Выдрино, село (Чунский район, Иркутская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Первые учителя Чунского края. В. В. Смолина


Содержание

Введение

Для меня представляет большой интерес история нашего Чунского края. Я родилась здесь, здесь родилась моя мама и, хотя сегодня наш район переживает не лучшие времена, я люблю свой край и горжусь его историей, моими земляками, оставившими яркий след к истории Причунья.

В 2002 году в нашем Чунском районе отмечалась знаменательная дата – 100 летний юбилей народного образования. И оказалось, что в архивах музеев района практически нет документов, рассказывающих об открытии школ на территории района, нет данных и о первых учителях в Чунском крае. Территория, принадлежащая современному Чунскому району, в начале 20 века относилась к Канскому уезду Енисейской губернии и Нижнеудинскому уезду Иркутской губернии. Она по праву считалась одним из самых глухих таежных уголков Восточной Сибири. В начале 20 века школ и больниц на Чуне не было, появившиеся в 1902-1904 годах четыре начальные школы в Балтурино, Бунбуе, Неванке и Выдрино не могли решить проблему невежества крестьянства. Да и работали они не всегда, из-за отсутствия учителей. На самом деле, приезжему человеку было трудно приспособиться к жизни в глухом таежном уголке, который представлял собой Чунский край в начале, да и, пожалуй, в середине 20 столетия. Отсутствие колесных дорог, и как следствие оторванность от внешнего мира, суровые климатические условия все это было причиной того, что приезжие учителя не задерживались в чунских селах. И нужно было быть очень яркой личностью, для того, чтобы имя учителя осталось в памяти старожилов, и память о нем дошла до наших дней. Заметный след оставили учителя Пантелеймон Васильевич Давыдов, Филимон Сергеевич Бажаев, Николай Иванович Чикуленко. Некоторые из учителей, занимались не только просветительской работой, но и этнографическими исследованиями края. К ним можно отнести К.М. и З.Т. Некошновых, работавших в 1910 году в Выдринской школе.

Цели исследования

  1. Изучение истории народного образования в Чунском крае.
  2. Сбор сведений о первой учительнице из местного населения Вере Викторовне Смолиной.
  3. Задачи исследований.
  4. Изучить информацию о роде Смолиных в Выдрино.
    1. Составить родословное древо Смолиных
    2. Собрать сведения о жизни и деятельности первой учительницы В. В. Смолиной.
    3. Исследовать влияние деятельности В.В.Смолиной на развитие образования и просвещение в Чунском крае.

Методика исследования

  1. Анализ исторической литературы.
  2. Работа с архивными документами.
  3. Опрос старожилов, бывших учеников В. В. Смолиной.

Кто же они были, первые учителя нашего края? Как жили, как находили общий язык с местными жителями, отличавшимися по свидетельствам исследователя Н. И. Воробьева [1] с одной стороны суровым нравом, замкнутостью и, пожалуй, угрюмостью, с другой стороны самостоятельностью, верой в свои силы, волей и выносливостью? Ранее, собирая материал по истории края, я познакомилась с работой И. Чеканинского Енисейские старины и исторические песни. Этнографические материалы и наблюдения по р. Чуне[2]. В ней он приводит слова крестьянина из старинного чунского села Выдрино Микандра Михалыч Смолина[3]: «…у нас в роду никто грамоту не знал, да и чичас не знат, вот разве ешшо дочь Вихтура – она учительша, - а боле-то никто». В этой же работе помещена фотография Мелетея Герасимовича Смолина с правнуками и внучкой Верой Викторовной Смолиной. Вера Викторовна Смолина первая из женщин-чунарок смогла не только получить образование, но и сама стала учительницей.

Материалы для исследования были получены путем работы с архивными данными, анализа работ этнографа И. А. Чеканинского и опроса старожилов.

