Виртуальный экскурсионный маршрут Золотое кольцо Нижегородской области Разживина Михаила

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Озеро Светлояр Наша экскурсия начинается у озера Светлояр. Озеро имеет правильную яйцевидную форму. Его длина 454 м, ширина 348 м, общая площадь 12 га, глубина более 30 м. Вода в нем хрустально чистая и прохладная даже в самый жаркий день. В старину верили, что Светлояр - это глаз божий, взирающий на человечество. В течении многих веков это озеро почитается святым. Считается что каждый пришедший к Светлояру с чистым сердцем и светлыми мыслями получит от него свой дар.

Это озеро связано с легендами о граде Китеже, не сдавшегося врагу и чудесно спасенного молитвами святых старцев. И по сей день град Китеж незримо присутствует здесь. Существует прекрасная традиция: 6 июля, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери - обходить озеро с зажженными свечами. В этот день люди разных национальностей и вероисповеданий объединяют огонь своих сердец в единой молитве о судьбе своих близких, русского народа и всей России. Можно посетить особо почитаемые места у озера: камень со "стопой Богородицы"(по легенде на нем стояла Богородица когда спасала град Китеж), святой ключик Кибелек, могилы трех старцев. На холме, над озером находится деревянная церковь Казанской Богоматери, построенная в 2003 г. на месте разрушенной в годы советской власти часовни. От Светлояра держим путь в Семенов.

Семенов - город старинный, основанный в 17 в. Семенов внесен в список исторически населенных мест России как памятник градостроительства под открытым небом (автор плана постройки города архитектор Ананьин Я. А.). Жители Семенова испокон веков занимались разными ремеслами - резали и красили ложки, точили деревянную посуду, писали иконы, делали раскрашенные игрушки.

В этом маленьком провинциальном городке в особняке купца старообрядца Петра Шарыгина с 1980 г. находится уникальный историко-художественный музей. В этом двухэтажном каменном доме собрана ценнейшая коллекция произведений народного искусства Нижегородской области: домовая резьба, деревянная скульптура, игрушки, резные и расписные донца прялок. Экспозиция музея дает возможность познакомиться с историей хохломской росписи. Но не одним музеем знаменит Семенов. Здесь не только бережно хранятся старинные традиции народной резьбы и росписи по дереву - эти традиции развиваются современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Мировую славу Семенову принесла фабрика "Хохломская роспись". Эта фабрика сделала Семенов столицей современной хохломы. В будние дни на фабрике проводят экскурсии. Можно посетить 4 художественных цеха и собственными глазами увидеть чудо - как кусок дерева преображается в произведение искусства. Ежегодно в Семенове проходит Всероссийский фестиваль народных художественных промыслов "Золотая хохлома". Из Семенова держим путь в Городец - древнейший город земли Нижегородской.

Городец входит в список исторических городов России. Экскурсию по городу начнем со смотровой площадки на набережной. Отсюда, с высокого волжского берега, открывается захватывающий вид. На этой же смотровой площадке можно увидеть и самый старый памятник города - небольшую башенку покрытую кирпичным шатром, построенную ок. 1673 г. Затем через сквер выйдем на ул. Купеческую (ул. Ленина), Здесь находится Городецкий краеведческий музей.

В музее можно познакомиться с историей древнего Городца, увидеть изделия местных народных промыслов. Это глухая резьба, роспись по дереву, народные праздничные костюмы из шелковых пестрых тканей, золотошвейные платки, вышитые шали и конечно знаменитая городецкая роспись. Народные ремесла не забыты ! В городе работают строчевышивальная фабрика и объединение "Городецкая роспись". Здесь ежегодно проходит Всероссийский фестиваль народных художественных промыслов и ремесел "Мастеров народных братство". Не зря Городец называют "городом мастеров"!

После посещения музея отправимся в исторический центр города. По пути полюбуемся на деревянные дома к. 19 - н. 20в., украшенные ажурной резьбой. А вот и памятник 12 в. - вал - единственное, что осталось от древней истории города. Когда-то вал имел длину 2100 м., ширину до 33 м., высоту от 9 до 15 м.,а также 3 проезда с башнями. Это была внешняя линия укреплений города, защищавшая детинец, возведенный на Княжей горе. Но сохранились лишь остатки вала - длина 1,5 км., высота до 7,5 м. раскопки. Хотите соприкоснуться с историей древнего города? В историческом центре города проводятся археологические раскопки, можно принять в них участие. Экскурсию по городу завершим у памятника Александру Невскому. Великий князь умер в Городце в одной из келий Федоровского монастыря в 1263 г.

