Аверкиев, Владимир Дмитриевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Боевой путь моего прадедушки

Аверкиев

Мой прадед Аверкиев Владимир Дмитриевич прошел всю войну от Волги до берегов Вислы. Он учился на 3 курсе биологического факультета Горьковского государственного педагогического института им. М.Горького, когда его отозвали от учебы и направили на курсы в военное училище. Вот как об этом вспоминал прадедушка: «О том, что началась война, я узнал только через месяц – работал в Лукояновском лесничестве, жил в лесу, а там ни радио, ни газет не было. Воевать ушел с третьего курса университета. Первый бой принял в Белоруссии, под старой Русой, последний – на улицах Праги в мае 45-го».

В августе 1942 года лейтенант Аверкиев уже был заместителем командира стрелковой роты. Вскоре их дивизию перебросили на Северо-Западный фронт. Где-то за Старой Руссой, у деревни Сорокино состоялся тот самый первый бой. Бой жестокий. Бой, который запомнился прадеду на всю жизнь. Нужно было удержаться у деревни Сорокино хотя бы один день. На следующий день ждали подкрепления, и было назначено наступление.

Дорогой ценой достался этот день. Из сорока человек взвода, которым командовал В.Д.Аверкиев, к концу дня в строю осталось лишь девять. А на второй день, в стремительной атаке наступления был тяжело ранен и сам молодой лейтенант. На поле боя его подобрали санитары, сделали все возможное, чтобы спасти жизнь прадеда.

«Совсем рядом разорвалась мина. В глазах потемнело, почувствовал, что ранен… В госпитале пролежал пять месяцев». Врачи извлекли из тела пять осколков. «На каждый осколок по одному месяцу приходится», - шутил прадедушка. После госпиталя повезло – попал снова в свою дивизию. С ней и пошел всю войну.

На вопрос что памятно, прадедушка отвечал, что все, ничего не забывается, даже если хочешь забыть.

«Памятно, например, лето 42-го года. Моя часть получила задание форсировать Днепр и выйти на правый, высокий берег в район деревни Ходорово, в которой засела одна из немецких дивизий. Форсировать Днепр решили ночью. Переправлялись кто как мог: на лодках, плотах, просто на бревнах. Немцы, по-видимому, не ожидали переправы, поэтому на другой берег мы перебрались без шума. День отсиживались в лесу. Костров не разводили, не курили – боялись раскрыть себя (а курить, ох, как хотелось). Наутро наши войска пошли в наступление, после мощной артподготовки. Ходорово заняли довольно быстро, почти с ходу. Но укрепиться фашисты не давали долго: контратаковали». В одну из таких контратак его снова ранило. «Совершенно случайно ранило, если только бывают случайные ранения, в бою даже не заметил - вспоминал прадед. – Только вечером, когда хотел сменить портянки, гляжу – в сапоге дырка и в ноге дырка». На этот раз ранение оказалось легким. Их часть заняла еще несколько высот близ Ходорова и продвигалась с боями каждый день километров на пять вперед. Немцы почти непрерывно бомбили с воздуха. Жалко им было отдавать завоеванную землю. Однажды в склон оврага, в котором укрылись от бомбежки Аверкиев и его товарищ, попала бомба. Их засыпало землей. «Лежу и чувствую, что уже задыхаюсь, страшно стало такой вот смертью умирать, а ни рукой, ни ногой шевельнуть не могу, придавило здорово. На наше счастье солдаты-связисты видели, как нас накрыло, они и откопали. Не слышал я после этого месяц, но потом все обошлось…».

Аверкиев В.Д.

Потом были и другие сражения.

За успешное проведение операции по освобождению г. Калинковичи дивизии, в которой служил прадед, было присвоено звание Калинковической.

Постепенно к Аверкиеву пришли опыт, умение руководить людьми, выбрать в решающий момент единственно верное решение.

В операции «Сандамирский плацдарм» В.Д. Аверкиев был начальником штаба батальона. «Страшное это было месиво, рассказывал прадед о боях севернее Сандамирского плацдарма. – Наши стояли насмерть, уже было выдержано девять атак, казалось, что если будет еще одна, то немцы сбросят нас в Вислу. Но первыми не выдержали они же сами».

Закончил В.Д.Аверкиев свой боевой путь в Праге.

Фронты Великой Отечественной: Северо-Западный, Воронежский, 1-й Белорусский, 1-й Украинский как отметины записи в военном билете: два ранения, контузия…, орден Красной Звезды, два ордена Великой Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». Для нашей семьи – это памятные отметины

Справка о ранении
Персональные инструменты
Инструменты