Вера Викторовна принадлежала к одному из старинных чунских родов. По сведениям И. Чеканинского –к роду первого «засельника» на Чуне Саввы Смолина, основавшего первое русское поселение на Чуне – деревню Саввино (Смолино), ныне село Выдрино. В истории нашего Чунского края до наших дней сохранилось множество белых пятен. Это объясняется тем, что на протяжении 18, 19,вплоть до начала 20 века, в отличие от других регионов Сибири, на Чуне не побывала ни одна экспедиция исследователей. Зная даты возникновения Удинского, Братского, Иркутского острогов мы лишь приблизительно можем назвать время основания старинных чунских сел. В отличие от других областей Сибири более активно осваиваемых отрядами русских поселенцев, в Чунский край проникали лишь отдельные отважные первопроходцы. Изолированность и замкнутость края была вызвана его труднодоступностью, суровыми климатическими условиями, непроходимыми лесами, тем, что его основная водная артерия - Чуна имела множество порогов, и это создавало трудности для заселения края по воде, в отличие от других местностей, куда отряды русских первопроходцев проникали по рекам. Поэтому, мы можем предположить, что первые поселения русских на Чуне появились позднее, чем в 17 веке. Документальные данные в архивах имеются лишь для начала 19 века.

Н. И. Воробьев[4], исследуя Чуну в начале 20 века, сообщает, что « …сколько удалось выяснить на основании расспросов, русские начали появляться в начале или половине 18 века, причем заселение шло несколькими путями: во-первых, с верховьев Уды – с Нижнеудинска; во-вторых, с Ангары. Каковы были точные пути заселения, сказать трудно, можно только утверждать, что край заселялся не партией переселенцев, которые организованно пришли сюда, а отдельными пионерами, которые на свой страх и риск поодиночке, или небольшими группами селились среди тунгусов. На этом сходятся все известные сведения о заселении края». По преданию, Савва Смолин поселился здесь (на Чуне) вместе с несколькими товарищами. Из рассказов потомков первых поселенцев следует, что селились на Чуне люди сильные, отважные, не боящиеся трудностей и невзгод, те, кто искал лучшей доли в глухом уголке Сибири; были среди них и беглые каторжники и солдаты, отслужившие 25-летний срок и крестьяне, пришедшие в поисках свободных земель.

