Архитектура города Курска

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Эту статью следует викифицировать.

Пожалуйста, отредактируйте её, используя вики-разметку.




Архитектура г. Курска.

О специфической архитектуре Курска можно говорить только начиная с 16 в., когда в городе были возведены первые каменные постройки. Таковыми явились строения Курской крепости, от которой сохранилась лишь одна башня, да и то перестроенная во второй половине 18 в. Ко второй половине 17 в. относится единственный памятник гражданской А., сохранившийся в Курске до настоящего времени - т. н. "палаты бояр Ромодановских" (см. илл. к статье). Кроме палат, рядом были построены дворовый флигель и Нижне-Троицкая церковь. Вместе они составили довольно типичный княжеский комплекс того времени с явно крепостным характером архитектуры. Сооружённая почти одновременно с Палатами Нижне-Троицкая церковь дошла до нас уже в перестроенном виде (1782). Следующим по хронологии сохранившимся архитектурным памятником является Верхне-Троицкая церковь, сооруженная в 1696 и перестроенная в середине 19 в. От первоначального вида до нашего времени дошел традиционный восьмерик с главкой и колокольня с шатровым завершением, решённая в стиле раннего русского барокко 17 в. В середине 17 в. был возведен каменный собор Знаменского монастыря, разобранный в начале 19 в. из-за ветхости. На его месте был построен Знаменский собор (См. илл. к статье Знаменский собор). Постановка Знаменского собора имела ключевое градостроительное значение. Соседствуя со зданиями Дворянского собрания (ныне - Дом офицеров), Мужской гимназии, архиерейского дома (ныне - Краеведческий музей), собор величаво возвышался над окружающей городской застройкой, создавая неповторимый силуэт центра Курска. Жемчужиной курской архитектуры можно назвать построенный в 1752 - 1778 Сергиево-Казанский кафедральный собор, расположенный на ул. М. Горького (См. илл. к статье Здания культовые). К этому же времени относится и строительство дома Приказа общественного призрения по ул. Садовой (автор Д. Кваренги). В центральной части здания возвышался барабан с полукруглым куполом, который в 1930-х был снят, но, тем не менее, здание, возведенное в стиле русского классицизма, впечатляет своей строгой простотой. Архитектору Д. Кваренги приписывается авторство и Михайловской церкви (1762), расположенной по ул. В. Луговой. В 1820 по проекту архитектора К. Гофмана было построено здание манежа на ул. Херсонской (ныне - ул. Дзержинского). В 1886 оно было переделано под театр (архитектор Грознов). Перечисленные здесь постройки древнего Курска являются памятниками архитектуры и охраняются государством. К этому перечню, с полным правом, следовало бы добавить и построенный в конце 19 в. в стиле готики костёл, градостроительная роль которого несоизмерима с его сравнительно небольшим объемом. Следует отметить и ряд других сооружений, в частности, комплекс зданий мельницы по ул. Колхозной (как хороший пример промышленной архитектуры начала 20 в.), а также здание управления Курской железной дороги по ул. Добролюбова (ныне управление ФСБ). С развитием капитализма в России стало очень популярным строительство доходных домов. Примеры таких домов, решённых, как правило, в стилях эклектики или модерна, имеются и в Курске (по ул. Дзержинского). К русской эклектике можно отнести и некоторые здания общественного назначения: Дворянского собрания (ныне Дом офицеров), монтажного техникума по ул. Советской (арх. К. А. Борисоглебский). В этот же период в псевдорусском стиле построено неординарное для центра города здание банка (угол ул. Ленина и Челюскинцев). В 1912 в Купеческом саду (ныне сад им. Первого Мая) был построен летний театр с элементами стиля модерн - первое в городе здание из монолитного железобетона.

Городская архитектура Курска в советский период.

