Арестов, Николай Алексеевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

1.Биографическая справка

2.Воспоминания о фронте (автограф)

3.Работа в школе

Арестов Николай Алексеевич

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Односельчанин-участник Великой Отечественной войны Арестов Николай Алексеевич (1923 года рождения). В 1937 году, 14 летним подростком он вступил в комсомол. В 1940 г. стал студентом Балашовского Учительского института, но долго учиться не пришлось. В октябре 1941г ушёл на фронт добровольцем. Участвовал в боях на Калининском и первом Украинском фронтах. За выполнение боевых заданий командования Николай Алексеевич награждён орденами «Богдана Хмельницкого» и «Отечественной Войны». Демобилизован в сентябре 1941г. С 1945г являлся членом КПСС. С сентября 1946г. по 1986 г. работал учителем физики и математики в Подгорненской школе. Сначала преподавал физику и математику, а с 1972 года – начальную военную подготовку. Имеет юбилейные награды, медали «За победу над Германией», «За взятие Берлина».

Вел активную общественную и военно-патриотическую работу на селе и в школе. Николай Алексеевич Арестов поделился своими воспоминаниями о боях во время Великой Отечественной Войны, написав автобиографический очерк. Данный материал в настоящее время хранится в школьном краеведческом музее.

АВТОГРАФ

« 23 октября 1941г на собрании 21 группы второго курса физико - математического отделения Балашовского Учительского института было решено: просить комитет комсомола института обратится в горвоенкомат о направлении комсомольцев 21 группы добровольцами в Красную Армию. Военкомат нашу просьбу удовлетворил. 29 октября 13 студентов института вместе с комсомольцами - добровольцами других организаций погрузились в вагоны, и поезд помчал нас на восток…»

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ

Из личных воспоминаний Арестова Н.А….

« К 20 ноября 1942г полк прибыл на передовую позицию, сменив другой, который отошёл в тыл для формирования и отдыха. Смена полков происходила ночью. Были приняты все меры предосторожности для скрытной смены полков. Как только рассвело, и видимость стала хорошей, мы приступили к изучению местности перед передним краем. Между нашей и немецкой обороной была так называемая нейтральная полоса, глубиной порядка 700-800м. На нейтральной полосе рос мелкий кустарник и отдельные деревья. Вдалеке были видны большие валуны. Командир взвода назначил меня наблюдателем. В середине ноября мне было присвоено звание-сержант, и назначили командиром минометного расчёта. Минометная рота заняла огневую позицию в лощине, метров за 500 от передовых окопов. Мы с телефонистом по ходу сообщения пришли в расположение стрелковой роты, на НП командира роты для изучения местности. Приметили среди кустарника два больших валуна, расположенных почти рядом. Надели белые маскхалаты и отправились ползком к этим валунам. Заняв удобную позицию, замаскировавшись, мы начали со связистом наблюдать за передним краем немцев. Валуны находились на возвышенности, и мы свободно просматривали немецкие позиции до километра в глубину. Как только стемнело, мы покинули наш НП. На следующий день, наблюдая за немецкой обороной, я заметил в лощине скопление немцев. По телефону на огневую позицию минометной роты было передано: «Ориентир два, правее двести, дальше триста, первый миномет-огонь!» Разрыв мины оказался дальше немцев, я передаю: «Уменьшаю дистанцию на двести метров», и вновь: «Первый миномет-огонь!». Недолёт. «Увеличиваю дистанцию на сто метров. Огонь!...» Разрыв в центре скопления немцев. Такое явления в артиллерии называются «вилка». Затем команда: « Батарея, беглым - огонь!». По немцам ударили все девять стволов минометной роты. Противник заметался, ища выхода из зоны минометного огня. Через некоторое время, по возвышенности, где находились мы, немцы открыли сильный оружейно - пулеметный огонь. Очевидно, противник понял, что кто-то корректирует огнем миномётов. Пришлось менять нам НП .При очередной перебежке меня сильно ударило в правую сторону груди. Тело как-то сразу обмякло и стало не послушным. Под гимнастеркой стало тепло от крови .К счастью рядом оказалась лощина и я скатился в нее .С большим трудом мы выходили из нейтральной полосы к своим окопам .Здесь мне сделали перевязку ,и отравили в госпиталь .На излечение находился около четырех месяцев .После госпиталя попал в другую часть….»