Из Городца отправляемся в город Чкаловск. Старое название его - Василева слобода. Это одно из самых древних селений Поволжья,было основано около 1157 г. Чкаловск расположен в живописном месте, в пойме речки Санохты при ее впадении в Волгу. Цель нашей поездки - мемориальный музей В. П. Чкалова. Музей был открыт в 1940 г., в доме, в котором 2 феврале 1904 г. родился Чкалов. Дом построен в 1896 г. отцом легендарного летчика, Павлом Григорьевичем. Домик удачно вписывается в современный пейзаж города. Ведь Чкаловск, как и многие селения Поволжья, представляет собой удивительное смешение старины и современности. Итак, начнем экскурсию по мемориальному музею Чкалова. 1-я комната музея- бывшая кухня семьи Чкаловых. Экспозиция этой комнаты посвящена детству и юношеству Чкалова. Сумка-ранец, латунная кружка, сделанная Валерием из гильзы снаряда, лото, в которое он любил играть, санки На стенах комнаты - фото родителей Валерия, 1-х учителей, на рисунках - школа, в которой он учился. Следующий раздел экспозиции рассказывает о годах учения Валерия в Череповецком техучилище, Музею удалось собрать некоторые экспонаты, относящиеся к этому периоду жизни Чкалова: фото мастеров училища, здания самого училища, его территории, фото парахода "Баян". С "Баяном" связан поворот в судьбе Чкалова. Именно с палубы парохода он впервые увидел летящий над Волгой гидросамолет. Так, как он сам впоследствии говорил, у него и родилась мечта стать летчиком. В витрине этой же комнаты экспонируется пробковый пилотский шлем, который был на Чкалове во время его первого полета. Экспонаты следующей комнаты рассказывают об учебе и службе, становлении его авиационного мастерства. На стенде музея - фото, документы, рисунки. Здесь можно увидеть поврежденный цилиндр мотора, полетную карту с маршрутами, проведенными рукой Валерия Павловича. В следующая комнате находятся экспонаты,рассказывающие о двух легендарных беспосадочных перелетах, совершенных Чкаловым. В витрине выставлен летный костюм Чкалова, в котором были совершены оба перелета, представлены также зажигалка, курительная трубка, перочинный нож. Особое внимание привлекает "копейка", которую летчик обнаружил в кармане своих брюк в Америке - один местный предприниматель предлагал за нее Чкалову 100 долларов.Следующая комната музея - бывшая гостиная. На стендах этой комнаты расположены экспонаты, рассказывающие о приезде Чкалова на родину. У окна большой дубовый стол, на нем чернильный прибор, телефон, недокуренная пачка папирос, Рядом этажерка с книгами. Посередине комнаты стоит стол с посудой, а у стены простая железная кровать, покрытая байковым одеялом, на ней спал Валерий Павлович. В витрине лежат подарки, которые привозил Чкалов родным, а в другой части экспозиции - подарки летчику от трудящихся страны. Особенно необычно выглядит модель самолета АНТ-25, сделанная из 74 перочинных ножей мастерами города Павлова. Последняя комната музея- бывшая спальня Чкаловых. Экспонаты этой комнаты рассказывают о последнем дне жизни В. П. Чкалова. В витрине хранится одежда его последнего полета и нераскрытый парашют. На стенах комнаты - фото, запечатлевшие минуты прощания с выдающимся летчиком. Мы покидает дом Чкалова, но экскурсия не закончена. Рядом находится павильон-ангар, построенный в 1957 г. Здесь выставлена авиационная техника 1930-х гг.: самолеты АНТ-25, И-16, ЦКБ-15. Из Чкаловска наш путь лежит в г. Арзамас.

Арзамас включен в список исторических городов России. Поселение под таким именем упоминается в старинных грамотах уже в 1366 г. Все достопримечательности города можно объединить в 5 групп:

  • Храмы Арзамаса;
  • Деревнные жилые дома 1-й половины 19в.;
  • Каменные постройки 18-19вв;
  • Краеведческий музей;
  • Музей А. Гайдара;

Предлагаю остановиться на 1-х двух маршрутах. Отправляемся на экскурсию "Храмы Арзамаса". Держим путь на Соборную площадь-самую старую площадь города. Она существует со времени крепости, которую приказал построить Иван Грозный в 1552 г., когда шел через эти места в поход на Казань. Крепости давно нет, а площадь сохраняется в обрамлении зданий 17-18 вв. Центр архитектурного ансамбля площади - Воскресенский собор. Его построили жители Арзамаса на свои пожертвования в память об изгнании Наполеона с русской земли. Постройка храма началась в 1814 г. по проекту архитектора Коринфского М. П., уроженца Арзамаса, выдающегося мастера позднего классицизма. Величественность пятиглавому Воскресенскому собору придают 48 колонн, объединенных в 4 портика. Строительство храма было закончено к 1840 г., еще 2 года продолжалась отделка здания. Превосходные фрески, богатый резной иконостас - все это дело рук талантливых арзамасских мастеров. Роспись интерьеров была выполнена воспитанниками арзамасской художественной школы О. С. и А. О. Серебряковыми, а иконостас изготовлен братьями В. и К. Ломакиными.