Отобрав сведения о представителях рода Смолиных, сопоставив их с «Подворными книгами села Выдрино»[5], где указываются все родственные связи, я составила нисходящее древо Смолиных, которое насчитывает уже 11 поколений. Надо сказать, что история этого старинного рода на Чуне имеет немало славных страниц. Из него вышли и военные, и летчики, и учителя и врачи. Все они гордятся своим родом, с любовью вспоминают свою родину – Выдрино. Исходя из известных дат рождения представителей рода Смолиных, можно примерно отнести появление Саввы на Чуне к половине 18 века. Как рассказывали его потомки И. Чеканинскому, Савва приплыл с Удинска (Нижнеудинска) и поселился среди тунгусов. Он был родом из Европейской России, но откуда неизвестно. Потомки Смолина называли Рязанскую губернию, но это может быть и вымыслом. Микандра Михайлович Смолин (1849 г. р.) рассказывал И. Чеканинскому в 1914 году, что Савва Смолин появился на Чуне после нападения тунгусов на атамана Тюменца, т. е. после 1725 года. «А Савва плыл после етова, да ладно плыл, нихто ево ни чуть (чудь) не трогала. Плыл он тожо с Удинску искать хороши места (до Саввиной), да здеся и поселился, построил избу, да ета вот от ево анбарушка осталась. ( М. М. показал рукой на старую, но не развалившуюся «анбарушку»). Товда ушь (во)крук ево русски селитца стали».[6] Благодаря И. Чеканинскому, записавшему рассказ М. М. Смолина, мы можем восстановить начало родословной Смолиных и примерное время его появления на Чунской земле. Нам точно известна дата рождения представителя 4-го поколения – Микандры Смолина (или Никандры) – 1849. Отсюда мы можем предположить, что Савва Смолин родился около 1710-20 года (на Чуне он появился уже в зрелом возрасте), следовательно, на Чуне он обосновался примерно в 1740-50 году. Поэтому и примерную дату основания Выдрино и начало заселения края русскими мы можем считать с этого времени. У Саввы было три сына – Михайло, Митрей и Федор. У Михайло был один сын – Иванишшо, у Федора – Ондреан, а у Митрея – семь сыновей – Афанасей, Китой, Данило, Яков (в солдаты ушел),[7] Терентей, Степан и Прокопей. Из них Степан и Прокопей (63 года) «боле пожили», а остальные умерли. У Прокопея было 3 сына – Ерасим, Михайло и Василий (утонул в Чуне в возрасте 10 лет). Вера Викторовна Смолина принадлежит к родовой ветви Ерасима Прокопьевича (Герасима) (~1812-1815). Конечно, собрать сведения удалось далеко не обо всех потомках Ерасима. У Ерасима - сын Мелетей (1844 года рождения). Мелетей был неграмотным, на пятидесятом году он женился вторично, в 1913 году умерла и его вторая жена. Прежде занимался охотой и рыбной ловлей, но в возрасте 79 лет «отстал от этого дела, потому года не позволяют». У Мелетея было две жены. От первой жены два сына: Виктор и Яков, от второй жены сын Поликар и две дочери. У Поликара был сын Василий (1914 г. р.). У Василия с женой Кристиной (1922 г. р.) трое детей – сын Юрий (умер в Ангарске), дочь Неля (1951 г. р.) и дочь Татьяна Васильевна Ясенкова (1954 г. р. живет в Новочунке). Яков Мелентьевич (1870 г. р.), служил сельским старостой. У него было два сына – Григорий (1893 г. р.) и Михаил (1887 г. р.). У Михаила Яковлевича было два сына – Василий Михайлович и Яков Михайлович (живет сейчас в Выдрино). Дочь Якова Михайловича – Лидия Яковлевна – живет сейчас в Чуне, работает в отделе соцзащиты. У Василия Михайловича три сына Иван (1956 г. р.), Василий (1953), и Николай (живет сейчас в селе Балтурино). Особых слов заслуживает сын Мелетея – Виктор Мелентьевич Смолин Виктор Мелентьевич служил волостным старшиной в 1913-14 годах. Он, как и все Смолины в то время был неграмотным, но отличался живым умом и великолепной памятью. Именно он рассказал И. Чеканинскому былину «О Добрынюшке». Виктор Мелентьевич был знатоком чунской старины и охотно делился своими знаниями. Его отличали также и трудолюбие, хозяйская сметка. Он и минуты не мог посидеть без дела. Даже когда он рассказывал «старинки» И. А. Чеканинскому, он починял бродни (сети). Виктор Мелентьевич в свободное время занимался охотой, о рыбной ловле же говорил: «ето бабье дело, боле тово обуток истреплешь»[8]. У Виктора Мелетеевича и его жены Агафьи было две дочери – Анна и Вера. Не имея сыновей, он «… взял на воспитание парня Александра у бедного крестьянина, напоив того до-пьяна и дав ему 20 рублей». «Браньё» на воспитание чужих детей (в основном мальчиков) у многодетных и бедных – было обычным явлением в Чуно-Ангарском крае. «Тот богач, у которова парни есть, а не тот, у которого деньги да девки» - говорил И. Чеканинскому Виктор Мелентьевич. Александра он женил на своей дочери Анне. У Анны и Александра было трое детей – Сергей (погиб в годы ВОВ), Петр (живет сейчас в Тайшете) и Екатерина (умерла). У Екатерины – сын Александр, у Сергея – дочь Тамара (живет сейчас в Выдрино), она воспитывалась Верой Викторовной Смолиной. Вера Викторовна Смолина была первой в роду Саввы Смолина, получившей образование. Но, хотя Смолины были неграмотными крестьянами, они пользовались большим уважением и авторитетом. Вот как говорил об этом Ивану Чеканинскому в 1914 году отец Веры Викторовны - Вихтур Мелентьевич Смолин, служивший в то время волостным старшиной: «Нашу - то родову все уважают, потому как мы аккуратны. У нас волость стояла, (Волостное правление помещалось до 1913 года в доме Виктора Мелентьевича) да и брат мой Якоф – сельский староста».

Виктор Мелентьевич был знатоком чунской старины и охотно делился своими знаниями. У него была великолепная память, живой ум и хозяйская сметка. Он и минуты не мог посидеть без дела. Даже когда он рассказывал «старинки» И. А. Чеканинскому, он починял бродни (сети). Отец его Мелетей Ерасимович (Герасимович), дед Веры Викторовны также помнил очень много старинных былин, но, свидетельству И. Чеканинского был «…в высшей степени скрытным и недоверчивым человеком», от которого при всем желании трудно добиться ответа на какие-либо вопросы, хотя много знал и помнил из чунской старины. «Вы, господа, все чё-то много преопределяете (узнаете) у нас, все омманываете».