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ

Командующий фронтом Маршал Советского Союза Конев Иван Степанович

13 армия. Командующий армией генерал - полковник Пухов Николай Павлович

147 стрелковая дивизия. Командир дивизии полковник Герасимов Иван Степанович

640 стрелковый полк. Командир полка полковник Иванов

3 - й стрелковый батальон. Комбат майор Мачулкин.

2 -я рота. Командир роты старший лейтенант Большаков.

1 взвод . Командир взвода лейтенант Арестов Николай Алексеевич.

Из воспоминаний… « Командарм Пухов приказал 147 дивизии взять немецкий город Штейнау. Командир дивизии решил брать город тремя полками с трех сторон . Командир батальона приказал мне установить связь с соседним полком. Я с взводом пошёл выполнять боевой приказ. Скрытно подошли к железной дороге, которая шла от р.Одер к Штейнау. Метров триста дорога шла в выемке. Но вот выемка кончилась. Солдаты, пригнувшись, стали перебегать от одного укрытия к другому. Уже начинало смеркаться. Впереди ярко светилось. Это шёл бой в городе, который вёл соседний полк. Ему необходимо оказать поддержку. Надо быстрее выполнять приказ. Но не тут-то было. Дальнейшему нашему продвижению мешал крупнокалиберный пулемёт, который вёл огонь из дзота. Я приказал первому отделению обойти дзот правее метров 800, второму левее. Третьему отделению вести усиленный огонь в направлении дзота, одновременно имитируя наступление. Солдаты старательно выполняли приказ. Но вражеский пулемёт продолжал работать, посылая очередь за очередью сноп трассирующих пуль в нашу сторону. При очередной перебежке я почувствовал, что меня чем-то сильно ударило в левое плечо. Достав перевязочный пакет, я попросил солдата сделать мне перевязку. Через , несколько минут, мы услышали разрывы гранат и не слышали больше звук немецкого пулемёта. Дальнейший путь был свободен. Я послал командира первого отделения с солдатами для установления связи с другим полком. Часа через три командир отделения вернулся с письменным донесением. Взял с собой связного, оставив за себя командира первого отделения, я направился в штаб батальона. Доложив комбату о выполнение боевого задания, с его разрешения отправился в санбат. Это произошло 2.11.1945г. За выполнение боевого задание Указом Президиума Верховного Совета СССР я был награжден орденом Отечественная война II степени. 12 апреля 1945г в составе 147 стрелковой дивизии принимал участие в прорыве немецкой обороны на реке Нейсе.. Здесь я впервые был свидетелем, как работала наша артиллерия. После обработки переднего края обороны против противника и перенесения огня вглубь обороны, мой взвод в составе роты на подручных средствах форсировал реку и овладел крупным узлом сопротивления Кляйм-Бондемей-зель. За выполнение этой операции я был награжден орденом Богдана Хмельницкого 3 степени. В дальнейших боях был ранен в обе ноги. С поле боя меня вывезла тройка собак, запряженная в носилки, поставленные на катки. Бал демобилизован из армии в сентябре 1946 года….»

РАБОТА В ШКОЛЕ

Этого замечательного человека, проработавшего в школе 40 лет, помнит всё село. Он прекрасно знал свой предмет, имел активную жизненную позицию, всегда делал гораздо больше, чем был обязан – помогал оформлять музей и школьные коридоры, читал лекции, ходил в походы, работал на ремонте школы, и в поле с учениками. Даже в 60 лет он был бодр, всегда доброжелателен, готов прийти на помощь. Николай Алексеевич может послужить образцом для того, кто захочет исследовать жизнь целого поколения, ведь он родился в 1923 году. А это много значит, ведь «из мужчин 1923 года рождения, т.е. тех, кому в 1941 году было по 18 лет, осталось в живых к концу войны не более 3%». (Островский В.П. «История Отечества». М., Просвещение, 1992, стр.111) Он не мог об этом не знать, но он был оптимистом.

Персональные инструменты
Инструменты