.

По результатам исследования было составлено и отправлено заявление на имя начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Свердловской области о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. По результатам рассмотрения заявления был издан приказ № 161 от 16.03.2020 об отказе во включение объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия Свердловской области.

Заключение

Выражаем признательность историку-краеведу Михаилу Сергеевичу Бессонову за помощь, оказанную в ходе проведения исследования. А также Юрию Михайловичу Сухареву за публикацию на личном сайте в сети Интернет работы «Надгробия XIX-XX веков на участке кладбища Богословского завода (город Карпинск)» [14].

Литература

1. Бессонов М. С. История Северного Урала в лицах (1589–1917): Биографический справочник. Выпуск первый (А – Д). / Михаил Сергеевич Бессонов – 348 с. – Екатеринбург, 2011

2. Бессонов М. С. Метрические книги Введенского собора Богословского завода (1801-1917 гг.)

3. Бессонов М. С. От приписной до приходской (история одного храма) / М. С. Бессонов, М. Э. Бураев. – Карпинск : [б. и.], 2014. – 221 с.

4. Бессонов М. С. Шадрины – верхотурские купцы на Богословских заводах. Уральский родовед: сборник статей. Выпуск 12. – Екатеринбург, 2016. – 172 с.

5. Голдин В. Лбов и его команда. Историческое повествование. – Екатеринбург: Изд-во «Раритет», 2015. – с. 146.

6. Материалы по вопросу о сохранении древних памятников, собранные императорским Московским археологическим обществом. М.: ИМАО, 1911. 62 с. – с. 16

7. Микитюк В. П. Радикальные настроения рабочих Пермской губернии в конце XIX–начале XX в. / В. П.Микитюк // Экстремальное в повседневной жизни России (к 100-летию русской революции 1917 г.) сборник материалов международной научной конференции. СПб. : Культурно-просветительское товарищество, 2017. – С. 329–336.

8. Из Пермской губ. // Знамя труда. – 1907. – № 8. – С. 16.

9. Погребение православного христианина на сайте прихода Введенского собора https://xn--90acc3adqbbzd.xn--p1ai/pogrebenie

10. Соркин Ю. Э. Врачебная династия Миславских XIX–XX вв. – Екатеринбург : Арго, 1995. – 144 с.

11. Сухарев Ю.М. Жизнеописание митрофорного протоиерея Аристарха Рафаиловича Пономарева (†1967) (доклад) // Конференция Уральского церковно-исторического общества. – Екатеринбург, 14 января 2012 г.

12. В Карпинске освятили крест на могиле Аполлинарии Миславской vkarpinsk.info http://vkarpinsk.info/novosti/v-karpinske-osvyatili-krest-na-mogile-apollinarii-mislavskoy-/

13. Житель Карпинска восстанавливает старинные памятники на кладбище https://ural.aif.ru/society/situation/zhitel_karpinska_vosstanavlivaet_starinnye_pamyatniki_na_kladbishche ural.aif.ru

14. Надгробия XIX-XX веков на участке кладбища Богословского завода (город Карпинск) http://sukharev-y.ru/%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F-xix-xx-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B5-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89/#more-10260

Персональные инструменты
Инструменты