Надо сказать, что в Выдрино в 1914 году насчитывалось 65 дворов с населением 311 человек (из них 9 ссыльно–политических). Несмотря на действовавшую школу, население было поголовно неграмотным, «за исключением нескольких человек малограмотных». Среди тех, кто все-таки обучился грамоте, и смог потом учить других, была Вера Викторовна Смолина. Точной даты рождения её пока установить не удалось, нет записи в метрической книге церковного прихода, но вероятнее всего в 1894году. По свидетельству бывших её учениц Нины Емельяновны Ковальской и Зои Павловны Смолиной [9]она училась в школе в одно время с Емельяном Игнатьевичем Каверзиным из Берёзово (1892 года рождения) и он был старше её на 2 года. Школа в то время (примерно в 1902 –1904) была в Выдрино, внизу под горкой. Емельяну Каверзину пришлось жить 2 года на квартире, чтобы закончить 3 класса. Обучение Вера Викторовна продолжила в Нижнеудинской гимназии. Начала она свою педагогическую деятельность совсем юной. Это было связано с тем, что приезжие учителя в селе не задерживались. Несмотря на свою молодость, она пользовалась большим авторитетом у односельчан. Думаю, что Вера Викторовна общалась с политическими ссыльными, которых было много в Выдрино и в Чунском крае. К сожалению, каких либо сведений об этом мне найти не удалось. Мне кажется, что, получив образование, она все-таки отдалилась от своих ровесников, интересы которых ограничивались охотой, рыбалкой и полевыми работами и чувствовала себя отчасти чужой среди односельчан. В годы Советской власти она принимала участие в ликвидации неграмотности в селе Березово.

В Берёзово Вера Викторовна Смолина жила на квартире у родителей Зои Павловны Смолиной - Павла Павловича и Феклы Нестеровны. В комнате вместе с ней были дочери хозяев Зоя и Анна, там стояло две кровати. На одной спала Вера Викторовна, а на другой по очереди или Анна, или Зоя. В этой комнате Вера Викторовна занималась, читала, проверяла тетради. Питалась она вместе с хозяевами, за одним столом. В это время она уже жила одна, без мужа.

Нина Емельяновна Ковальская(1926 г.р.) вспоминает, что после ноябрьских праздников в 1934 году в Березове открылась школа в приспособленном для занятий здании клуба (бывшая часовня). Парт не было. Вместо них на сцене стояли самодельные столы и лавки. В первый класс пошли разновозрастные дети – и семилетки и подростки 12-14 лет. Всего в 1934 году пошло в школу 10-12 детей. Днем в школе учились дети, а вечером взрослые. Среди тех, чьей первой учительницей стала В. В. Смолина, были - Илья Константинович Смолин[10], Федор Клименок, Екатерина Бурмакина. Во втором классе Вере Емельяновне пришлось учиться уже в Выдрино, так как Вера Викторовна приняла школу в Выдрино. Школа в Выдрино по тому времени была большой. Дети учились в 2 смены. 1-ая смена – второй и четвертый классы, 2-ая смена – первый и третий классы. Здание школы, построенное в начале века, было большим. Оно состояло из просторного класса, учительской и комнаты для технички. Техничкой в 1935 году работала Аксинья (отчество не известно) Кулевар. В школе были большие застекленные окна, настоящие парты. Парты стояли в два ряда по 10 парт в ряду. В каждой парте было отверстие под чернильницы. В школе чернила наливала учительница, а дома чернила изготавливали кто из чего. В Выдрино в школе занималось много детей. Во втором классе было около 20 учащихся, примерно столько же и в других классах. В классе была доска, писали мелом. Из наглядных пособий был глобус и карта. Нина Емельяновна Ковальская вспоминает, что Вера Викторовна была хорошей учительницей, очень интересно рассказывала. Была строгой и в то же время, очень доброй. Учебников не хватало. Один учебник был на несколько человек. Она внимательно следила, чтобы учебниками могли пользоваться все. Она учила чтению, письму, арифметике. Кроме этого, она учила детей лепке и рисованию. Под её руководством ребята могли вылепить из глины чайник, фигурки зверей и многое другое. Нина Емельяновна Ковальская больше других предметов любила чтение. На чтении они занимались по учебнику «Книга нашего края». Учебник был с черно-белыми картинками.