Рядом расположена церковь Живоносного источника. Этот храм построен в 1794 г. в стиле классицизм, а колокольня сохранила нарядный барочный силуэт. В 18 в. склоны холма, на котором стоит Арзамас, обрамлялись многочисленными башнеобразными многоярусными церквями. Это придавало городу необыкновенный, сказочный силуэт. Одной из этих церквей, с сохранившимися нижним четвериком, трапезной, алтарем была Ильинская церковь. Верхние ее ярусы и колокольня не сохранились. Ильинская церковь была построена в 1746 г., когда в России господствовал стиль барокко. Поэтому храм украшен деталями присущими данному направлению в архитектуре: выполненные из тесаного кирпича обрамления окон с колонками и "рваными" фронтонами кокошников, а также фигурные кирпичные карнизы, которые благодаря остроумному расположению дают причудливую светотень. В то же время окна имеют прямоугольную форму и расположены ярусами подобно этажам жилых домов 18 в. В 18 в. церковная архитектура начинает подражать некоторым приемам, свойственным гражданским зданиям.

В тех случаях, когда у владельцев земли на центральных улицах Арзамаса не было средств на строительство каменного дома, как того требовали проекты планировки 18-19 гг., для удешевления строительства из кирпича выкладывались лишь стены уличных фасадов. После чего строили деревянный дом, который по своим формам имитировал каменную архитектуру. Несколько таких домов сохранилось в части Арзамаса у набережной р. Теши. Центром композиции уличного фасада служит четырехколонный портик с фронтоном, поднимающийся над боковыми крыльями здания. Так построен дом Ханыкова (ул. Советская, 21). Но у здания есть и свои особенности. Входное крыльцо и портик обращены на угол пересечения улиц и имеют в плане дугообразную форму. В досках фронтона вырезана большая арка для слухового чердачного окна. Следующий памятник архитектуры - дом №10 по Верхней набережной. Фасад этого дома выстроен по обычному принципу, только портик опирается на 6 колонн. Соседний жилой дом Твердова (№16)- одноэтажный, с мезонином, завершенным фронтоном. Его колонны, сделанные из цельных бревен, вплотную прислонены к стене центральной чести дома. Расположенный рядом дом Бессоновой (Верхняя набережная, 14) основан на редко встречающейся композиции фасада. Вместо портика - три глубокие арочные ниши. Наверху они объединены горизонтальным карнизом и аттиком. Все эти выполненные из дерева конструкции настолько плотно подогнаны, что создается впечатление будто видишь каменный дом. Здание это интересно еще и тем, что в нем не раз бывал А. С. Пушкин, посещавший город проездом в болдинские имения. По этой дороге, пролегающей по степной местности, когда-то восхитившей великого поэта проследуем и мы в Большое Болдино.

Пушкинский заповедник в Болдине начал свою историю 11 апреля 1918 г., когда местные крестьяне решили увековечить память поэта. В 1949 г. в бывшей вотчинной конторе открылся небольшой музей, посвященый жизни и творчеству Пушкина. А в 1963 г. была создана музейная экспозиция в барском доме Пушкиных. В 1979 г. в усадьбе был установлен бронзовый памятник А. С. Пушкину. Авторы (скульптор О. К. Комов и архитектор Н. И. Комова) изобразили поэта сидящим на садовой скамейке. Композиция памятника, лирический образ поэта как нельзя лучше подходят к окружающей местности. Пройдем в музей Пушкина. Центр музейной экспозиции - кабинет Александра Сергеевича. В нем воссоздана обстановка 1833 г. На маленьком столике мы видим листы бумаги, исписанные рукой поэта, скульптурный бюст, полку с книгами. В следующей комнате продолжается рассказ о 1833 г. в жизни Пушкина. На столике материалы, связанные с "Историей Пугачева", письма, тетради с выписками из архивных документов, записная книжка, которую Александр Сергеевич брал с собой в путешествие на Урал. Здесь же наброски поэмы "Медный всадник", часы в высоком футляре, диван, шкаф с книгами. Из барского дома через парк пройдем в дом старой вотчинной конторы. Здесь мы увидим предметы крестьянского обихода и труда 1-й пол. 19 в., конторские книги и другие хозяйственные документы на грубых деревянных столах. Во времена Пушкина в этом помещении считали крестьянские оброчные деньги, мерили холсты, взвешивали пряжу. Теперь выйдем в парк, перед домом лиственница, которую считают современницей поэта, старая, почти разрушенная временем ветла, липовая и березовая аллеи, пруды, плотины. Примерно в 2 км. находится роща Лучинник. Пушкин любил отдыхать в этой роще у родника. Таковы пушкинские места в Болдино. Посетив их непременно почувствуешь, что прикоснулся к великому искусству. А к кому-то возможно здесь придет вдохновение и появятся новые стихи...


Визитка Мультивикторины: Разживин Михаил

Персональные инструменты
Инструменты