В советский период (до ВОВ) город продолжал обогащаться целым рядом зданий, решённых в стиле конструктивизма и неоэклектики: это жилые дома на углу улиц Дзержинского и Советской (арх. М. В. Георгиевский), Дзержинского и Белинского (арх. П. Ф. Платонов), административное здание на Красной площади, 6 (арх. П. И. Лазаренко), электромеханический техникум по ул. Садовой (арх. А. П. Зубов), жилой дом по ул. Бебеля (арх. А. Г. Шуклин, А. П. Зубов) и др. Послевоенные годы ознаменованы значительным подъёмом градостроительства и архитектуры города. Именно в эти годы восстановления разрушенного был реконструирован и построен заново целый ряд общественных зданий и жилых домов центра: Дом Советов (арх. А. Г. Шуклин), Дом связи (арх. Д. И. Гаркуша, А. Н. Иванов), здание Горисполкома (арх. П. Г. Стенюшин, Н. С. Власенко), гостиница "Центральная" (арх. П. Г. Стенюшин, Н. С. Власенко, А. Н. Иванов), административное здание УВД (арх. В. С. Попов, А. Н. Иванов), Совпартшкола (арх. Д. И. Гаркуша, А. Н. Иванов), жилой дом на пл. Перекальского (арх. А. Ю. Ехауеким), комплекс жилых домов по ул. Дзержинского (арх. А. И. Лезин). Стилевой особенностью большинства из этих зданий было наличие так называемых "излишеств" (советская неоклассика с элементами эклектики). Из других объектов следует назвать Дом профсоюзов (арх. Н. С. Власенко) и перестроенный кинотеатр им. Щепкина (арх. А. Г. Шуклин). Современный вид кинотеатр получил в результате перестройки его в 1980-е (арх. С. Л. Писарев). Удачной работой можно считать восстановление Дворца культуры железнодорожников (арх. Н. А. Вишняков). В 1950-е была начата застройка привокзальной площади. Главным объектом площади стал Железнодорожный вокзал. Решённый без применения ордерной системы, он был задуман архитектором И. Г. Явейном как памятник в честь победы на Курской дуге. Именно отсюда его особая художественная выразительность и монументальность. Большим событием для Курска было сооружение в 1950-е и комплекса зданий Сельхозинститута (арх. И. Н. Гулин, В. Г. Кремлёв, С. И. Фёдоров, М. А. Иванов), архитектуру которого отличает почти классическая простота и целесообразность. К интересным зданиям этого периода следует отнести и Дом книги (арх. М. Л. Теплицкий). Архитектура 1960-х развивалась в СССР под влиянием печально известного Постановления ЦК КПСС 1954 "Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве", после чего творчество архитекторов было поставлено в жёсткие рамки типового проектирования. Практически всё массовое жилищное строительство было выведено на окраинные площадки города. Были сооружены безликие жилые массивы "Химволокно", Юго-Западный, "Ламоново", Северо-Западный, Завокзальный. Об индивидуальности архитектурного облика зданий в условиях преимущественного типового проектирования приходилось только мечтать. Выход для творческой фантазии архитекторы находили, в основном, в проектах пристроек к жилым домам. Примеры этому имеются по ул. Дейнеки, проспектам Кулакова и Дружбы. В центральной части города в этот период возник ряд общественных зданий, сформировавший его современный архитектурный облик. Это такие крупные здания как Государственный цирк, инженерно-лабораторный корпус Курскстроя, Центральный универмаг, общественно-жилой комплекс "Русь", ЦНТИ, административное здание Центрального округа (арх. М. Л. Теплицкий); комплекс центрального рынка, Дом знаний, инженерный корпус "Курскэнерго", жилой дом с учреждениями обслуживания на Привокзальной площади (арх. В. П. Семенихин); новое здание Курского облдраматического театра (арх. Е. Г. Розанов, Л. А. Лавров, Москва); 16-этажная гостиница с рестораном (арх. М. А. Орлов, Москва); здание областной ГАИ (арх. В. Г. Кулик); Курскбанк по ул. М. Горького, корпус технических служб ФСБ и пристройка к зданию Госпединститута (арх. И. Л. Брагин); отделение Промбанка по проспекту Гагарина (арх. А. Н. Баландин); Дом бракосочетаний по ул. Радищева (арх. Е. Б. Красников); здания налоговой инспекции по ул. М. Горького (арх. Д. А. Кубрин) и спецгородка УВД по ул. Бебеля (арх. О. М. Заутренников); центр досуга "Гелиос" (арх. П. Ф. Матягин) и др. Два интересных архитектурных объекта сооружены в настоящее время на ул. Ленина - Сбербанк и Промбанк. Их проектирование осуществили турецкая и итальянская фирмы при участии молодых курских архитекторов. Появившаяся в последнее время свобода архитектурного творчества и возможности применения современных отделочных материалов уже позволяют и курским зодчим создавать неординарные проекты.

Персональные инструменты
Инструменты