В 1935 году Выдрино в 1 класс пошла и Зоя Павловна Смолина, её семья переехала туда из Берёзово. Вместе с ней сели за парту и Тамара Сергеевна Смолина (племянница Веры Викторовны), Таисия и Елена Селезневы, Валентин Иванов, Ковальский Славик (сын политического ссыльного Казимира Ковальского), братья Чикуленко - Николай, Павел, Анатолий, Евдокия Смолина, Бурмакин Александр. Зоя Павловна Смолина (1925 г. р.) вспоминает, что Вера Викторовна была очень тактичной, спокойной, вежливой и доброй. «Вся семья Веры Викторовны была очень хорошей. Все добрые были». Таисия Кирилловна Авсиевич[11](Селезнева) (1926 г. р.) также сохранила самые теплые воспоминания о Вере Викторовне Смолиной. «Ну, как она учила… очень хорошо… она внимательная была… Она как мать была родная… ребятишки же ещё были… спектакли делали, танцевали, учила петь нас маленьких».

Личная жизнь у Веры Викторовны не сложилась. До войны она выходила замуж за односельчанина Федора Яковлева (приезжий, был в работниках у её отца), но вскоре разошлась. Двое её детей умерли в раннем детстве, и она взяла на воспитании внучатую племянницу. При Советской власти Веру Викторовну отправляли учиться в Ленинград. В Выдрино у неё был свой небольшой домик, позднеё он сгорел. Своим внешним видом она отличалось от выдринских женщин – коротко стригла волосы, носила строгие юбку с кофтой, ботиночки, одевалось очень аккуратно. В годы войны она работала избачём в клубе Выдрино. В помещении бывшей часовни была сделана сцена, опущен пол. (Часовню уже в 70-е годы XX столетия столкнули бульдозером в реку). Вера Викторовна часто устраивала концерты в клубе силами самодеятельных артистов. Очень часто ставили небольшие спектакли. Показывали инсценировки о гражданской войне, о колхозах, продергивали хулиганов и лодырей. Вера Викторовна заведовала и избой читальней в то время. В годы войны в Выдрино получали областную газету «Восточно-Сибирская правда», районную газету «Путь коммунизма». В послевоенные годы Вера Викторовна часто болела, долго лежала в Новочунской больнице. Умерла в 1954 году, похоронена в Выдрино. В Чунском районном Загсе нет записей о дате её смерти, т.к. в те годы записи велись не всегда аккуратно. Благодаря деятельности Веры Викторовны многие жители деревень Берёзово и Выдрино как дети, так и взрослые через ликбез получили начальное образование. Её пример послужил толчком для того, чтобы дети её первых учеников получили дальнейшее образование. Так, например, все дети Зои Павловны Смолиной получили высшее образование, двое стали преподавателями вузов. Тамара Григорьевна Шуринова, Вера Кирилловна Селёзнева стали учителями и работали в школах нашего района.

В деревне Выдрино сегодня нет электричества, она находится на грани вымирания, но оставшиеся жители бережно ухаживают за могилой Веры Викторовны. Надо сказать, что медленное умирание деревни началось с проведения политики укрупнения совхозов и прежде богатое и многолюдное село дольше всех сопротивляется своей печальной участи. В районе уже изчезли другие старинные чунские села Ганькино, Неванское, Челюгда, Мироново. Выдрино ещё живет, там действует школа – девятилетка, занимаются школьники световой день. На самом деле Выдрино - село, расположенное в красивом, богатом месте и все жители (с которыми мне довелось встретиться), уехавшие оттуда говорили, что хотели бы вернуться туда. Мне кажется, что происходит что-то неправильное. Нельзя, чтобы вот так ушла жизнь из этого села. Сколько сил и энергии прилагали люди, в том числе и Вера Викторовна Смолина, чтобы сделать жизнь в селе лучше. Не зря первые поселенцы выбрали это богатейшее и красивое место, это село должно жить и достойно лучшей жизни. Я думаю, что она могла уехать из села, найти применение своим знаниям в другом месте, но осталась верна своей малой родине. Если бы все люди отдавали все свои силы, энергию для процветания своей малой родины, своего села, поселка, города, то и наша большая Россия становилась краше, богаче и могущественней. Тем горше, что множество сел в нашем районе, области и в целом в России стали жертвами необдуманной политики по укрупнению совхозов и колхозов.

Выводы

История жизни и деятельности Веры Викторовны Смолиной представляет большой интерес как часть истории края в целом. Не случайно, что первой учительницей из местного населения стала представительница рода Смолиных, отличавшихся природным умом, смекалкой и великолепной памятью. Просветительская деятельность В. В. Смолиной сыграла положительную роль в развитии народного образования в крае, так как приезжие учителя не задерживались на чунской земле. Я хотела бы и далее продолжить работу по сбору сведений о Вере Викторовне Смолиной, так как её деятельность заслуживает более детального изучения, как и деятельность других учителей нашего района начала XX века, внесших не малый вклад в дело развития народного образования в Чунском крае.

В работе над данным исследованием мне оказала помощь руководитель краеведческой работы в школе, заведующая Лесогорской детской библиотекой Воробьева Вера Игоревна. Эта помощь заключалась в подборке литературы в библиотеке Иркутского краеведческого музея, работе в Чунском районном архиве, ЗАГСе, организации и проведении встреч со старожилами с. Выдрино, оформлении работы.

Литература

  1. Чеканинский И. А. Следы шаманского культа в русско-тунгусских поселениях по реке Чуне в Енисейской губернии. – Этнографическое обозрение, 1914, № 3-4.
  2. Чеканинский И.А. Енисейские старины и исторические песни. Этнографические материалы и наблюдения по р. Чуне. – Этнографическое обозрение, 1915, № 1-2.
  3. Воробьёв Н.И. Материалы по быту русского старожильческого населения Восточной Сибири. Население Причунского края (Енисейской губернии). – ИОАИЭ, М. – т. XXXIII, в. 2-3, 1926.

Информаторы

  1. Таисья Кирилловна Авсиевич (1926 г. р., с. Березово) проживает п. Чунский, ул. 50 лет Октября, 102 -22
  2. Илья Константинович Смолин (1925 г. р. с. Выдрино) проживает П. Чунский, ул. Свердлова, 7 –2.
  3. Нина Емельяновна Ковальская (1926 г. р., д. Берёзово) проживает в п. Сосновые Родники, Бородина, 2
  4. Зоя Павловна Смолина(1925 г. р., с. Выдрино) проживает в п. Чунский, МЖК, 6 - 1

Примечания

  • [1] Воробьев Н.И. Материалы по быту русского старожильческого населения Восточной Сибири. Население Причунского края Енисейской губернии.-ИОАИО, М. - т. XXXIII, в. 2-3, 1926.
  • [2] Чеканинский И.А. Енисейские старины и исторические песни. Этнографические материалы и наблюдения по р. Чуне. – Этнографическое обозрение, 1915, № 1-2.
  • [3] Дядя Веры Викторовны Смолиной.
  • [4] Воробьёв Н.И. Материалы по быту русского старожильческого населения Восточной Сибири. Население Причунского края (Енисейской губернии). – ИОАИЭ, М. – т. XXXIII, в. 2-3, 1926.
  • [5] В Чунском районном архиве.
  • [6] Чеканинский И.А. Енисейские старины и исторические песни. Этнографические материалы и наблюдения по р. Чуне. – Этнографическое обозрение, 1915, № 1-2. С. 88
  • [7] Так как чунарей, как плативших ясак, не брали в армию, случай добровольного ухода в армию был крайней редкостью и поэтому этот случай запомнился потомкам своей исключительностью. Что заставило Якова уйти «в солдаты», об этом можно только догадываться.
  • [8] Чеканинский И.А. Енисейские старины и исторические песни. Этнографические материалы и наблюдения по р. Чуне. – Этнографическое обозрение, 1915, № 1-2. С. 84
  • [9] Нина Емельяновна Ковальская (1926 г. р., д. Берёзово) проживает в п. Сосновые Родники, Бородина, 2 Зоя Павловна Смолина(1925 г. р., с. Выдрино ) проживает в п. Чунский, МЖК, 6 - 1
  • [10] Илья Константинович Смолин (1925 г. р. с. Выдрино) проживает П. Чунский, ул. Свердлова, 7 –2.
  • [11] Таисья Кирилловна Авсиевич (1926 г. р., с. Березово) проживает п. Чунский, ул. 50 лет Октября, 102 -22

Автор статьи

Загорская Ксения Николаевна, г.Лесогорск, Школа № 4

Ссылки

9 Всероссийские юношеские чтения им.В.И.Вернадского



Иркутская область

Персональные инструменты
Инструменты